6. Учет отпуска МПЗ в производство и оформление операций по внутреннему их перемещению

6. Учет отпуска МПЗ в производство и оформление

операций по внутреннему их перемещению

229. Под отпуском кормов, семян, продуктов, минеральных удобрений, запасных частей, материалов, сырья и других товарно-материальных ценностей в производство понимается выдача их со склада (кладовой) непосредственно для скармливания скоту и птице, внесения в почву и т.п. для производства сельскохозяйственной, прочей продукции, изготовления материалов, выполнения работ (оказания услуг), в т.ч. строительно-монтажных и ремонтных работ, а также для управленческих нужд организации.

Отпуск материалов на склады (в кладовые) подразделений организации и на площадки строительства рассматривается как внутреннее перемещение.

230. Стоимость материалов, отпускаемых со складов (кладовых) организации в подразделения и из подразделений на участки, фермы, в бригады, рабочие места в аналитическом учете, как правило, определяется в оценке по учетным ценам (без учета транспортно-заготовительных расходов) или плановой себестоимости.

231. Сельскохозяйственная продукция, сырье, материалы, топливо, полуфабрикаты и другие материальные ценности отпускаются с центральных складов организации в зависимости от структуры организации на склады подразделений или непосредственно в подразделения организации (при отсутствии у них складов) и из цеховых складов (кладовых) в производство (участкам, бригадам, непосредственно на рабочие места) по массе, объему или счету в соответствии с установленными нормами и объемами производственной программы (заданиями). Отпуск сверх норм производится в порядке, установленном в данной организации.

При отпуске материалы должны измеряться в соответствующих единицах измерений (весовых, объемных, линейных, поштучно).

232. Отпуск продуктов предприятиям общественного питания, детским дошкольным учреждениям, перемещение продукции, товаров и материалов из одного склада на другой склад или в другую кладовую данной организации при систематическом пополнении запасов кладовых подразделений и ферм с центральных складов оформляется накладной внутрихозяйственного назначения или лимитно-заборной ведомостью (картой) (форма N М-8), выписываемых на основании распоряжения руководителя сельскохозяйственной организации. Лимитно-заборные ведомости (карты) (форма N М-8) составляются, как правило, в тех случаях, когда отпуск материальных ценностей производится по установленным нормам на планируемый объем работ в полеводстве, строительстве, при ремонте в ремонтных мастерских и т.п.

233. Продукция и материалы, полученные со склада представителем производственного подразделения, должны быть полностью сданы им и оприходованы в местах хранения или использования.

234. Отработанные нефтепродукты принимаются на нефтесклад от водителей, трактористов-машинистов на основании накладных.

235. Сдача производственными подразделениями из производства на склад материальных ценностей, изготовленных ими или переработанных, должна оформляться путем выписки накладных на внутрихозяйственное перемещение материалов. Этими же накладными оформляются также операции по сдаче отделениями, бригадами, фермами (цехами, участками и т.д.) на склад или в кладовую отделения, цеха (участка) из производства остатков неизрасходованных материалов (если они ранее были получены по накладным и другим документам), а также сдача отходов от производства продукции, отходов от брака, от ликвидации основных средств, от разборки временных сооружений и т.п.

236. По мере отпуска материалов со складов (кладовых) подразделения на участки, в бригады, на рабочие места при подтверждении их расхода они списываются со счетов учета материальных ценностей и зачисляются на соответствующие счета учета затрат на производство.

Стоимость материалов, отпущенных для управленческих нужд, относится на соответствующие счета учета этих расходов.

237. Стоимость материалов, отпущенных и израсходованных на производство, относящихся к будущим отчетным периодам (на освоение новых предприятий, производств, цехов и агрегатов (пусковые расходы), на подготовку и освоение производства новых видов продукции и новых технологий, рекультивация земель и т.п.), зачисляется на счет учета расходов будущих периодов. На этот счет стоимость отпущенных материалов может относиться и в других случаях, когда возникает необходимость распределения затрат на ряд отчетных периодов.

238. Стоимость материалов, израсходованных в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг), зачисляется на счета учета расходов на продажу. К израсходованным в связи со сбытом и продажей продукции (работ, услуг) материалам относятся тара и упаковка, использованные на затаривание готовой продукции, не оплаченные покупателем отдельно (сверх договорной цены на продукцию); материалы, использованные на крепление изделий на железнодорожные платформы, вагоны и на другие транспортные средства; стоимость материалов, израсходованных при организации рекламных мероприятий, участии в сельскохозяйственных ярмарках и выставках и т.д.

