Документ не вступил в силу. Подробнее см. Справку

Утверждены

постановлением Правительства

Российской Федерации

от 27 апреля 2024 г. N 550

ПРАВИЛА ТРАНСГРАНИЧНОГО ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ОТХОДОВ

1. Настоящие Правила устанавливают порядок ввоза отходов на территорию Российской Федерации в целях их экологически безопасного использования и вывоза отходов с ее территории, а также транзита отходов по территории Российской Федерации (далее - трансграничное перемещение отходов).

2. В настоящих Правилах применяются понятия, содержащиеся в Федеральном законе "Об отходах производства и потребления" и Базельской конвенции о контроле за трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением (далее - Базельская конвенция).

3. Ввоз (транзит) на территорию (через территорию) Российской Федерации из государств, не являющихся членами Евразийского экономического союза, отходов, указанных в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", в целях их утилизации и вывоз отходов, указанных в разделе 1.2 приложения N 1 и в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", за пределы территории Российской Федерации в государства, не являющиеся членами Евразийского экономического союза, осуществляются по лицензии, выдаваемой Министерством промышленности и торговли Российской Федерации в соответствии с Правилами выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, предусмотренными приложением к Протоколу о мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (приложение N 7 к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.), на основании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее - заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов).

Ввоз отходов, указанных в разделе 1.2 приложения N 1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", в Российскую Федерацию запрещен.

Ввоз отходов, указанных в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", в целях их обезвреживания или размещения запрещен.

Перемещение через таможенную границу Евразийского экономического союза отходов, указанных в разделе 1.2 приложения N 1 и в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", осуществляется в соответствии с нормативными правовыми актами, составляющими право Евразийского экономического союза.

4. При осуществлении взаимной торговли государств - членов Евразийского экономического союза:

ввоз отходов, указанных в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", в целях их утилизации и вывоз отходов, указанных в разделе 1.2 приложения N 1 и в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", осуществляются на основании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов;

транзит отходов по территории Российской Федерации при их трансграничном перемещении с территории одного государства - члена Евразийского экономического союза на территорию другого государства - члена Евразийского экономического союза осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами на основании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов.

5. Вывоз отходов, указанных в разделе 1.2 приложения N 1 и в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", с территории Российской Федерации на территорию государства, не являющегося стороной Базельской конвенции, запрещен, за исключением случая, когда между Российской Федерацией и государством, не являющимся стороной Базельской конвенции, заключен международный договор о трансграничном перемещении отходов. В этом случае перемещение отходов осуществляется в соответствии с требованиями Базельской конвенции.

6. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования выдает заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов в форме электронного документа на каждое трансграничное перемещение отходов.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ведет реестр выданных заключений (разрешительных документов) на трансграничное перемещение отходов (далее - реестр заключений).

Информация, содержащаяся в реестре заключений, является открытой для ознакомления с ней заинтересованных лиц и размещается на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", за исключением информации, доступ к которой ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

7. Для получения заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (далее - заявитель) представляют в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), заявление о выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов (далее - заявление), содержащее:

полное и сокращенное (при наличии) наименование организации, ее организационно-правовую форму - для юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии) - для индивидуального предпринимателя, адрес электронной почты;

основной государственный регистрационный номер;

идентификационный номер налогоплательщика;

место нахождения - для юридического лица, место жительства - для индивидуального предпринимателя;

реквизиты лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности или реквизиты приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о принятии решения о предоставлении лицензии или переоформлении лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности;

реквизиты внешнеторгового договора;

наименование и код вида отходов согласно федеральному классификационному каталогу отходов, код единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза - для отходов, подлежащих трансграничному перемещению;

информацию о количестве отходов, подлежащих трансграничному перемещению, с указанием единицы измерения;

указание страны экспорта, страны импорта и страны транзита;

реквизиты документа, подтверждающего оплату государственной пошлины;

реквизиты документа, подтверждающего полномочия лица, подписавшего заявление.

8. К заявлению прилагаются следующие документы:

а) проект заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов, оформленный в соответствии с методическими указаниями по заполнению единой формы заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, утвержденными решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 мая 2012 г. N 45 "О единой форме заключения (разрешительного документа) на ввоз, вывоз и транзит отдельных товаров, включенных в единый перечень товаров, к которым применяются меры нетарифного регулирования в торговле с третьими странами, и методических указаниях по ее заполнению";

б) копия договора (контракта), а в случае отсутствия договора (контракта) - копия иного документа, подтверждающего намерение сторон;

в) согласие (в письменной форме) компетентного органа государства, на территорию которого ввозятся отходы и (или) через территорию которого перемещаются отходы, в соответствии с Базельской конвенцией - в случае вывоза отходов;

г) копия договора (контракта) между экспортером и производителем или импортером и потребителем отходов (если заявитель выступает посредником), содержащего в том числе следующие положения:

срок действия договора (контракта) и (в соответствующих случаях) периодичность отгрузок отходов;

описание отходов и операции по удалению отходов;

описание предполагаемого использования восстановленного материала (продукта);

методы использования отходов;

количество отходов, которое соглашается получить лицо, отвечающее за удаление отходов;

