Административная ответственность осужденных
Подборка наиболее важных документов по запросу Административная ответственность осужденных (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 213 "Хулиганство" УК РФ"Ссылки стороны защиты на привлечение осужденных к административной ответственности по ст. 20.1 КоАП РФ, как обоснованно указано судом первой инстанции, не свидетельствует об отсутствии в действиях осужденных признаков уголовно-наказуемого деяния, при том, что противоправные действия осужденных после совершения ими действий, ответственность за которые предусмотрена ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ, переросли в уголовно наказуемое деяние, предусмотренное ч. 2 ст. 213 УК РФ, признаки которого не тождественны признакам административного правонарушения, что полностью согласуется с правовой позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 27 февраля 2020 года N 312-О."
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 292 "Служебный подлог" УК РФ"Суд соглашается с выводами судов нижестоящих инстанций, о наличии в действиях К. реальной, а не идеальной, совокупности преступлений, предусмотренных ст. 285 УК РФ и ст. 292 УК РФ, поскольку по двум преступлениям, предусмотренным ч. 1 ст. 285 УК РФ, установлена виновность осужденного в непроведении административного расследования и в умышленном непривлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ индивидуальных предпринимателей Г.Г. и Б.Б., при этом Куваевым наряду с совершением действий, влекущих уголовную ответственность по ст. 285 УК РФ, совершен служебный подлог, предусмотренный ч. 2 ст. 292 УК РФ, выразившийся во внесении заведомо ложных сведений в официальные документы - протоколы об административном правонарушении, составленные в отношении Г.Г. и А.А., а также в постановления о назначении им административного наказания."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Применение к осужденным мер административной ответственности
(Поникаров В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)"Административное право и процесс", 2022, N 4
(Поникаров В.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)"Административное право и процесс", 2022, N 4
Статья: Отличительные особенности мер административного принуждения, применяемых в уголовно-исполнительной системе
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Хочется отметить, что вопросы административно-правового принуждения, реализуемого в деятельности органов и учреждений УИС, рассматриваются сегодня учеными-пенитенциаристами сквозь призму принуждения уголовно-исполнительного. Такие базовые для административного права и законодательства институты, как институт общих и специальных мер административного пресечения, мер административного предупреждения, административной ответственности осужденных, лиц, содержащихся под стражей (далее - спецконтингент), и иных граждан, приобретают принципиально иное, отличное от классического для административно-правовой науки значение, трансформируясь в уголовно-исполнительные категории, такие как меры безопасности, обыски, досмотры, режим особых условий и др., исследование которых осуществляется, как правило, без учета огромного научного потенциала, накопленного учеными-административистами в соответствующей сфере, что, безусловно, негативно сказывается на развитии как административно-правовой и административно-процессуальной науки, так и современной доктрины уголовно-исполнительного права.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2024, N 3)Хочется отметить, что вопросы административно-правового принуждения, реализуемого в деятельности органов и учреждений УИС, рассматриваются сегодня учеными-пенитенциаристами сквозь призму принуждения уголовно-исполнительного. Такие базовые для административного права и законодательства институты, как институт общих и специальных мер административного пресечения, мер административного предупреждения, административной ответственности осужденных, лиц, содержащихся под стражей (далее - спецконтингент), и иных граждан, приобретают принципиально иное, отличное от классического для административно-правовой науки значение, трансформируясь в уголовно-исполнительные категории, такие как меры безопасности, обыски, досмотры, режим особых условий и др., исследование которых осуществляется, как правило, без учета огромного научного потенциала, накопленного учеными-административистами в соответствующей сфере, что, безусловно, негативно сказывается на развитии как административно-правовой и административно-процессуальной науки, так и современной доктрины уголовно-исполнительного права.
