Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Цель 2. Удовлетворение потребностей внутреннего рынка в высококачественной и конкурентоспособной лесобумажной продукции отечественного производства

┌─────────────────────────────────────────────┬───────────────────────────┐

│ Индикаторы, критерии и показатели │Этапы реализации Стратегии │

│ достижения данной цели <*> ├──────┬──────┬──────┬──────┤

│ │ 2007 │ 2012 │ 2017 │ 2020 │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Объем отгруженных товаров собственного │616,9 │1061 │2100 │2680 │

│производства, выполненных работ и услуг │ │ │ │ │

│собственными силами, млрд. руб. │ │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Душевое потребление бумаги и картона, кг │46 │64 │87 │100 │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Душевое потребление листовых древесных │62,2 │91,8 │124,2 │151,3 │

│материалов, куб. м /1000 человек │ │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Душевое потребление мебели, руб. │1303 │2594 │4116 │5112 │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Поставка на внутренний рынок продукции │ │ │ │ │

│собственного производства: │ │ │ │ │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Пиломатериалы, млн. куб. м │6,0 │17,5 │27,5 │30,3 │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Листовые древесные материалы, тыс. куб. м │8797 │13000 │17390 │21600 │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Целлюлоза товарная, тыс. т │519 │1020 │2070 │2700 │

├─────────────────────────────────────────────┼──────┼──────┼──────┼──────┤

│Бумага и картон, тыс. т │5047 │7185 │10590 │12725 │

└─────────────────────────────────────────────┴──────┴──────┴──────┴──────┘

--------------------------------

<*> Показатели по годам прогнозируемого периода приведены в Приложении 2.

В рамках достижения данной цели должны реализоваться мероприятия по следующим направлениям.

2.1. Мероприятия по созданию мощностей по глубокой переработке древесины

2.1.1. Мероприятия, обеспечивающие развитие целлюлозно-бумажного производства:

- модернизация, расширение действующих мощностей, выделение эффективных продуктовых линий;

- создание новых мощностей по производству конкурентоспособных и импортозамещающих видов целлюлозно-бумажной продукции;

- разработка предложений об освобождении от взимания или дополнительного снижения арендной платы за участки лесного фонда, предоставляемые для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, связанных со строительством новых целлюлозно-бумажных мощностей, до момента ввода в эксплуатацию указанных объектов, а также о введении специальных режимов экспорта на необработанную древесину мягколиственных пород, реализуемую указанными инвесторами;

- создание нового ассортимента конкурентоспособных видов бумаги и картона в соответствии с наилучшими существующими технологиями и обеспечение интеграции Российской Федерации в мировой рынок;

- разработка и внедрение новых видов бумаги и картона с использованием продуктов нанотехнологий и отечественных химикатов.

2.1.2. Мероприятия, обеспечивающие развитие производства лесоматериалов для деревянного домостроения.

Развитие деревянного домостроения на период до 2020 года будет проходить главным образом за счет создания новых предприятий по производству деревянных домов заводского изготовления, использующих современные технологии и прогрессивные конструкционные древесные материалы и утеплители. Инновационные изменения в деревянном домостроении должен внести МЕГА проект: "Разработка и организация промышленного производства ресурсосберегающей и экологически безопасной технологии заготовки и переработки древесины. Организация промышленного производства комплектов деревянных домов, их деталей и материалов на уровне мировых стандартов". Удельный вес деревянных домов в общем вводе жилья должен вырасти к 2020 году до 20 - 25 процентов.

Для обеспечения государственной поддержки этого направления глубокой переработки древесины необходимы:

- разработка и принятие пакета нормативно-правовых актов:

"О мерах по стимулированию индустрии деревянного домостроения и внутреннего рынка изделий глубокой механической переработки древесины";

"Об условиях государственно-частного партнерства при строительстве поселков и микрорайонов с применением деревянных домов различного типа";

- разработка типовой проектно-конструкторской документации для малоэтажных жилых и общественных зданий с применением унифицированных деревянных конструкций.

2.1.3. Мероприятия, обеспечивающие развитие лесозаготовительного производства.

Для обеспечения государственной поддержки развития лесозаготовительного производства необходимо:

- разработать и внедрить ресурсосберегающие, энергосберегающие и природощадящие технологические процессы заготовки древесины в различных природно-производственных условиях;

- создать и освоить производство конкурентоспособных лесных машин нового поколения для хлыстовой и сортиментной технологий лесозаготовок.