239. Согласованные с главным бухгалтером списки лиц, которым предоставлено право получать со складов материалы, а также образцы их подписей должны быть сообщены соответствующим лицам, осуществляющим указанный отпуск материалов со складов (кладовых).

Отпуск продукции и материалов со складов организации осуществляется только выделенным для их получения работникам отделений, ферм и других подразделений организации.

В необходимых случаях составляется также список лиц, которым предоставлено право выдавать разрешения (пропуска) на вывоз из организации материальных ценностей.

Порядок отпуска материалов со склада (кладовой) подразделения организации участкам, бригадам, на рабочие места устанавливается руководителем подразделения организации по согласованию с главным бухгалтером организации.

240. В первичных учетных документах на отпуск материалов со складов (кладовых) организации в подразделения организации, на участки, в бригады, на рабочие места указываются наименование материала, количество, цена (учетная цена), сумма, а также назначение: номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции, сельскохозяйственные культуры, виды и половозрастные группы скота и т.п.), для производства (изготовления) которого отпускаются материалы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат.

241. Организация может осуществлять отпуск материалов или их отдельных групп, видов, наименований своим подразделениям без указания назначения. В этом случае отпуск материалов учитывается как внутреннее перемещение, а сами материалы считаются в подотчете у получившего их подразделения.

На фактически израсходованные материалы подразделение - получатель материалов составляет акт расхода, в котором указываются наименование, количество, учетная цена и сумма по каждому наименованию, номер (шифр) и (или) наименование заказа (изделия, продукции), для изготовления которого они израсходованы, либо номер (шифр) и (или) наименование затрат, количество и сумма по нормам расхода, количество и сумма расхода сверх норм и их причины; в необходимых случаях указываются количество изготовленной продукции либо объемы выполненных работ.

Списание материалов с подотчета соответствующего подразделения организации и отнесение их стоимости на затраты производства (в зависимости от того, на какие цели израсходованы материалы) производятся на основании указанного выше акта.

Конкретный порядок составления акта расхода материалов, а также перечень подразделений, для которых он предусмотрен, устанавливаются организацией.

242. Отпуск семян, кормов и других материальных ценностей со складов (кладовых) организации на производство (участкам, бригадам, на рабочие места), как правило, должен осуществляться на основе предварительно установленных лимитов.

Лимиты отпуска материальных ценностей в производство устанавливаются подразделениями (главными специалистами по отрасли) по решению руководителя сельскохозяйственной организации на основе соответствующих расчетов планово-экономической или других служб.

Лимиты устанавливаются на основе разработанных соответствующими службами организации (утвержденных в установленном порядке) норм расхода материалов, семян, кормов и других затрат, объемах производственных программ бригад, ферм и других подразделений с учетом переходящих запасов неизрасходованных ценностей на начало и конец месяца.

Внесение изменений в лимиты отпуска материалов, семян, кормов и других затрат (в связи с уточнением объемов незавершенного производства и остатков неиспользованных материалов в подразделениях организации, изменением и (или) перевыполнением производственной программы, изменением норм расхода, заменой материалов, исправлением ошибок, допущенных при расчете лимита, и т.д.) производится с разрешения тех же лиц, которым предоставлено право их утверждения.

243. Первичными учетными документами по отпуску материалов со складов организации в подразделения организации являются лимитно-заборная карта (форма N М-8), требование-накладная (форма N М-11), накладная (форма N М-15). Образцы указанных форм утверждены Постановлением Госкомстата России от 30.10.97 N 71а. Специализированными формами являются накладная внутрихозяйственного назначения и лимитно-заборная ведомость. Образцы указанных форм утверждены Приказом Минсельхозпрода России от 26 июля 1996 г. N 215.

КонсультантПлюс: примечание.

Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ утратил силу с 1 января 2013 года в связи с принятием Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ. О порядке составления первичных учетных документов см. статью 9 Федерального закона N 402-ФЗ.

Организация, исходя из конкретных условий деятельности может применять самостоятельно разработанные формы первичных учетных документов по движению материально-производственных запасов. При этом указанные формы утверждаются учетной политикой организации и должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные статьей 9 Федерального закона "О бухгалтерском учете".

Лимитно-заборные карты (ведомости) предназначены для оформления отпуска товарно-материальных ценностей, систематически потребляемых для изготовления продукции (выполнения работ и услуг), а также для контроля за соблюдением установленных лимитов.