Нормативные акты
"Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) -
(ред. от 04.11.2025)2. Неповиновение гражданина (за исключением осужденных, отбывающих наказание в виде лишения свободы в уголовно-исполнительном учреждении, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и содержащихся под стражей в иных учреждениях) законному распоряжению или требованию сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы, военнослужащего либо другого лица при исполнении ими обязанностей по обеспечению безопасности и охране этих учреждений, поддержанию в них установленного режима, охране и конвоированию осужденных (подозреваемых, обвиняемых) -
Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ
(ред. от 25.12.2023)
"О наркотических средствах и психотропных веществах"3. На больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
(ред. от 25.12.2023)
"О наркотических средствах и психотропных веществах"3. На больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
"Комментарий судебной практики. Выпуск 29"
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)При возложении компенсации морального вреда на работодателя суд сослался также на разъяснение, данное в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", в котором подчеркнуто, что осуждение или привлечение к административной ответственности работника как непосредственного причинителя вреда, прекращение в отношении его уголовного дела и (или) уголовного преследования, производства по делу об административном правонарушении не освобождают работодателя от обязанности компенсировать моральный вред, причиненный таким работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
(отв. ред. К.Б. Ярошенко)
("Инфотропик Медиа", 2024)При возложении компенсации морального вреда на работодателя суд сослался также на разъяснение, данное в абз. 2 п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 15 ноября 2022 г. N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", в котором подчеркнуто, что осуждение или привлечение к административной ответственности работника как непосредственного причинителя вреда, прекращение в отношении его уголовного дела и (или) уголовного преследования, производства по делу об административном правонарушении не освобождают работодателя от обязанности компенсировать моральный вред, причиненный таким работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Статья: Административная юрисдикция учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в свете нового проекта КоАП РФ
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<11> См.: Зарубицкий А.В. Об административной ответственности осужденных // Вестник молодого ученого Кузбасского института: сб. науч. ст. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 35 - 39.
(Анискина Н.В., Мельникова Н.А.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)<11> См.: Зарубицкий А.В. Об административной ответственности осужденных // Вестник молодого ученого Кузбасского института: сб. науч. ст. Новокузнецк: Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2018. С. 35 - 39.
Статья: Декриминализация. Понятие, основания и последствия принятия нового уголовного закона, устраняющего преступность и наказуемость деяния
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ангидрид уксусной кислоты относится к прекурсорам, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых установлены особые меры контроля, его крупный размер для целей ст. ст. 228.3, 228.4, 229.1 УК РФ составляет свыше 100 г. За незаконные действия, в том числе за сбыт ангидрида уксусной кислоты в размере не более 100 г, законом предусмотрена административная ответственность. Действия осужденного до введения в УК РФ ст. 228.4 УК РФ за покушение на незаконный сбыт ядовитого вещества (ангидрида уксусной кислоты в количестве 0,1 мл) были квалифицированы по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 234 УК РФ. Количество ангидрида уксусной кислоты, являющегося в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ прекурсором, в покушении на сбыт которого участвовал осужденный, не образует крупного размера, значит, в силу требований ст. 10 УК РФ, он подлежит освобождению от наказания (Постановление Президиума Иркутского областного суда от 17.03.2014 N 44у-28/14).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, ангидрид уксусной кислоты относится к прекурсорам, оборот которых в РФ ограничен и в отношении которых установлены особые меры контроля, его крупный размер для целей ст. ст. 228.3, 228.4, 229.1 УК РФ составляет свыше 100 г. За незаконные действия, в том числе за сбыт ангидрида уксусной кислоты в размере не более 100 г, законом предусмотрена административная ответственность. Действия осужденного до введения в УК РФ ст. 228.4 УК РФ за покушение на незаконный сбыт ядовитого вещества (ангидрида уксусной кислоты в количестве 0,1 мл) были квалифицированы по ч. 3 ст. 30, ч. 1 ст. 234 УК РФ. Количество ангидрида уксусной кислоты, являющегося в соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ прекурсором, в покушении на сбыт которого участвовал осужденный, не образует крупного размера, значит, в силу требований ст. 10 УК РФ, он подлежит освобождению от наказания (Постановление Президиума Иркутского областного суда от 17.03.2014 N 44у-28/14).
Статья: Коллизионные вопросы применения административных наказаний в отношении осужденных
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Институт юридической ответственности осужденных занимает особое место в системе современного российского уголовно-исполнительного законодательства, нормы которого призваны регулировать вопросы, возникающие между персоналом учреждений, исполняющих уголовные наказания, и осужденными, связанные с совершением последними противоправных действий в процессе отбывания наказания и применением в отношении правонарушителей самостоятельной категории мер уголовно-исполнительного принуждения в форме установленных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <1> (далее - УИК РФ) мер взыскания. Вопросы юридической ответственности осужденных достаточно детально исследованы учеными-пенитенциаристами, обосновавшими самостоятельность данного правового института <2>. Однако отдельные аспекты, связанные с привлечением осужденных к юридической ответственности, и по сей день не получили надлежащей доктринальной проработки. Нет единства в мнениях ученых и практиков по вопросу о возможности привлечения к административной ответственности осужденных, требуют уточнения пределы распространения охранительных норм, регулирующих основания и порядок назначения дисциплинарных взысканий к осужденным в случае выявления в их деяниях признаков и состава административного правонарушения. По мнению Е.В. Сенатовой, в настоящее время происходит обособление регулирования правового статуса осужденных только нормами уголовно-исполнительного права, и при совершении ими (осужденными) административного правонарушения они привлекаются к дисциплинарной ответственности, так как нормы административного права, устанавливающие виды правонарушений и ответственность за них, трансформированы в УИК РФ в виде дисциплинарных проступков и соответствующих видов ответственности за них <3>. Схожей позиции по данному вопросу придерживается и Н.А. Мельникова <4>, утверждающая, что несоблюдение осужденными режимных требований должно повлечь за собой именно дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права.
