Административная ответственность за осуществление деятельности без лицензии
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за осуществление деятельности без лицензии (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Незаконная предпринимательская деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Именно такой позиции придерживается и ВС РФ. В частности, в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ВС РФ поясняет, что в том случае, если административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий установлена, помимо общих норм в ч. 2 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП, и другими статьями КоАП РФ, то действия лица квалифицируются по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. В качестве примера ВС РФ приводит ситуацию, при которой занятие лицом частной медицинской практикой без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, квалифицируется по ч. 1 ст. 6.2 КоАП (занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом), а не по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Именно такой позиции придерживается и ВС РФ. В частности, в п. 18 Постановления Пленума ВС РФ от 24.10.2006 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" ВС РФ поясняет, что в том случае, если административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий установлена, помимо общих норм в ч. 2 или ч. 3 ст. 14.1 КоАП, и другими статьями КоАП РФ, то действия лица квалифицируются по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ. В качестве примера ВС РФ приводит ситуацию, при которой занятие лицом частной медицинской практикой без наличия специального разрешения (лицензии) на данный вид деятельности, квалифицируется по ч. 1 ст. 6.2 КоАП (занятие народной медициной без получения разрешения, установленного законом), а не по ч. 2 ст. 14.1 КоАП (осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна)).
"Государство, общество и личность: пути преодоления вызовов и угроз в информационной сфере: монография"
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<568> В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица квалифицируются по специальной норме (см.: Субанова Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: Монография. М., 2011).
(отв. ред. Л.К. Терещенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)<568> В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица квалифицируются по специальной норме (см.: Субанова Н.В. Лицензирование предпринимательской деятельности: правовое регулирование, ответственность, контроль: Монография. М., 2011).
Нормативные акты
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"18. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
(ред. от 25.06.2019)
"О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"18. В тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий помимо общих норм, содержащихся в частях 2 и 3 статьи 14.1 КоАП РФ, установлена другими статьями КоАП РФ, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП РФ.
"Обзор судебной практики "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, установленной частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающими административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) и с грубым нарушением лицензионных требований.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017)Прокурор обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности, установленной частями 2 и 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), предусматривающими административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) и с грубым нарушением лицензионных требований.
Статья: Суррогатное материнство & торговля людьми: межотраслевой конфликт
(Богдан В.В., Урда М.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Нарушения лицензионных требований при использовании технологии суррогатного материнства, ее осуществление, равно как и осуществление иных сопутствующих услуг без лицензии, не находятся в прямой зависимости от состава торговли людьми. В то же время они могут способствовать совершению этого преступления, например в случае предоставления неверной информации заинтересованным лицам о субъектном составе договора по вынашиванию и рождению ребенка, его содержании и особенностях исполнения. Поскольку сотрудники соответствующих организаций обычно сопровождают его исполнение на всех этапах реализации программы, осуществляя свою деятельность на профессиональной основе, в своем желании обойти закон они рискуют оказаться в фокусе внимания правоохранительных органов, и не только за торговлю людьми. За осуществление указанной деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Если она сопряжена с извлечением дохода или причинением ущерба в крупном (особо крупном) размере - уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ). Самостоятельная ответственность установлена за причинение вреда здоровью по неосторожности при отсутствии лицензии (ст. 235 УК РФ) и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья человека (ст. 238 УК РФ).
(Богдан В.В., Урда М.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 4)Нарушения лицензионных требований при использовании технологии суррогатного материнства, ее осуществление, равно как и осуществление иных сопутствующих услуг без лицензии, не находятся в прямой зависимости от состава торговли людьми. В то же время они могут способствовать совершению этого преступления, например в случае предоставления неверной информации заинтересованным лицам о субъектном составе договора по вынашиванию и рождению ребенка, его содержании и особенностях исполнения. Поскольку сотрудники соответствующих организаций обычно сопровождают его исполнение на всех этапах реализации программы, осуществляя свою деятельность на профессиональной основе, в своем желании обойти закон они рискуют оказаться в фокусе внимания правоохранительных органов, и не только за торговлю людьми. За осуществление указанной деятельности без лицензии предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 14.1 КоАП РФ). Если она сопряжена с извлечением дохода или причинением ущерба в крупном (особо крупном) размере - уголовная ответственность (ст. 171.1 УК РФ). Самостоятельная ответственность установлена за причинение вреда здоровью по неосторожности при отсутствии лицензии (ст. 235 УК РФ) и оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья человека (ст. 238 УК РФ).
"Комментарий к Федеральному закону от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий, помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП, установлена другими статьями КоАП, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП. Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП.
(постатейный)
(Батрова Т.А., Жеребцов А.Н., Аверина К.Н., Ведышева Н.О., Воронцова Е.В., Менкенов А.В., Чернусь Н.Ю., Беляев М.А., Котухов С.А., Тимошенко Д.А., Югова Л.И.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)В п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" установлено, что в тех случаях, когда административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) или с нарушением предусмотренных в нем условий, помимо общих норм, содержащихся в ч. 2 и 3 ст. 14.1 КоАП, установлена другими статьями КоАП, действия лица подлежат квалификации по специальной норме, предусмотренной КоАП. Например, занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензию на данный вид деятельности, надлежит квалифицировать по ч. 1 ст. 6.2 КоАП.
Статья: О коллизиях законодательства в сфере обращения лекарственных средств с учетом правоприменительной практики
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)С другой стороны, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности перевозка лекарственных препаратов (лекарственных средств) для медицинского применения включена в Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность именно в качестве отдельной, а следовательно, самостоятельной услуги. При этом, согласно официальному определению, понятие лицензии предусматривает специальное разрешение на право выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности <15>. Иными словами, лицензированию подлежит каждая из выполняемых работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности. Как следствие, перевозка лекарственных средств медицинской организацией для собственных нужд неоднократно рассматривалась судами именно как осуществление деятельности без лицензии, влекущее соответствующую административную ответственность <16>.
(Шишов М.А.)
("Медицинское право", 2022, N 3)С другой стороны, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности перевозка лекарственных препаратов (лекарственных средств) для медицинского применения включена в Перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность именно в качестве отдельной, а следовательно, самостоятельной услуги. При этом, согласно официальному определению, понятие лицензии предусматривает специальное разрешение на право выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности <15>. Иными словами, лицензированию подлежит каждая из выполняемых работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности. Как следствие, перевозка лекарственных средств медицинской организацией для собственных нужд неоднократно рассматривалась судами именно как осуществление деятельности без лицензии, влекущее соответствующую административную ответственность <16>.