Лимитно-заборные карты (ведомости) выписываются бухгалтерией (подразделениями организации, выполняющими снабженческие или планирующие функции) в двух или трех экземплярах сроком на один месяц на один или несколько номенклатурных номеров продукции и материалов и, как правило, на один шифр затрат (заказа).

При небольших объемах отпуска материалов они могут выписываться на квартал. На каждый склад выписывается отдельная лимитно-заборная карта.

Один экземпляр лимитно-заборной карты до начала месяца (квартала) ее действия передается подразделению организации-получателю материалов, второй экземпляр - соответствующему складу. Третий экземпляр (если он оформляется) остается в подразделениях, выполняющих снабженческие или плановые функции, для контроля.

Лицо, осуществляющее отпуск материалов, производит взвешивание или замер отпускаемых продукции, материалов обязательно в присутствии представителя цеха, отделения, фермы и отмечает в обоих экземплярах лимитно-заборной карты дату и количество отпущенных материалов, которые подтверждаются подписями получателя и заведующего складом (кладовщика).

Отпуск продукции и материалов по лимитным картам может производиться лишь из одного заранее прикрепленного склада, только указанных в лимитных картах наименований материалов и строго в пределах количества, установленного лимитами.

Лимитно-заборная карта может выписываться и в одном экземпляре. В этом случае получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточках складского учета, а в лимитно-заборной карте расписывается лицо, ответственное за отпуск материала со склада. По лимитно-заборной карте может производиться также возврат неиспользованных материалов на склад.

В конце месяца (квартала) лимитно-заборные карты сдаются в бухгалтерскую службу организации.

244. В случае отпуска материалов сверх лимита в первичных учетных документах (лимитно-заборных картах, требованиях-накладных) проставляется штамп (надпись) "Сверх лимита". Отпуск материалов сверх лимита производится при наличии разрешения руководителя или лиц, им на то уполномоченных. На документах указываются причины сверхлимитного отпуска материалов.

К сверхлимитному отпуску материалов относятся дополнительный отпуск, связанный с исправлением или возмещением брака (на производство изделий (продукции) взамен забракованной) и покрытием перерасходов материалов (то есть расходов сверх норм).

При получении материалов для производства изделий (продукции) взамен забракованной и для исправления брака к лимитно-заборной карте или требованию-накладной прилагаются акты (извещения) о браке с указанием шифра изделия, детали или номера заказа, по которому изготовлена забракованная продукция.

При замене материала, предусмотренного установленной для данного изделия (продукции) технологией, другим материалом оформляется требование на замену.

245. Выявление отклонений от норм расхода материалов в промышленных и вспомогательных производствах сельскохозяйственной организации (экономия, перерасход) производится следующими методами:

а) методом документирования отклонений;

б) методом учета партионного раскроя материалов;

в) инвентарным методом.

Организацией могут разрабатываться и применяться другие методы выявления отклонений от норм, учитывающие особенности технологии производства продукции (работ, услуг).

246. Отклонения от норм расхода материалов методом документирования определяются на основании отдельных сигнальных первичных документов, где отражается отпуск материалов сверх норм.

247. Методом учета партионного раскроя пользуются для выявления отклонений от норм по каждой партии раскраиваемого материала.

Там, где это необходимо и целесообразно, организуются участки централизованного раскроя материалов.

Материалы, подвергающиеся резке или раскрою (листовая сталь, стеклотекстолит, кожа, текстиль и т.д.), в производстве должны учитываться не только в весовом выражении (или в погонных метрах), но и в соответствующих единицах измерения площадей (кв. м, кв. дм и т.д.). Учет партионного раскроя осуществляется в первичном учетном документе типовой формы "Раскройный лист" или "Раскройная карта", которые оформляются на каждую партию раскраиваемого материала. Они предназначены для:

а) определения фактического расхода раскраиваемого материала, полученных заготовок и установления отклонений от действующих норм при раскрое по количеству и стоимости материалов, а также количества полученных отходов;

б) списания расхода материалов в производство и оприходования отходов;

в) выявления причин и виновников перерасхода материалов или установления экономии.

В форму заносится количество материала, поданного к рабочему месту, количество изготовленных заготовок (деталей), количество полученных отходов, а также количество неиспользованных материалов, возвращенных на склад.

Количество изготовленных заготовок (деталей) является в дальнейшем основанием для учета выработки и расчета оплаты труда.