тип упаковки, которая будет использоваться при транспортировке отходов;

условия передачи права собственности и ответственности;

порядок обеспечения проверки, взятия проб и анализа отходов;

процедуры, которыми следует руководствоваться в случае несоответствия образцов отходов спецификациям и (или) отказа принять отходы;

обязательства по возмещению ущерба, причиненного собственности третьей стороны, и любого другого конкретного ущерба (ущерб окружающей среде, убытки, потери доходов);

сведения о страховании ответственности;

д) копии договора (договоров), контракта (контрактов) на перевозку отходов;

е) копия договора (контракта) между экспортером (импортером) и лицом, отвечающим за удаление отходов, в котором оговаривается экологически безопасное использование этих отходов;

ж) уведомление о трансграничной перевозке отходов в количестве экземпляров, соответствующем количеству заинтересованных стран, включая страны экспорта, страны импорта и страны транзита, с учетом информации, предусмотренной приложением V A к Базельской конвенции;

з) документ о перевозке отходов (в количестве экземпляров, соответствующем количеству заинтересованных стран, включая страны экспорта, страны импорта и страны транзита, с учетом информации, предусмотренной приложением V B к Базельской конвенции);

и) информация о наличии технических (технологических) возможностей для использования отходов (выписка из технологического регламента, подтверждающая возможность использования отходов в качестве сырья, или иной документ, подтверждающий возможность вовлечения отходов в использование, не допускающее образования иных отходов или их остатков) - в случае ввоза отходов;

к) копия документа, подтверждающего страхование, залог или иная гарантия при трансграничной перевозке отходов (если это предусмотрено законодательством государства - члена Евразийского экономического союза);

л) документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление (при отсутствии сведений в единой информационной системе нотариата).

9. При подаче заявления посредством единого портала полномочия представителя могут быть подтверждены через платформу полномочий единого портала.

Требовать от заявителя представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, запрещается.

10. В случае необходимости регулярного трансграничного перемещения отходов с неоднократным пересечением государственной границы Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может выдать одному и тому же лицу, отвечающему за удаление отходов, соответствующее заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов сроком на один год, если выполняются следующие условия:

отходы каждого наименования имеют одинаковые физические и химические свойства и поставляются по одному контракту;

таможенное оформление отходов осуществляется в одном и том же таможенном управлении, и перемещение отходов осуществляется через одни и те же пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации в случае трансграничного перемещения отходов между Российской Федерацией и государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза.

Пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые допускается трансграничное перемещение отходов из государств и в государства, которые не являются членами Евразийского экономического союза, определяются в соответствии со статьей 11 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

11. Заявление и документы, направленные в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования для выдачи заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов посредством единого портала, представляются в форме электронных документов, подписанных с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или усиленной неквалифицированной электронной подписи, сертификат ключа проверки которой создан и используется в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

12. При ввозе на территорию Российской Федерации отходов, указанных в разделе 2.3 приложения N 2 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования", лицо, отвечающее за удаление отходов, уведомляет Федеральную службу по надзору в сфере природопользования о получении отходов путем представления подписанного им документа о перевозке отходов.

13. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования принимает решение о выдаче или об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов в течение 14 рабочих дней со дня получения заявления.

Сведения о выданном заключении (разрешительном документе) на трансграничное перемещение отходов вносятся в реестр заключений в день принятия решения о выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов.

Заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов выдается в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в день принятия решения о выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов путем направления в личный кабинет заявителя на едином портале или на электронную почту заявителя, указанную в заявлении.

14. Федеральная служба по надзору в сфере природопользования принимает решение об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов на основании:

а) наличия недостоверной и (или) искаженной информации в заявлении и (или) представленных заявителем документах;

б) представления заявителем неполного комплекта документов, предусмотренных пунктом 8 настоящих Правил;

в) установления факта отсутствия уплаты (неполной уплаты) заявителем государственной пошлины;

г) представления заявителем документов для получения разрешения на ввоз на территорию Российской Федерации отходов, указанных в разделе 1.2 приложения N 1 к решению Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. N 30 "О мерах нетарифного регулирования".

15. Уведомление об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов направляется в день принятия решения об отказе в выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов в личный кабинет заявителя на едином портале или на электронную почту заявителя, указанную в заявлении, в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью должностного лица Федеральной службы по надзору в сфере природопользования.

Отказ в выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов в случае, если документы, необходимые для предоставления государственной услуги, поданы в соответствии с информацией о сроках и порядке предоставления государственной услуги, опубликованной на едином портале или официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", не допускается.

Федеральная служба по надзору в сфере природопользования может привлекать в установленном порядке специализированные органы и организации, а также отдельных специалистов для проведения независимой оценки соответствия прилагаемых документов заявителя требованиям и условиям законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами.

16. Если при трансграничном перемещении отходов между Российской Федерацией и государствами, не являющимися членами Евразийского экономического союза, Федеральной таможенной службой установлены несоответствия категорий вида отходов заявленным характеристикам, заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов, выданное Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, аннулируется по представлению Федеральной таможенной службы.

