422 самозанятые
Подборка наиболее важных документов по запросу 422 самозанятые (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Пенсия самозанятого
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Исходя из положений ч. 2 ст. 15 Закона N 422-ФЗ самозанятые лица не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период применения указанного специального налогового режима. Специалисты трудового ведомства указали, что при введении статуса самозанятого изначально принималось принципиальное условие об исключении таких лиц из числа плательщиков страховых взносов в солидарную систему (страховая пенсия) в целях их легализации. В этой связи такие лица в период применения специального налогового режима НПД не формируют права на страховую пенсию, и, соответственно, данный период не включается в страховой стаж.
(Забродина С.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 20)Исходя из положений ч. 2 ст. 15 Закона N 422-ФЗ самозанятые лица не признаются плательщиками страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период применения указанного специального налогового режима. Специалисты трудового ведомства указали, что при введении статуса самозанятого изначально принималось принципиальное условие об исключении таких лиц из числа плательщиков страховых взносов в солидарную систему (страховая пенсия) в целях их легализации. В этой связи такие лица в период применения специального налогового режима НПД не формируют права на страховую пенсию, и, соответственно, данный период не включается в страховой стаж.
Статья: Комментарий к Письму Министерства финансов РФ от 19.01.2024 N 03-11-11/3947 <Об определении дохода, передаче и формировании чека в целях НПД при оказании услуг иностранному юрлицу>
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона N 422-ФЗ чек самозанятого должен содержать следующие реквизиты:
(Чимидова Е.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2024, N 12)Согласно п. 6 ст. 14 Федерального закона N 422-ФЗ чек самозанятого должен содержать следующие реквизиты:
Статья: 10 ошибок при оформлении чеков самозанятых, которые вызовут проблемы
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 2)Ставка налога для самозанятого различается в зависимости от статуса контрагента. При получении доходов от юридических лиц или ИП ставка выше и составляет 6% (п. 2 ст. 10 Закона N 422-ФЗ). По сделкам с физлицами ставка 4%. Поэтому ИНН заказчика является обязательным реквизитом чека (п. 8 ч. 6 ст. 14 Закона N 422-ФЗ). Если самозанятый оформил чек на физлицо вместо ИП или компании - такая ошибка является существенной (Постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024 по делу N А76-31893/2023).
(Фимина Н.)
("Налогообложение, учет и отчетность в коммерческом банке", 2025, N 2)Ставка налога для самозанятого различается в зависимости от статуса контрагента. При получении доходов от юридических лиц или ИП ставка выше и составляет 6% (п. 2 ст. 10 Закона N 422-ФЗ). По сделкам с физлицами ставка 4%. Поэтому ИНН заказчика является обязательным реквизитом чека (п. 8 ч. 6 ст. 14 Закона N 422-ФЗ). Если самозанятый оформил чек на физлицо вместо ИП или компании - такая ошибка является существенной (Постановление Восемнадцатого Арбитражного апелляционного суда от 10.06.2024 по делу N А76-31893/2023).
Статья: Подсудность дел с участием самозанятых
(Гребенцов А.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 10)На наш взгляд, с точки зрения Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ самозанятый - это физическое лицо, осуществляющее деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, т.е., по сути, предпринимательскую деятельность, и выбравшее налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход) для оплаты налога с доходов от указанной деятельности.
(Гребенцов А.М.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2021, N 10)На наш взгляд, с точки зрения Федерального закона от 27 ноября 2018 г. N 422-ФЗ самозанятый - это физическое лицо, осуществляющее деятельность по продаже товаров, выполнению работ и оказанию услуг, т.е., по сути, предпринимательскую деятельность, и выбравшее налоговый режим НПД (налог на профессиональный доход) для оплаты налога с доходов от указанной деятельности.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: специальный налоговый режим как механизм легализации (часть 3)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В случае с НПД приходится говорить об ограничении действия принципа самостоятельности исполнения налоговой обязанности, распространенного теперь уже на лиц, самостоятельно осуществляющих экономическую деятельность без регистрации в качестве ИП, что не в последнюю очередь имеет целью сокращение финансовых и физических затрат налоговых органов на осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога. И это находит выражение в следующих положениях Федерального закона N 422: 1) не самозанятые, а налоговый орган по получении от плательщика НПД информации о размере налоговой базы исчисляет сумму налога как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы и затем через мобильное приложение "Мой налог" направляет в адрес налогоплательщика налоговое уведомление; 2) налогоплательщик наделен правом возложить свою обязанность по внесению исчисленных налоговым органом сумм налога на налоговый орган, который направляет в банк поручение на перечисление сумм налога с банковского счета налогоплательщика на счет Федерального казначейства; 3) налогоплательщик может уполномочить операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, осуществляющие информационный обмен с налоговыми органами, на уплату налога в отношении всех доходов, которые посредством их сервисов учитываются при определении налоговой базы, в силу чего уведомление об уплате налога налоговый орган направляет уполномоченному лицу, которое без взимания за то платы осуществляет уплату налога. При этом для реализации последнего права усилиями ФНС РФ в короткие сроки были созданы все условия: партнеры ФНС (их 68, из них 23 крупнейших банка и 45 операторов электронных площадок) через разработанной ФНС API встроили мобильное приложение "Мой налог" в свои программные продукты, и самозанятые получили возможность пользоваться сервисами Сбербанка, Tinkoff, Альфа-Банка, КИВИ-Банка, Яндекс.