(Гришин Д.А.)
("Административное право и процесс", 2022, N 4)Институт юридической ответственности осужденных занимает особое место в системе современного российского уголовно-исполнительного законодательства, нормы которого призваны регулировать вопросы, возникающие между персоналом учреждений, исполняющих уголовные наказания, и осужденными, связанные с совершением последними противоправных действий в процессе отбывания наказания и применением в отношении правонарушителей самостоятельной категории мер уголовно-исполнительного принуждения в форме установленных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации <1> (далее - УИК РФ) мер взыскания. Вопросы юридической ответственности осужденных достаточно детально исследованы учеными-пенитенциаристами, обосновавшими самостоятельность данного правового института <2>. Однако отдельные аспекты, связанные с привлечением осужденных к юридической ответственности, и по сей день не получили надлежащей доктринальной проработки. Нет единства в мнениях ученых и практиков по вопросу о возможности привлечения к административной ответственности осужденных, требуют уточнения пределы распространения охранительных норм, регулирующих основания и порядок назначения дисциплинарных взысканий к осужденным в случае выявления в их деяниях признаков и состава административного правонарушения. По мнению Е.В. Сенатовой, в настоящее время происходит обособление регулирования правового статуса осужденных только нормами уголовно-исполнительного права, и при совершении ими (осужденными) административного правонарушения они привлекаются к дисциплинарной ответственности, так как нормы административного права, устанавливающие виды правонарушений и ответственность за них, трансформированы в УИК РФ в виде дисциплинарных проступков и соответствующих видов ответственности за них <3>. Схожей позиции по данному вопросу придерживается и Н.А. Мельникова <4>, утверждающая, что несоблюдение осужденными режимных требований должно повлечь за собой именно дисциплинарную ответственность в соответствии с нормами уголовно-исполнительного права.
Статья: Методы деятельности органов внутренних дел в индивидуальной профилактике правонарушений
(Лихачев С.В., Ракша Н.С., Киреева А.Ф.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Официальное предостережение как профилактическая мера согласно законодательству РФ может быть применено в отношении следующих лиц: систематически нарушающих общественный порядок и совершающих другие правонарушения, влекущие за собой применение мер административного или уголовного наказания; привлеченных к административной ответственности; осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; несовершеннолетних, совершающих правонарушения; родителей или лиц, их замещающих, которые злостно не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствуют совершению правонарушений несовершеннолетними.
(Лихачев С.В., Ракша Н.С., Киреева А.Ф.)
("Российский следователь", 2020, N 12)Официальное предостережение как профилактическая мера согласно законодательству РФ может быть применено в отношении следующих лиц: систематически нарушающих общественный порядок и совершающих другие правонарушения, влекущие за собой применение мер административного или уголовного наказания; привлеченных к административной ответственности; осужденных к наказаниям, не связанным с лишением свободы; несовершеннолетних, совершающих правонарушения; родителей или лиц, их замещающих, которые злостно не выполняют обязанности по воспитанию детей и своим антиобщественным поведением способствуют совершению правонарушений несовершеннолетними.
"Комментарий к Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации: в 2 ч."
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, Решением Апатитского городского суда Мурманской области помещен в учебное учреждение закрытого типа несовершеннолетний, неоднократно совершавший противоправные деяния, за которые законом предусмотрена административная и уголовная ответственность, а также осужденный к условному лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 166 УК РФ. При принятии решения судом было учтено, что несовершеннолетний нуждается в особом педагогическом подходе и в предоставлении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, коррекции нежелательного поведения, коррекции и развитии коммуникативной, эмоционально-волевой, и личностной сферы, социально-бытовых ориентировок, профориентации, координации взаимодействия субъектов образовательного процесса, профилактике и коррекции асоциального (девиантного) поведения обучающегося, повышении уровня правовой грамотности обучающегося и его семьи. Необходимость в прохождении обучения по адаптированной образовательной программе была подтверждена заключением Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Мурманской области <1>.
