Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Порядок осуществления государственного метрологического надзора за количеством фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

3. Порядок осуществления государственного

метрологического надзора за количеством фасованных товаров

в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже

3.1. Государственный метрологический надзор за соблюдением метрологических требований к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже осуществляют в виде проверок государственные инспекторы по обеспечению единства измерений (далее - государственные инспекторы) органов Государственной метрологической службы.

Для осуществления совместных поверок могут быть приглашены представители Государственной торговой инспекции, Общества защиты прав потребителей или других контрольно-надзорных органов.

3.2. Проверки соблюдения метрологических требований к количеству фасованных товаров могут быть плановыми (периодическими), внеплановыми (внеочередными) и повторными.

Плановые проверки проводятся на предприятиях, осуществляющих расфасовку и продажу фасованных товаров в упаковках, не реже одного раза в 3 года в соответствии с графиком, составляемым органом Государственной метрологической службы.

Внеплановые проверки проводятся по инициативе потребителей продукции, местного органа самоуправления, Общества защиты прав потребителей или других общественных или государственных органов, а также по усмотрению органов Государственной метрологической службы.

Повторные проверки осуществляются в целях проверки выполнения предписаний органов госнадзора, полученных предприятием после проведения плановой или внеплановой проверки.

3.3. В соответствии с Законом РФ "Об обеспечении единства измерений" государственные инспекторы имеют право беспрепятственно при предъявлении служебного удостоверения:

посещать объекты, где производится расфасовка или продажа фасованных товаров в упаковках независимо от подчиненности и форм собственности этих объектов;

проверять количество фасованных товаров в упаковках;

проверять наличие на ярлыках (этикетках) или упаковках сведений о номинальном количестве потребительского товара, пределе допускаемых отклонений T, наименовании и адресе предприятия - изготовителя и предприятия - расфасовщика;

отбирать образцы фасованных товаров в упаковках любого вида для осуществления надзора;

измерять количество содержимого нетто в каждой индивидуальной упаковке из числа отобранных образцов фасованных товаров на месте отбора или при необходимости передавать отобранные фасованные товары в органы Государственной метрологической службы для проведения этих измерений с последующим возвратом отобранных образцов (операции по отбору, передаче фасованных товаров и измерению содержимого нетто проводятся в присутствии представителя организации, осуществляющей расфасовку или продажу этих товаров);

для проведения контроля использовать технические средства и привлекать персонал предприятия, на котором осуществляется проверка.

3.4. Орган Государственной метрологической службы, осуществляющий плановую проверку, не позднее, чем за трое суток информирует предприятие, на котором предполагается ее проведение, а также сообщает календарные сроки проведения проверки заинтересованным и приглашаемым участникам проверки.

Внеочередные (внеплановые) проверки могут осуществляться без предварительного уведомления контролируемого предприятия.

3.5. Государственный метрологический надзор за соблюдением метрологических требований к количеству фасованных товаров в упаковках любого вида при их расфасовке и продаже должен быть по возможности организован таким образом, чтобы вмешательство в технологический процесс производства и расходы, связанные с проведением проверок, были минимальными, а товары, подвергаемые проверке, оставались неповрежденными.

Если характеристики тары известны или могут быть определены в ходе проверки, допускается определять количество потребительского товара косвенными методами измерений без вскрытия упаковки.

При этом точность методов контроля с использованием статистических данных о таре должна быть не хуже, указанной в п. 2.3.

Измерения объема жидких товаров в упаковках также могут производиться с использованием косвенных методов измерений на основе измерений массы и плотности жидкости при соблюдении требований п. 2.3.

3.6. Государственный инспектор, осуществляющий контроль, по прибытии на предприятие:

знакомит его руководителя с целями и задачами проверки;

уточняет перечень фасованных товаров в упаковках, подлежащих государственному метрологическому надзору;

определяет функции участников проверки;

знакомится с нормативной документацией, регламентирующей требования к количеству фасованных товаров в упаковках, подлежащих проверке;

организует отбор образцов фасованных товаров в упаковках;

проводит измерения количества товара в каждой индивидуальной упаковке из числа отобранных.