При инвентарном методе отклонения от норм выявляются по каждому виду и номенклатурному номеру материалов по отдельным участкам или по подразделению организации в целом.

При этом методе на начало и конец месяца (проверяемого периода) производится инвентаризация остатков не израсходованных в производстве материалов, находящихся на рабочих местах (участках, бригадах). За каждый месяц (проверяемый период) составляется отчет о расходовании материалов, в котором показываются остатки материалов на начало и конец месяца (периода), сколько получено и возвращено материалов за отчетный месяц (период), сколько фактически израсходовано, количество произведенной продукции (изделий, деталей и т.д.) или объемы выполненных работ, расход материалов по нормам, экономия и перерасход. Этот отчет с объяснениями руководителя подразделения организации о причинах отклонений от норм и принятых мерах по устранению непроизводительных расходов (мерах по экономии материалов) передается в бухгалтерскую службу для проверки и расчета стоимостных показателей (если они не показаны в отчете).

248. В каждом подразделении организации должен вестись оперативный количественный учет наличия и движения полуфабрикатов собственного производства.

При полуфабрикатном методе сводного учета затрат на производство, помимо количественного учета наличия и движения полуфабрикатов собственного производства, должен вестись их системный (стоимостной) учет по соответствующим счетам учета затрат на производство.

249. Организация может устанавливать особый порядок учета отдельных видов материальных запасов.

Особый порядок учета материальных запасов заключается в следующем:

а) составляется перечень материальных запасов, подпадающий под особый порядок учета. В этот перечень могут включаться драгоценные металлы и драгоценные камни и изделия из них, комплектующие изделия и полуфабрикаты как покупные, так и собственного изготовления, содержащие драгоценные металлы и драгоценные камни, спирт, дорогостоящие материальные ценности, а также сильнодействующие ядовитые вещества. В перечень могут включаться и другие материальные запасы. Перечень утверждается руководителем организации;

б) материальные запасы особого порядка учета при отпуске их со складов организации в подразделения и со складов (кладовых) цехов на участки, в бригады и непосредственно на рабочие места с учета не списываются, а относятся в подотчет;

в) руководителем организации утверждается список должностных лиц, имеющих право давать разрешения на отпуск (подписывать соответствующие первичные документы на отпуск), и список лиц, которым доверено их получение, и, в необходимых случаях, список лиц, которым доверено их использование в производстве;

г) материальные запасы особого порядка учета списываются с подотчета подразделений организации, отдельных работников с отнесением их стоимости на счета учета затрат на производства на основании акта, составленного комиссией, назначенной руководителем организации либо руководителем соответствующего подразделения организации. В акте указываются остаток материальных запасов на начало и конец отчетного месяца (периода), движение материальных запасов в течение месяца (периода), в том числе фактически израсходовано, расход по нормам, отклонения от норм (перерасход, экономия). Одновременно комиссия проверяет фактическое наличие материальных запасов. В случаях перерасхода устанавливает причины расхода сверх норм и дает соответствующее заключение. Акт утверждается руководителем организации или лицом, им на то уполномоченным.

250. Если в организации организована централизованная доставка материалов со складов организации на склады (кладовые) подразделений организации, на участки и на рабочие места, то подразделением, выполняющим снабженческие или плановые функции, составляется специальный оперативный документ на отпуск (план-карта), в котором отражаются утвержденные лимиты и календарные сроки подачи (доставки) материалов. На основе этого документа работником склада выписывается накладная на отпуск материалов в пределах месячного лимита и производится доставка материалов по назначению.

Порядок отпуска, график доставки, формы оперативных документов определяются организацией в приказе (распоряжении и т.д.) о документообороте.

251. Отпуск материалов со складов (кладовых) подразделения организации на производство может оформляться путем записи непосредственно в карточках складского учета. В этом случае расходные документы на отпуск материалов не оформляются. Материалы отпускаются на основании лимитно-заборных карт, выписываемых в одном экземпляре. Лимит отпуска можно указать и в самой карточке. Получатель расписывается в получении материалов непосредственно в карточке складского учета. Здесь же указывается шифр или наименование заказа (затрат).

При этой системе отпуска материалов со склада карточка складского учета является регистром аналитического учета и одновременно выполняет функции первичного учетного документа.

Перечень материалов, отпускаемых указанным способом, и подразделения организации, где он применяется, устанавливает руководитель организации.