(постатейный)
(часть 2)
(под общ. ред. Л.В. Тумановой)
("Проспект", 2025)Так, например, Решением Апатитского городского суда Мурманской области помещен в учебное учреждение закрытого типа несовершеннолетний, неоднократно совершавший противоправные деяния, за которые законом предусмотрена административная и уголовная ответственность, а также осужденный к условному лишению свободы за совершение преступления, предусмотренного п. "а" ч. 2 ст. 166 УК РФ. При принятии решения судом было учтено, что несовершеннолетний нуждается в особом педагогическом подходе и в предоставлении адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью, коррекции нежелательного поведения, коррекции и развитии коммуникативной, эмоционально-волевой, и личностной сферы, социально-бытовых ориентировок, профориентации, координации взаимодействия субъектов образовательного процесса, профилактике и коррекции асоциального (девиантного) поведения обучающегося, повышении уровня правовой грамотности обучающегося и его семьи. Необходимость в прохождении обучения по адаптированной образовательной программе была подтверждена заключением Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Мурманской области <1>.
Статья: Порядок назначения принудительного лечения от наркомании
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством РФ.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Так, на больных наркоманией, находящихся под диспансерным наблюдением и продолжающих потреблять наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо уклоняющихся от лечения, а также на лиц, привлеченных к административной ответственности или осужденных за совершение преступлений к наказанию в виде штрафа, лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, обязательных работ, исправительных работ или ограничения свободы и нуждающихся в лечении от наркомании, по решению суда может быть возложена обязанность пройти лечение от наркомании и могут быть назначены иные меры, предусмотренные законодательством РФ.
Статья: Особенности административно-юрисдикционной деятельности уголовно-исполнительных инспекций при производстве по делам об административных правонарушениях
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Несмотря на актуальность данного направления, правоприменительная административная практика сотрудниками УИИ имеет ряд проблем. Для повышения эффективности административной практики в деятельности УИИ необходима работа, направленная на повышение уровня знаний и практических умений сотрудников УИИ, проведение с сотрудниками работы в виде разъяснительных бесед о важности административной практики в деятельности УИИ, проведение с ними практических занятий по правильности составления административного производства. Для повышения эффективности работы по предупреждению и профилактике административных правонарушений и снижению нагрузки на сотрудников полиции считаю необходимым расширение перечня составов административных правонарушений, по которым сотрудники УИИ могли бы вести работу по составлению административных протоколов. Привлечение сотрудниками УИИ к административной ответственности осужденных ведет к дисциплинированности и законопослушности.
(Шириков В.В.)
("Административное право и процесс", 2023, N 7)Несмотря на актуальность данного направления, правоприменительная административная практика сотрудниками УИИ имеет ряд проблем. Для повышения эффективности административной практики в деятельности УИИ необходима работа, направленная на повышение уровня знаний и практических умений сотрудников УИИ, проведение с сотрудниками работы в виде разъяснительных бесед о важности административной практики в деятельности УИИ, проведение с ними практических занятий по правильности составления административного производства. Для повышения эффективности работы по предупреждению и профилактике административных правонарушений и снижению нагрузки на сотрудников полиции считаю необходимым расширение перечня составов административных правонарушений, по которым сотрудники УИИ могли бы вести работу по составлению административных протоколов. Привлечение сотрудниками УИИ к административной ответственности осужденных ведет к дисциплинированности и законопослушности.
Готовое решение: Какие особенности в приеме на работу осужденного к исправительным работам
(КонсультантПлюс, 2025)В случае необоснованного отказа осужденному к исправительным работам в приеме на работу вас могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. И назначить предупреждение или штраф в размере (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
(КонсультантПлюс, 2025)В случае необоснованного отказа осужденному к исправительным работам в приеме на работу вас могут привлечь к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. И назначить предупреждение или штраф в размере (ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ):
Статья: Задержку зарплаты признали "морально ущербной"
(Вагантов В.)
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Подытожим: если моральный вред причинил работник при исполнении своих обязанностей, то компенсировать этот вред должен работодатель. Причем его от этого не освобождают ни осуждение или привлечение к административной ответственности работника как непосредственного причинителя вреда, ни, наоборот, прекращение в отношении работника уголовного преследования или административного производства.
(Вагантов В.)
("Практическая бухгалтерия", 2022, N 12)Подытожим: если моральный вред причинил работник при исполнении своих обязанностей, то компенсировать этот вред должен работодатель. Причем его от этого не освобождают ни осуждение или привлечение к административной ответственности работника как непосредственного причинителя вреда, ни, наоборот, прекращение в отношении работника уголовного преследования или административного производства.