2.1.4. Мероприятия, обеспечивающие развитие лесохимического производства:

- восстановление производства биоэтанола, вырабатываемого по гидролизным технологиям;

- создание производств древесного угля с полным сжиганием парогазов при температуре до 1500 °C;

- создание производств витаминной и/или кормовой муки из древесной зелени;

- развитие производства биологически активных веществ лечебно-профилактического и пище-кормового назначения при глубокой химической переработке древесной зелени.

2.2. Мероприятия, обеспечивающие развитие лесной инфраструктуры.

Общая протяженность автомобильных дорог в лесном фонде РФ составляет 1617,7 тыс. км, из них 490 тыс. км (~ 30%) - дороги общего пользования, 724 тыс. км (45%) - дороги лесохозяйственного назначения и 403 тыс. км (25%) - лесовозные дороги.

При этом автомобильные дороги круглогодового действия с твердым покрытием составляют лишь 11,2% (181 тыс. км) и грунтовые дороги круглогодового действия - 32% (514 тыс. км), остальные - временные дороги.

Потребность в новом строительстве лесных дорог круглогодового действия и временных дорог (веток) составляют в целом по Российской Федерации 2167 км и 9288 км в год соответственно.

В разрезе федеральных округов необходимый ежегодный прирост протяженности лесовозных дорог для обеспечения прогнозируемых объемов заготовки и вывозки древесного сырья должен составить:

┌───┬──────────────────────────────────┬──────────────────────────────────┐

│ N │ Федеральные округа │ Показатели достижения данной │

│п/п│ │ задачи: ежегодный прирост │

│ │ │протяженности лесовозных дорог, км│

│ │ ├─────────────────┬────────────────┤

│ │ │лесовозные дороги│ ветки │

│ │ │ круглогодового │ │

│ │ │ действия │ │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│1 │Северо-Западный ФО │588 │2520 │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│2 │Центральный ФО │224 │960 │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│3 │Приволжский ФО │336 │1440 │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│4 │Уральский ФО │196 │840 │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│5 │Сибирский ФО │574 │2460 │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│6 │Дальневосточный ФО │238 │1020 │

├───┼──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│7 │Южный ФО │11 │48 │

├───┴──────────────────────────────────┼─────────────────┼────────────────┤

│Всего │2167 │9288 │

└──────────────────────────────────────┴─────────────────┴────────────────┘

Для обеспечения государственной поддержки развития лесной транспортной инфраструктуры необходимо:

- разработать комплекс мер по государственно-частному партнерству при создании лесной транспортной инфраструктуры;

- разработать в субъектах Российской Федерации предложения по формированию оптимальной сети автомобильных дорог, с возможностью их использования для перевозки заготавливаемой древесины, в том числе дорог общего и необщего пользования.

- включить в схемы территориального планирования субъектов Российской Федерации, для которых лесопромышленное производство является одним из приоритетных направлений социально-экономического развития, предложения по формированию сети лесных автомобильных дорог региона;

- осуществлять строительство (реконструкцию) лесных автомобильных дорог, которые будут использоваться в качестве автомобильных дорог общего пользования, с привлечением регионального и (или) муниципального бюджетов и лесных дорог необщего пользования на принципах государственно-частного партнерства;

- решить вопрос по финансированию строительства лесовозных дорог за счет средств, получаемых от реализации древесины, полученной при рубке леса при строительстве линейных объектов;

- решить вопрос об обеспечении на конкурсной основе содержания лесовозных автомобильных дорог общего пользования за счет средств бюджетов заинтересованных муниципальных образований и средств лесопользователей;

- организовать учет лесных автомобильных дорог их владельцами с представлением соответствующих сведений в федеральный орган по оказанию государственных услуг и управлению федеральным имуществом в сфере дорожного хозяйства для включения их в единый государственный реестр автомобильных дорог;

- внести в СНиП 05.02.85 "Автомобильные дороги" дополнения, устанавливающие требования к лесным дорогам с учетом параметров современных лесовозных автопоездов (масса автопоезда, нагрузка на ось, длина автопоезда, габарит по ширине).

2.3. Мероприятия, обеспечивающие развитие лесного машиностроения.

В целях восстановления отечественного конкурентоспособного лесного машиностроения необходимо:

- государственная поддержка в установленном порядке инновационной деятельности и отраслевой научно-технической сферы;

- поддержка деятельности предприятий лесного машиностроения в рамках общей государственной промышленной политики;

- развитие системы финансового лизинга отечественных машин и оборудования, используемых в лесопромышленном комплексе;

- развитие системы промышленной сборки машин и оборудования для лесного комплекса с привлечением иностранных инвесторов.