252. Количество отпущенных в производство массовых однородных материалов (песок, щебень, гравий, уголь и т.п.) при невозможности отпуска их по фактическому весу или объему допускается определять на основе проведения периодических, не реже одного раза в месяц, инвентаризаций остатков этих материалов, проводимых комиссией. Результаты инвентаризации оформляются актом.

Расход материала определяется как разница между остатком по учетным данным к моменту проведения инвентаризации и фактическим наличием, определенным инвентаризацией.

253. Отходы, образующиеся в подразделениях организации, собираются в установленном порядке и сдаются на склады по сдаточным накладным с указанием их наименования и количества. Стоимость отходов определяется организацией исходя из сложившихся цен на лом, утиль, ветошь и т.п. (то есть по цене возможного использования или продажи).

Учет отходов должен способствовать обеспечению контроля за их сохранностью и использованием.

Стоимость учтенных отходов относится в уменьшение стоимости материалов, отпущенных в производство.

В случае последующего использования отходов на изготовление изделий (деталей и т.д.) их отпуск в производство оформляется выпиской требований (требований-накладных).

254. Возврат подразделениями организации на склад неиспользованных материалов оформляется накладными или лимитно-заборными картами. Сданные на склад материалы приходуются по складу с одновременным списанием с подотчета подразделения организации. Если эти материалы были списаны в производство, их стоимость относится на уменьшение соответствующих затрат.

255. Передача материалов с одного склада организации на другой склад организации, а также со склада (кладовой) одного подразделения организации на склад (кладовую) другого подразделения организации оформляется накладными на внутреннее перемещение.

256. Подразделения организации ежемесячно составляют отчеты о наличии и движении материальных ценностей, которые вместе с другими документами по учету затрат на производство передаются в бухгалтерскую службу организации или иное подразделение (например, вычислительный центр) согласно утвержденному порядку документооборота.

257. Материалы, отпущенные обособленным подразделениям организации, состоящим на отдельных балансах, списываются с учета с одновременным отнесением их стоимости на расчеты с указанными подразделениями.

258. Материалы, отпущенные обслуживающим производствам и хозяйствам, не состоящим на отдельных балансах, списываются с учета с отнесением их стоимости на расходы указанных производств и хозяйств.

Материалы, полученные от других организаций непосредственно соответствующими обслуживающими производствами и хозяйствами без завоза их на склады организации, на счетах учета материальных ценностей в бухгалтерской службе организации учитываются транзитом с последующим отнесением их стоимости на расходы соответствующих обслуживающих производств и хозяйств в корреспонденции с кредитом счетов учета материалов. Операции по приходу и расходу материалов оформляются установленными первичными учетными документами.

Организация может установить для обслуживающих производств и хозяйств иной порядок учета отпущенных им материалов. Отпущенные указанным подразделениям материалы учитываются как внутреннее перемещение, то есть числятся за соответствующими производствами (хозяйствами) на счетах учета материальных ценностей, а по мере расхода этих материалов обслуживающие производства и хозяйства представляют в бухгалтерскую службу организации первичные учетные документы на расходование, на основании которых бухгалтерская служба организации списывает их с подотчета подразделения и относит на соответствующие счета учета расходов. В таком же порядке учитываются материалы, полученные от других организаций обслуживающими производствами и хозяйствами.

Лимитно-заборные карты (ведомости), накладные на отпуск семян, удобрений выписываются в бухгалтерии в соответствии с планом высева семян и внесения удобрений. В лимитно-заборных картах или накладных указывается площадь посева (внесения удобрений) и норма высева семян (внесения удобрений) на единицу площади.

Семена, удобрения, доставленные водителем (возчиком) на поле, передаются лицу, ответственному за посевные работы или внесение удобрений (бригадиру, агроному бригады или лицу, ответственному за работу агрегата). Для списания семян на высев и внесение удобрений составляются соответственно акт расхода семян и посадочного материала (форма N СП-13) и акт об использовании минеральных, органических и бактериальных удобрений, ядохимикатов и гербицидов. Акты составляются в двух экземплярах бригадиром или агрономом после окончания работы. К ним прикладываются документы, на основании которых производится списание семян или удобрений (лимитно-заборные ведомости, карты, накладные). Акты утверждаются руководителем или уполномоченным на то лицом (главным агрономом).

259. Отпуск кормов (зерновых отходов, комбикормов, сена, силоса, сенажа и др.) со складов или других мест хранения для скармливания животным производится по ведомости учета расхода кормов (форма N СП-20).

