Административная ответственность за нарушение экологического законодательства
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность за нарушение экологического законодательства (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Какая ответственность установлена за нарушение природоохранного законодательства?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение природоохранных правил установлена также административная ответственность (гл. 8 КоАП РФ, а также нормативные акты субъектов РФ об административных правонарушениях).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)За нарушение природоохранных правил установлена также административная ответственность (гл. 8 КоАП РФ, а также нормативные акты субъектов РФ об административных правонарушениях).
Статья: Становление и развитие экологического права в Китае
(Тен Ясинь)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Важным шагом на данном этапе становится принятие концепции устойчивого развития, выдвинутой в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (sustainable development). Далее, в 1993 г., создается специализированный орган, в чью компетенцию входит охрана окружающей среды, - Комитет по охране окружающей среды и ресурсов Всекитайского Собрания народных представителей (ВСНП) <29>. Кроме того, в этот период принимаются следующие правовые акты: Положение о предотвращении и контроле шумового загрязнения окружающей среды от 11 декабря 1989 г. N 40 <30> (Указ Госсовета), Закон "О сохранении почвы и воды" от 29 июня 1991 г. N 49 <31> (Указ Председателя КНР), Правила выполнения Закона "О предотвращении и контроле загрязнения воздуха" от 1 июля 1991 г. N 5 <32> (Указ Государственного управления охраны окружающей среды КНР), Меры административного наказания за загрязнение окружающей среды от 7 июля 1992 г. N 8 <33> (Указ Государственного управления охраны окружающей среды КНР) и др. В целом можно сказать, что формируется значительный массив правовых документов в сфере охраны окружающей среды, послуживший фундаментом для ее дальнейшего развития. Теория устойчивого развития становится основополагающей в экологическом законодательстве. Также мы видим введение административной ответственности за нарушение экологических норм, что позволяет привлекать к ответственности и предприятия.
(Тен Ясинь)
("Хозяйство и право", 2024, N 8)Важным шагом на данном этапе становится принятие концепции устойчивого развития, выдвинутой в 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (sustainable development). Далее, в 1993 г., создается специализированный орган, в чью компетенцию входит охрана окружающей среды, - Комитет по охране окружающей среды и ресурсов Всекитайского Собрания народных представителей (ВСНП) <29>. Кроме того, в этот период принимаются следующие правовые акты: Положение о предотвращении и контроле шумового загрязнения окружающей среды от 11 декабря 1989 г. N 40 <30> (Указ Госсовета), Закон "О сохранении почвы и воды" от 29 июня 1991 г. N 49 <31> (Указ Председателя КНР), Правила выполнения Закона "О предотвращении и контроле загрязнения воздуха" от 1 июля 1991 г. N 5 <32> (Указ Государственного управления охраны окружающей среды КНР), Меры административного наказания за загрязнение окружающей среды от 7 июля 1992 г. N 8 <33> (Указ Государственного управления охраны окружающей среды КНР) и др. В целом можно сказать, что формируется значительный массив правовых документов в сфере охраны окружающей среды, послуживший фундаментом для ее дальнейшего развития. Теория устойчивого развития становится основополагающей в экологическом законодательстве. Также мы видим введение административной ответственности за нарушение экологических норм, что позволяет привлекать к ответственности и предприятия.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
(ред. от 04.11.2025)Глава 8. АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Привлечение к административной ответственности за нарушения
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Привлечение к административной ответственности за нарушения
Статья: Юридическая ответственность как элемент правового режима геопарков
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2005 г. о применении КоАП РФ <30> разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. Упрощенная процедура привлечения к административной ответственности по сравнению с уголовной ответственностью способствует реализации цели сохранения геопарков, поскольку период времени между обнаружением последствий нарушения экологического законодательства и привлечением виновного лица к административной ответственности является важным фактором предотвращения причинения вреда геопаркам.
(Шагапова Р.А.)
("Экологическое право", 2022, N 6)В Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации 2005 г. о применении КоАП РФ <30> разъяснено, что в соответствии с ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ в случае совершения юридическим лицом административного правонарушения и выявления конкретных должностных лиц, по вине которых оно было совершено (ст. 2.4 КоАП РФ), допускается привлечение к административной ответственности по одной и той же норме как юридического лица, так и указанных должностных лиц. Привлечение к уголовной ответственности должностного лица не может в силу ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ служить основанием для освобождения юридического лица от административной ответственности. Упрощенная процедура привлечения к административной ответственности по сравнению с уголовной ответственностью способствует реализации цели сохранения геопарков, поскольку период времени между обнаружением последствий нарушения экологического законодательства и привлечением виновного лица к административной ответственности является важным фактором предотвращения причинения вреда геопаркам.