Отбор образцов фасованных товаров в выборку, предназначенную для контроля, измерения количества товара в индивидуальных упаковках, обработка результатов измерений выборки и выводы по результатам контроля должны производиться в соответствии с требованиями нормативной документации на данную продукцию, если она содержит эти требования и если они не противоречат требованиям раздела 2 настоящих правил.

3.7. При Государственном метрологическом надзоре отбор фасованных товаров для контроля может производиться как в процессе фасовки после запаковывания и запечатывания упаковки, так и со склада готовой продукции. Размер партии должен быть достаточным для того, чтобы дать полное представление о фасовочной практике изготовителя. Если размер партии недостаточен для составления заключения о результатах надзора, то допускается объединение нескольких однородных партий в одну.

3.8. Отбор образцов фасованных товаров в упаковках должен проводиться методами, обеспечивающими равную вероятность отбора каждой единицы партии фасованных товаров для контроля.

3.9. Рекомендации по определению объема выборки n (в случае отсутствия данной информации в нормативной документации на контролируемую фасованную продукцию):

3.9.1. При надзоре за количеством фасованных товаров в индивидуальных упаковках с различным номинальным количеством потребительского товара в каждой упаковке для контроля отбирается не менее 10 упаковок.

3.9.2. Для малых партий фасованных товаров в упаковках, содержащих менее 150 единиц, объем выборки n должен составлять не менее 20% объема партии.

3.9.3. Для партии фасованных товаров в упаковках, содержащих более 150 единиц, объем выборки n может определяться по формуле:

n = 30 + 0,0125 * N,

где N - объем партии, что обеспечивает репрезентативность выборки и достаточную достоверность контроля.

3.9.4. При отсутствии возможности использования методов контроля, не разрушающих упаковки, объем выборки может быть уменьшен. При этом следует иметь в виду, что достоверность результатов контроля при уменьшении объема выборки снижается и не будет соответствовать международным требованиям.

3.10. Участники проверки, отобрав образцы фасованных товаров в выборку, осуществляют измерения содержимого нетто в каждой индивидуальной упаковке (mi) в соответствии с п. п. 2.3, 3.3 и 3.5 настоящих Правил. Результаты измерений заносятся в протокол результатов проверки (Приложение 2).

Данная процедура осуществляется также и при надзоре за количеством фасованных товаров с различным номинальным количеством потребительского товара, указанного на упаковке, и не объединенных в партии (например, при расфасовке мяса, сыра, овощей, фруктов и т.д.).

3.11. В протоколе отмечаются знаком "*" бракованные упаковки в соответствии с п. 2.1.1 настоящих Правил и указывается их количество Cp.

Если значение Cp превышает значение C, указанное в нормативной документации на данный вид фасованных товаров, то партия фасованных товаров бракуется, т. е. не подлежит реализации до устранения обнаруженных нарушений метрологических требований, о чем делается запись в акте проверки и предписаниях.

Примечание. Если в документации на данный вид фасованных товаров значение C не указано, то для выбора значения C рекомендуется руководствоваться таблицей 2 Приложения 1.

3.12. При положительных результатах государственного метрологического надзора, проводимого по п. 3.10, государственный инспектор приступает к определению среднего содержимого партии фасованных товаров в упаковках в соответствии с методикой расчета, приводимой в Приложении 3, в случае отсутствия данной информации в нормативной документации на контролируемую фасованную продукцию.

Данная процедура может быть применена и при отрицательных результатах предыдущей проверки для получения более полного представления о фасовочной практике производителя товара.

3.13. Обработка результатов измерений и выводы по результатам проверки заносятся в протокол результатов проверки.

3.14. Выводы по результатам проверки.

Партия фасованных товаров в упаковках считается бракованной по среднему содержимому нетто для партии, если отклонение уточненного среднего содержимого партии от номинального количества меньше 0 (m0 - M < 0). Бракованная партия не подлежит реализации до устранения обнаруженных нарушений.

В протокол заносятся также выводы по результатам проверки по п. 3.11, т.е. указывается количество бракованных индивидуальных упаковок из числа проверенных, а в случае контроля партии фасованных товаров - выводы о годности партии по данному параметру.

Бракованные индивидуальные упаковки не подлежат реализации до устранения обнаруженных нарушений метрологических требований, предъявляемых к упаковкам.