Такси, Яндекс.Еда, Достависта и др. без применения приложения "Мой налог", что уже сейчас составило до 40% платежей <7>. Таким образом, положение ст. 45 НК РФ о праве иных лиц на уплату налога за налогоплательщика в Законе об НПД реализуется достаточно широко.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)В случае с НПД приходится говорить об ограничении действия принципа самостоятельности исполнения налоговой обязанности, распространенного теперь уже на лиц, самостоятельно осуществляющих экономическую деятельность без регистрации в качестве ИП, что не в последнюю очередь имеет целью сокращение финансовых и физических затрат налоговых органов на осуществление контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налога. И это находит выражение в следующих положениях Федерального закона N 422: 1) не самозанятые, а налоговый орган по получении от плательщика НПД информации о размере налоговой базы исчисляет сумму налога как соответствующую налоговой ставке процентную долю налоговой базы и затем через мобильное приложение "Мой налог" направляет в адрес налогоплательщика налоговое уведомление; 2) налогоплательщик наделен правом возложить свою обязанность по внесению исчисленных налоговым органом сумм налога на налоговый орган, который направляет в банк поручение на перечисление сумм налога с банковского счета налогоплательщика на счет Федерального казначейства; 3) налогоплательщик может уполномочить операторов электронных площадок и (или) кредитные организации, осуществляющие информационный обмен с налоговыми органами, на уплату налога в отношении всех доходов, которые посредством их сервисов учитываются при определении налоговой базы, в силу чего уведомление об уплате налога налоговый орган направляет уполномоченному лицу, которое без взимания за то платы осуществляет уплату налога. При этом для реализации последнего права усилиями ФНС РФ в короткие сроки были созданы все условия: партнеры ФНС (их 68, из них 23 крупнейших банка и 45 операторов электронных площадок) через разработанной ФНС API встроили мобильное приложение "Мой налог" в свои программные продукты, и самозанятые получили возможность пользоваться сервисами Сбербанка, Tinkoff, Альфа-Банка, КИВИ-Банка, Яндекс.Такси, Яндекс.Еда, Достависта и др. без применения приложения "Мой налог", что уже сейчас составило до 40% платежей <7>. Таким образом, положение ст. 45 НК РФ о праве иных лиц на уплату налога за налогоплательщика в Законе об НПД реализуется достаточно широко.
Статья: Применение НПД при проверке проектных чертежей
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Деятельность самозанятых регулируется положениями Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 422-ФЗ самозанятыми могут быть как обычные физические лица, так и индивидуальные предприниматели.
(Мокроусов О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2023, N 35)Деятельность самозанятых регулируется положениями Федерального закона от 27.11.2018 N 422-ФЗ "О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима "Налог на профессиональный доход" (далее - Закон N 422-ФЗ). Согласно ч. 1 ст. 2 Закона N 422-ФЗ самозанятыми могут быть как обычные физические лица, так и индивидуальные предприниматели.
Статья: О предпринимательском характере деятельности самозанятых
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Вместе с этим, когда мы говорим о госслужащих, ситуация представляется более сложной. Согласно п. 3.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18> государственным служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. При этом, исходя из содержания п. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ N 422-ФЗ, самозанятыми могут быть государственные служащие, однако объектом налогообложения будут признаны только их доходы от аренды (найма) жилых помещений. При признании деятельности самозанятых предпринимательством, возникает коллизия норм: госслужащие не могут заниматься предпринимательством однако вести доходную деятельность в качестве самозанятого могут.
(Полуян Д.А.)
("Журнал предпринимательского и корпоративного права", 2024, N 4)Вместе с этим, когда мы говорим о госслужащих, ситуация представляется более сложной. Согласно п. 3.1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <18> государственным служащим запрещается заниматься предпринимательской деятельностью. При этом, исходя из содержания п. 3 ч. 2 ст. 6 ФЗ N 422-ФЗ, самозанятыми могут быть государственные служащие, однако объектом налогообложения будут признаны только их доходы от аренды (найма) жилых помещений. При признании деятельности самозанятых предпринимательством, возникает коллизия норм: госслужащие не могут заниматься предпринимательством однако вести доходную деятельность в качестве самозанятого могут.