Ведомости на получение кормов непосредственно для кормления животных:

выписываются в бухгалтерии на основании расчета потребности кормов на предстоящий период и подписываются руководителем сельскохозяйственной организации, главным зоотехником и главным бухгалтером. В них указывается, для какого вида и группы скота и птицы предназначается корм (на каждую группу составляется отдельный документ), установленный лимит ежедневного отпуска исходя из утвержденных норм кормления в пределах общего количества кормов, разрешенных к расходованию (в пределах установленного лимита), фактически отпущенные корма (скормленные) из расчета на имевшееся поголовье.

Ведомости расхода кормов выдаются бригадирам на срок, на который составлены кормовые рационы, но не более чем на месяц в двух экземплярах, из них один передается лицу, отпускающему корма, а второй хранится у получателя.

Отпуск сена, силоса, сенажа и другой продукции, используемой на корм без взвешивания, не производится.

Первый экземпляр указанных документов с распиской получателя кормов служит основанием для списания с подотчета кладовщика или другого материально ответственного лица отпущенных кормов. Второй - с распиской кладовщика на отпуск кормов находится у заведующего фермой, бригадира.

Ведомости расхода кормов проверяются руководителем подразделения и представляются в бухгалтерию для отражения расхода кормов в журнале учета расхода кормов (форма N СП-20).

260. Корма, подвезенные с полей к местам зимовки скота и сданные на ответственное хранение непосредственно бригадам животноводческих ферм, отпускаются на кормление животных также по ведомости расхода кормов. В этом случае один экземпляр ведомости или лимитно-заборной карты (ведомости) сдается в бухгалтерию, а второй хранится у бригадира и служит документом ежедневного учета кормов, выданных на кормление животных. При этом корма отпускаются под расписку старших рабочих или других работников, обслуживающих скот.

261. Грубые и сочные корма, находящиеся в период их заготовки на таком расстояния от мест размещения скота, когда не требуется дополнительная перевалка (транспортировка в новые места хранения), отпускаются в порядке, указанном в п. 259 настоящих Методических рекомендаций.

262. Учет расходования силоса, сенажа ведется по каждому силосному сооружению, бурту или кургану. Определив несколько раз массу силоса, сенажа в тележке, вагонетке, в которых он доставляется на ферму, можно ежедневно взвешивание не производить.

В целях контроля и регулирования расходования силоса, сенажа в хозяйстве ежемесячно на первое число проверяют соответствие фактического наличия силоса, сенажа учетным данным.

В течение первого месяца использования силоса необходимо проверить, соответствует ли примерная масса одного кубического метра силоса, взятая при оприходовании его фактической массе. Для этого рекомендуется вырезать слой полметра или один метр по длине траншеи (бурта) на всю или половину ее длины и на всю высоту и взвесить его. Тщательно обмерив эту вырезку, вычислить ее объем и, зная массу силоса, сенажа, определить среднюю массу его в одном кубическом метре.

При обнаружении недостач силоса, сенажа составляют акт, в котором указывают причины расхождений в массе: неправильное оприходование (ошибки при установлении объема, при определении массы одного кубического метра), порча кормов (вследствие неправильной закладки или использования); неточность в учете; умышленные искажения.

263. Скормленная животным зеленая масса трав, а также ботва корнеплодов, капустный лист и т.д. в конце дня записывается бригадиром по отвесам весовщика в ведомость расхода кормов, составляемую в двух экземплярах (для бригадиров растениеводства и животноводства).

264. Бухгалтерия проверяет количество кормов, указанных в ведомостях расхода кормов и в отчетах склада, кормокухни, устанавливает соответствие количества животных, указанного в ведомостях расхода кормов за каждое число отчетного месяца, поголовью, которое числится по книге учета движения животных и птицы.

265. О произведенной проверке документов на полученные и израсходованные корма бухгалтер делает соответствующую надпись в ведомостях расхода кормов.

266. Все документы по движению кормов в установленном порядке представляются в бухгалтерию после проверки с отчетами материально ответственных лиц и записями в книге (карточках) складского учета материалов и журнале учета расхода кормов.

267. Расход кормов на свиноводческом комплексе оформляется учетным листом движения животных и расхода кормов (форма N СП-48).

Перед выдачей бланков учетного листа на участок бухгалтерия указывает в них виды кормов, используемых для кормления содержащихся на данном участке животных.

Ежедневно в учетном листе указываются наличие кормов на начало дня, поступление и их расход за день и остаток на конец дня. Расход кормов показывается в натуральной массе и в кормовых единицах.

