2. ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДА

2.1. Организация труда на автотранспортных предприятиях в решающей степени определяется уровнем развития техники и технологии.

Текущий ремонт автомобиля разделяют на постовые и цеховые работы. При постовых работах, выполняемых непосредственно на автомобиле, предусматривается замена неисправных агрегатов, узлов, механизмов и деталей, требующих ремонта, а при цеховых работах - выполнение разборочно-сборочных работ. Постовые ремонтные работы осуществляются, как правило, на постах, оборудованных осмотровыми канавами.

В зависимости от оснащенности автотранспортного предприятия оборудованием и от наличия производственных площадей ремонт автомобиля может производиться на тупиковых и прямоточных эстакадах, а также с использованием гидравлических или электромеханических подъемников. Посты текущего ремонта, на которых предусматривается запуск двигателя, должны быть оборудованы отсосами для отвода выхлопных газов.

Ремонт агрегатов и узлов производится на участках по ремонту агрегатов и узлов, электрооборудования, приборов системы питания, медницком, жестяницком, арматурно-кузовном, шиномонтажном, обойном и малярном.

В зависимости от сложности и трудоемкости выполняемых работ может применяться как индивидуальная, так и бригадная организация труда.

Работы по текущему ремонту выполняются специализированными и комплексными бригадами рабочих, что позволяет наиболее полно использовать рабочее время и оборудование.

Профессиональный и квалификационный состав бригад и рабочих, занятых текущим ремонтом, устанавливается в соответствии с "Нормами численности рабочих, занятых техническим обслуживанием и текущим ремонтом подвижного состава автомобильного транспорта", (М., НИИ труда, 1988).

Основой для определения численности состава бригад является плановый объем работ по трудоемкости, приходящийся на участок, закрепленной за бригадой. Бригаду возглавляет бригадир, назначаемый из числа наиболее квалифицированных рабочих, обеспечивающий рациональное разделение труда исполнителей в процессе работы.

2.2. В нормативной части сборника технологическим содержанием работ предусматривается выполнение операций на рабочих участках, оснащенных стендами, подъемно-транспортными средствами, инструментом и приспособлениями.

Перемещение деталей, узлов, материалов, инструментов на рабочих местах допускается на расстояние до 30 м и входит в обязанность рабочих, занятых текущим ремонтом автомобилей.

Правильная организация рабочего места определяется наличием и размещением технологического оборудования, приспособлений и инструмента, а также расположением участков с учетом их взаимосвязи с другими производственными подразделениями. В зависимости от размеров ремонтируемых агрегатов и узлов на автотранспортных предприятиях применяются различные стенды, применение которых позволяет устанавливать разбираемый (собираемый) агрегат или узел на удобную высоту, закреплять и изменять его положение в процессе работы.

К рабочему месту подводится сжатый воздух для продувки, очистки деталей и для работы пневмоинструмента.

Для безопасности работы при снятии узлов и деталей расстояние между ремонтируемыми агрегатами должно быть не менее 1,5 м, чтобы не было затруднений в использовании приспособлений и технологической оснастки (съемники, тележки, краны и т.п.).

Рабочие места на автотранспортных предприятиях подлежат систематическому контролю и аттестации для выявления лишних и неэффективных рабочих мест, а также рабочих мест, на которых необходимо провести рационализацию и модификацию.

В производственном процессе ремонта автомобиля особое место занимает диагностика, которая может быть проведена как перед направлением автомобиля в зону текущего ремонта, так и после выполнения операций текущего ремонта.

Выполнение работ по текущему ремонту и ремонту агрегатов и узлов осуществляется соответственно по технологическим схемам, указанным на рис. 1 и 2. Работы по текущему ремонту выполняются на постах, оборудованных канавами или подъемниками (рис. 3 - не приводится).