131-фз муниципальный округ
Подборка наиболее важных документов по запросу 131-фз муниципальный округ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Опрос граждан
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопрос формирования границ рыбоводного участка не относится к вопросам, по которым проводится опрос граждан в порядке, установленном статьей 31 [Закона от 06.10.2003 - ред.]... N 131-ФЗ..."
(КонсультантПлюс, 2025)...Вопрос формирования границ рыбоводного участка не относится к вопросам, по которым проводится опрос граждан в порядке, установленном статьей 31 [Закона от 06.10.2003 - ред.]... N 131-ФЗ..."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 15 "Вопросы местного значения муниципального района" Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации""Из положений статьи 15 Закона N 131-ФЗ следует, что одним из вопросов местного значения муниципального, городского округа является участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О целесообразности преобразования всех муниципальных районов Омской области в муниципальные округа
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Ключевые слова: муниципальный район, муниципальный округ, преобразование в муниципальный округ, 131-ФЗ, Омская область, конституционный нигилизм.
(Рехачева Т.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2025, N 3)Ключевые слова: муниципальный район, муниципальный округ, преобразование в муниципальный округ, 131-ФЗ, Омская область, конституционный нигилизм.
Статья: Правовые аспекты развития местного самоуправления в Арктической зоне России
(Фадеева Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)В последние годы в России наблюдается тенденция перехода на одноуровневую модель местного самоуправления. Значительную роль в этом процессе сыграло внесение изменений в Закон N 131-ФЗ и появление муниципального округа как вида муниципального образования. По итогам анализа муниципально-территориального устройства АЗ РФ установлено, что в настоящее время территория АЗ РФ включает 325 муниципальных образований, в том числе 26 городских округов, 14 муниципальных округов и 34 муниципальных района, включающих 251 поселение (39 городских поселений, 212 сельских поселений). При этом осуществляется преобразование муниципальных районов в муниципальные округа с соответствующим сокращением поселенческого звена <13>.
(Фадеева Е.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2023, N 1)В последние годы в России наблюдается тенденция перехода на одноуровневую модель местного самоуправления. Значительную роль в этом процессе сыграло внесение изменений в Закон N 131-ФЗ и появление муниципального округа как вида муниципального образования. По итогам анализа муниципально-территориального устройства АЗ РФ установлено, что в настоящее время территория АЗ РФ включает 325 муниципальных образований, в том числе 26 городских округов, 14 муниципальных округов и 34 муниципальных района, включающих 251 поселение (39 городских поселений, 212 сельских поселений). При этом осуществляется преобразование муниципальных районов в муниципальные округа с соответствующим сокращением поселенческого звена <13>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа
(ред. от 20.03.2025)
"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"Статья 16. Вопросы местного значения муниципального, городского округа
"Обзор судебной практики по делам, связанным с обращением с твердыми коммунальными отходами"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.12.2023)В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Закона N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) сбору, транспортированию, обработке утилизации, обезвреживанию, захоронению ТКО.
Статья: Муниципальный округ как новый вид муниципального образования в Российской Федерации: особенности и современные проблемы организации
(Петров Н.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Сравнение сущностных признаков, вытекающих их рассмотренных определений муниципального округа и городского округа, показывает, что вариантов образования городских округов больше, поскольку муниципальный округ - "несколько населенных пунктов...", тогда как городской округ - "один или несколько населенных пунктов", что означает, что муниципальный округ образуется только из нескольких населенных пунктов, а городской округ - как из одного, так и из нескольких населенных пунктов. Кроме того, законодатель в ст. 16 Закона N 131-ФЗ определил, что муниципальный и городской округа имеют аналогичный перечень вопросов местного значения. Также муниципальные округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, что функционально сближает их с городским округом. Однако главным фактором, установленным в Законе, при решении вопроса о наделении муниципального образования статусом городского округа является не количество населенных пунктов, а доля городского населения, входящая в состав муниципального образования.
(Петров Н.В.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2020, N 4)Сравнение сущностных признаков, вытекающих их рассмотренных определений муниципального округа и городского округа, показывает, что вариантов образования городских округов больше, поскольку муниципальный округ - "несколько населенных пунктов...", тогда как городской округ - "один или несколько населенных пунктов", что означает, что муниципальный округ образуется только из нескольких населенных пунктов, а городской округ - как из одного, так и из нескольких населенных пунктов. Кроме того, законодатель в ст. 16 Закона N 131-ФЗ определил, что муниципальный и городской округа имеют аналогичный перечень вопросов местного значения. Также муниципальные округа могут осуществлять отдельные государственные полномочия, что функционально сближает их с городским округом. Однако главным фактором, установленным в Законе, при решении вопроса о наделении муниципального образования статусом городского округа является не количество населенных пунктов, а доля городского населения, входящая в состав муниципального образования.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)По результатам проведения контрольного мероприятия, например выездного обследования, контрольный орган в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом обязан: 1) при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией; 2) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба), при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством; 3) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков. В соответствии со ст. 16 Закона N 131-ФЗ в муниципальных и городских округах при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности). В отношении других видов муниципальных образований этот вопрос местного значения не обозначен.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)По результатам проведения контрольного мероприятия, например выездного обследования, контрольный орган в случае выявления нарушений обязательных требований контролируемым лицом обязан: 1) при выявлении признаков преступления или административного правонарушения направить соответствующую информацию в государственный орган в соответствии со своей компетенцией; 2) принять меры по осуществлению контроля за устранением выявленных нарушений обязательных требований, предупреждению нарушений обязательных требований, предотвращению возможного причинения вреда (ущерба), при неисполнении предписания в установленные сроки принять меры по обеспечению его исполнения вплоть до обращения в суд с требованием о принудительном исполнении предписания, если такая мера предусмотрена законодательством; 3) рассмотреть вопрос о выдаче рекомендаций по соблюдению обязательных требований, проведении иных мероприятий, направленных на профилактику рисков. В соответствии со ст. 16 Закона N 131-ФЗ в муниципальных и городских округах при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности). В отношении других видов муниципальных образований этот вопрос местного значения не обозначен.