Данные о движении кормов в учетном листе подписываются зоотехником по кормам.

268. В бухгалтерии расход кормов по участкам учитывается в журнале учета кормов (форма N СП-20). На каждый участок в журнале отводится необходимое количество листов, где по числам месяца показывается расход кормов по их видам.

В конце месяца в бухгалтерии в целом по комплексу и по каждому участку составляется отчет о движении материальных ценностей, который представляется в центральную бухгалтерию.

Основанием для его составления служат итоговые данные журнала учета кормов. Остаток, приход и расход кормов отражаются в отчете по их видам, по каждому участку и по свиноводческому комплексу в целом. Расход кормов по видам показывается в физических центнерах, в центнерах кормовых единиц и в стоимостном выражении (в оценке по учетным ценам).

Отчет подписывается зоотехником по кормам, экономистом и начальником комплекса. Затем он используется бухгалтерией в качестве основания для списания кормов в затраты производства.

269. Отпуск запасных частей и ремонтных материалов оформляется накладной внутрихозяйственного назначения или лимитно-заборной ведомостью (картой) (форма N М-8) на получение материальных ценностей или ведомостью дефектов на ремонт машины. Указанные документы составляются в двух экземплярах для заведующего складом (кладовщика) и получателя. Отпуск производится только в пределах установленного лимита. На их основании ведутся записи в карточках складского учета материалов, а в конце месяца заведующий складом составляет отчет о движении материальных ценностей. Указанный отчет может составляться только в суммовом выражении по группам и маркам машин (без перечисления наименований).

270. Заведующий нефтескладом (заправщик) отпускает горючее и смазочные материалы или выдает талоны (в литрах) в подотчет заправщикам, трактористам-машинистам и водителям по лимитно-заборным ведомостям (картам), открываемым на каждого получателя в пределах установленных лимитов. Одновременно заведующий нефтескладом (заправщик) отмечает в путевых листах, учетных листах трактористов-машинистов количество (в литрах) отпущенных нефтепродуктов. Разовый отпуск нефтепродуктов производится по накладным.

Основными документами по первичному учету расхода нефтепродуктов являются путевые и учетные листы. Нефтепродукты для других производственных нужд (работа стационарных двигателей, котлов и др.) учитывают по лимитно-заборным ведомостям (картам) или накладным.

Данные о количестве полученных и израсходованных нефтепродуктов переносят в сроки, установленные графиком документооборота, из путевых (учетных) листов в накопительные ведомости учета затрат.

При этом в накопительных ведомостях записывают также количество нефтепродуктов по неиспользованным на начало и конец месяца талонам и остатки топлива в баках машин, закрепленных за каждым трактористом-машинистом и водителем автомобиля.

Оформленные и обработанные путевые и учетные листы за каждый отчетный период подлежат сверке с приложенными к отчету лимитно-заборными ведомостями (картами) и другими документами на отпуск нефтепродуктов, ведомостью возврата талонов. Проведенные сверки подтверждает подписью диспетчер гаража или другое лицо, осуществляющее оперативный учет нефтепродуктов. Сверку можно проводить по итоговым данным накопительных ведомостей о работе автомобилей и МТП, журнала учета работ и затрат (накопительные ведомости учета затрат).

Месячные итоговые данные о выдаче нефтепродуктов, отраженные в отчете о движении топлива и смазочных материалов, должны быть тождественны итоговым данным об использовании нефтепродуктов, записанным в накопительные ведомости учета затрат.

В учетных и путевых листах записывают количество топлива, израсходованного фактически и по норме на выполненный объем работы. На основании этих данных определяют перерасход или экономию топлива. Бухгалтерия предприятия ведет учет нормативного и фактического расхода нефтепродуктов, а также их экономии и перерасхода каждым трактористом-машинистом и водителем автомобиля.

В случае необходимости, а также в целях определения экономии или перерасхода нефтепродуктов могут быть открыты лицевые карточки водителей, которые составляют на основании соответствующих первичных накопительных документов.

После обработки карточек (или машинограмм) выводят результат работы каждого водителя за месяц (экономия или перерасход). По итогам работы за квартал составляют ведомость для расчетов с водителями.

Премию работникам за экономию топлива начисляют в соответствии с действующим в организации положением об оплате труда.

При перерасходе отдельными водителями топлива сверх утвержденных норм составляют ведомость с указанием количества и стоимости перерасхода, которую представляют руководителю организации для принятия решения о возмещении перерасхода по вине водителей.