17. Административная процедура аннулирования заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов включает в себя следующие административные действия:

а) прием и регистрация информации, представленной Федеральной таможенной службой;

б) рассмотрение информации, представленной Федеральной таможенной службой, а также архивных материалов заявителя, на основании которых было выдано соответствующее заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов;

в) оформление приказа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования об аннулировании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов;

г) внесение в реестр заключений сведений об аннулировании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов;

д) информирование заявителя об аннулировании заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов путем направления соответствующего уведомления в личный кабинет на едином портале или на электронную почту заявителя.

18. В случае незаконного трансграничного перемещения отходов по территории Российской Федерации, осуществленного в результате действий экспортера, находящегося под юрисдикцией государства экспорта, либо в случае такого перемещения по территории другого государства, допущенного экспортером, находящегося под юрисдикцией Российской Федерации, возвращение отходов в государство, с территории которого они были вывезены, либо другие действия, направленные на экологически безопасное удаление отходов, предусмотренные Базельской конвенцией, осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

19. При обращении заявителя в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования об уведомлении о трансграничном перемещении отходов в соответствии со статьей 6 Базельской конвенции компетентного органа государства импорта и транзита о намерении вывоза отходов из Российской Федерации Федеральная служба по надзору в сфере природопользования готовит сопроводительное письмо в адрес компетентного органа государства, заинтересованного в трансграничном перемещении отходов, с приложением представленного заявителем заполненного образца уведомления о трансграничном перемещении отходов с переводом на язык, приемлемый для государства импорта (транзита).

В случае наличия более 3 государств, заинтересованных в трансграничном перемещении отходов, количество представляемых заявителем заполненных уведомлений о трансграничном перемещении отходов может быть увеличено исходя из количества государств, заинтересованных в трансграничном перемещении отходов.

В адрес компетентных органов государств, заинтересованных в трансграничном перемещении отходов, направляется сопроводительное письмо с приложением к нему оформленного уведомления о трансграничном перемещении отходов.

Уведомлению о трансграничном перемещении отходов присваивается номер, имеющий следующую структуру:

RU-XXXX-XX,

где:

RU - краткое наименование (аббревиатура) Российской Федерации согласно Общероссийскому классификатору стран мира;

XXXX - порядковый номер уведомления о трансграничном перемещении отходов;

XX - последние цифры года, в котором было составлено уведомление о трансграничном перемещении отходов.

Подписанное и зарегистрированное сопроводительное письмо с приложением к нему перевода на язык, приемлемый для государств, заинтересованных в трансграничном перемещении отходов, и уведомления о трансграничном перемещении отходов направляется по почте в компетентные органы государств, заинтересованных в трансграничном перемещении отходов.

20. При обращении в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования компетентного органа государства экспорта с уведомлением о предполагаемом трансграничном перемещении отходов Федеральная служба по надзору в сфере природопользования направляет в компетентный орган государства экспорта ответ (в письменной форме) о получении уведомления о трансграничном перемещении отходов, содержащий согласие на трансграничное перемещение отходов при определенных условиях или без них, в случае выдачи заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов импортеру - получателю отходов либо ответ (в письменной форме) о получении уведомления о трансграничном перемещении отходов, содержащий отказ в предоставлении заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов, в случае отказа в выдаче заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов импортеру - получателю отходов, или запрос о предоставлении дополнительной информации.

21. В целях выявления и предотвращения трансграничного перемещения отходов по территории Российской Федерации, отнесенного в соответствии со статьей 9 Базельской конвенции к категории незаконного оборота:

а) заявитель в течение 5 рабочих дней со дня истечения срока действия заключения (разрешительного документа) на трансграничное перемещение отходов в случае, если заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов не было реализовано, либо в течение 5 рабочих дней со дня осуществления трансграничного перемещение отходов направляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования отчет лица, получившего заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов, о выполнении условий, предусмотренных выданным заключением (разрешительным документом) на трансграничное перемещение отходов, по форме согласно приложению N 1;

б) заявитель, отвечающий за удаление отходов, ввезенных на территорию Российской Федерации, в соответствии с заключением (разрешительным документом) на трансграничное перемещение отходов направляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования ежегодно, до 1 октября, отчет лица, отвечающего за удаление отходов, ввезенных на территорию Российской Федерации, о выполнении условий в части удаления отходов, предусмотренных выданным заключением (разрешительным документом) на трансграничное перемещение отходов, по форме согласно приложению N 2;

в) Министерство промышленности и торговли Российской Федерации ежегодно, не позднее 1 ноября, направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации информацию о выданных в предыдущем календарном году лицензиях на трансграничное перемещение отходов;

г) Федеральная таможенная служба ежегодно, не позднее 1 ноября, направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации информацию о трансграничном перемещении отходов в предыдущем календарном году;

д) Федеральная служба по надзору в сфере природопользования ежегодно, не позднее 1 ноября, направляет в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации информацию об исполнении лицами, получившими заключение (разрешительный документ) на трансграничное перемещение отходов, условий, предусмотренных выданным заключением (разрешительным документом) на трансграничное перемещение отходов (в предыдущем календарном году), по форме согласно приложению N 3.