Расходование нефтепродуктов на техническое обслуживание и ремонт тракторов, сельскохозяйственных машин, транспортных средств, обкатку двигателей, механизмов и другие производственные нужды учитывают заведующий ремонтной мастерской, механик и т.д.

На затраты производства фактический расход нефтепродуктов (в литрах) списывается на основании путевых листов, учетных листов, предварительно занесенных в накопительные ведомости учета затрат.

271. Сверхлимитный отпуск семян, кормов, удобрений, горючего и смазочных материалов, строительных и других материалов на производство и их замену оформляется отдельной накладной. К сверхлимитному отпуску относятся: дополнительный отпуск при перевыполнении производственной программы, дополнительный отпуск на покрытие перерасхода, на возмещение брака и др.

Сверхлимитный отпуск продукции и материалов и замена одних видов другими допускаются только по разрешению руководителя сельскохозяйственной организации или лиц, на то уполномоченных.

272. Отпуск из центрального склада подразделениям продукции и материалов, потребность в которых возникает периодически, должен осуществляться по накладным.

Отпуск продукции и материалов с небольшими отступлениями против количества, затребованного по первичному документу, допускается без получения дополнительного разрешения только в тех случаях, когда такой отпуск вызван состоянием упаковки, их объемом, размером, развесом и т.п.

273. Количество отпущенных в производство массово-однородных материалов (песок, щебень, гравий, уголь и др.) при невозможности отпуска их по фактической массе или обмеру допускается определять на основе проведения периодических (не реже одного раза в месяц) инвентаризаций остатков этих материалов. Результаты инвентаризации остатков этих материалов должны оформляться постоянно действующей инвентаризационной комиссией путем составления инвентаризационной описи товарно-материальных ценностей (ф. N ИНВ-3). Состав комиссии определяется приказом или распоряжением руководителя сельскохозяйственной организации.

274. Медикаменты (за исключением спирта), включая готовые лекарства, а также перевязочные материалы, биологические препараты, дезинфицирующие, дезинсицирующие средства списывают по актам, утверждаемым руководителем сельскохозяйственной организации, общей суммой. Спирт (ректификат и сырец), морфий, кофеин и другие ядовитые и сильнодействующие средства списываются в количественном и суммовом выражении по каждому рецепту в отдельности.

275. Продукция и материалы, утраченные в результате стихийных бедствий (наводнения, пожара и прочих чрезвычайных ситуаций), списываются по актам, составляемым специальной комиссией как чрезвычайные расходы с отнесением на счет 99 "Прибыли и убытки". В комиссию должны входить представители местных органов власти (администрации) и при необходимости страховых компаний. К акту прилагается справка метеорологической службы.

Недостачи и потери от порчи продукции и материалов, выявленные при инвентаризации в местах их хранения, отражаются в инвентаризационных описях и сличительных ведомостях.

276. Израсходованные на производство в растениеводстве семена, нефтепродукты, удобрения и другая продукция и материалы предварительно записываются на основании соответствующих первичных документов в журнал учета затрат. На основании этого журнала и других документов ежемесячно составляется производственный отчет по растениеводству или лицевой счет.

277. Бухгалтерская служба организации обязана:

а) проверять поступившие от подразделений организации отчеты и документы;

б) производить сверку отчетов подразделений организации с данными складского учета организации, а также с данными бухгалтерской службы, при выявлении расхождений производятся соответствующие исправления. О внесенных исправлениях уведомляются склады, цехи и другие подразделения, в которых установлены расхождения. В отчеты, карточки учета материалов и другие учетные документы вносятся соответствующие исправления. При осуществлении бухгалтерского учета с использованием средств вычислительной техники указанные исправления должны быть внесены в используемую информационную базу;

в) определять совместно с другими заинтересованными службами (отделами) организации отклонения фактического расхода материалов от установленных норм;

г) регулярно контролировать правильность ведения учета материальных ценностей на складах, в цехах и других подразделениях.

278. Для распределения стоимости отпущенных в производство и на другие цели материалов по видам продукции (работ, услуг) и статьям расходов организация может ежемесячно составлять сводную ведомость расхода материалов. В указанной ведомости материальные затраты (включая ТЗР) приводятся в разрезе цехов и других подразделений с распределением по счетам учета затрат, а внутри них - по заказам (изделиям, видам продукции, работам, услугам) и статьям расходов.