IV. Особенности проведения правовой экспертизы проектов правовых актов

IV. Особенности проведения правовой экспертизы

проектов правовых актов

31. Проекты правовых актов в целях проверки их соответствия Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, в том числе издаваемым им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, принятым в рамках их компетенции, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации, а также соблюдения установленных правил оформления подлежат обязательному направлению в Правовой департамент на рассмотрение для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз.

32. Проект правового акта, согласованный со всеми заинтересованными органами военного управления и завизированный руководителем ОВУ-разработчика (лицом, исполняющим его обязанности), направляется в Правовой департамент на рассмотрение для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз:

перед направлением проекта правового акта на согласование (для получения заключения) с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами и организациями;

перед представлением проекта правового акта на подпись Министру обороны Российской Федерации или его заместителям.

33. Проект правового акта направляется в Правовой департамент на рассмотрение для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз с сопроводительным письмом за подписью руководителя ОВУ-разработчика (лица, исполняющего его обязанности).

В сопроводительном письме указываются основание представления проекта правового акта на подпись Министру обороны Российской Федерации (его заместителю), сведения о содержании и согласовании проекта правового акта. К сопроводительному письму могут прилагаться справки, сравнительные таблицы и другие поясняющие материалы.

При направлении на правовую экспертизу проекта правового акта, указанного в абзаце втором пункта 32 настоящей Инструкции, прилагаются также проекты сопроводительных писем в адрес согласующих федеральных органов исполнительной власти (иных государственных органов, организаций).

Проект правового акта направляется в Правовой департамент на рассмотрение для проведения правовой и антикоррупционной экспертиз на бумажном носителе.

34. Одновременно с проектом правового акта в Правовой департамент направляются:

1) материалы, содержащие основания издания правового акта, документы с поручением вышестоящего должностного лица о подготовке проекта правового акта, если проект разработан во исполнение поручения;

2) сведения о действующих правовых актах по данному вопросу и информация о сроках их приведения в соответствие с предлагаемым к принятию правовым актом;

3) пояснительная записка к проекту правового акта, а также финансово-экономическое и (или) технико-экономическое обоснование (в случае их разработки);

4) подлинники согласований или замечаний органов военного управления и протоколы согласительных совещаний (при наличии разногласий), материалы согласования проекта правового акта с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами и организациями, если такое согласование требуется, либо их копии;

5) сведения о размещении на сайте regulation.gov.ru информации о подготовке нормативного правового акта, подлежащего представлению на государственную регистрацию, в соответствии с постановлением N 851, а также результатов общественного обсуждения данного нормативного правового акта;

6) сведения о направлении проекта правового акта, подлежащего представлению на государственную регистрацию, для получения заключения об оценке регулирующего воздействия с приложением копии заключения либо об отсутствии оснований для направления проекта правового акта на заключение об оценке регулирующего воздействия в соответствии с постановлением N 1318;

7) сведения о проведении независимой антикоррупционной экспертизы нормативного правового акта, подлежащего представлению на государственную регистрацию, с указанием дат размещения проекта акта на сайте regulation.gov.ru и окончания приема заключений по результатам независимой антикоррупционной экспертизы от независимых экспертов и приложением копий этих заключений в соответствии с постановлением N 96 и приказом N 2610;

8) сведения о результатах проведения педагогической экспертизы нормативного правового акта, подлежащего представлению на государственную регистрацию (в случае ее проведения), в соответствии с постановлением N 120;

9) сведения о результатах обязательной метрологической экспертизы требований к измерениям, стандартным образцам и средствам измерений, содержащихся в проектах нормативных правовых актов Российской Федерации;

10) копии учредительных документов организации (в случае упоминания организации в представленном на правовую экспертизу документе).

В случае внесения изменений в нормативный правовой акт, подлежащий представлению на государственную регистрацию, прилагается сравнительная таблица положений указанного правового акта в действующей редакции и в редакции предлагаемых изменений, а также обоснование предлагаемых изменений.

35. Проект правового акта, направленный в Правовой департамент на рассмотрение для проведения правовой экспертизы с нарушением требований пунктов 16, 19, 25 и 32 - 34 настоящей Инструкции, возвращается ОВУ-разработчику без проведения правовой экспертизы с указанием причин, послуживших основанием для возврата проекта правового акта.

При необходимости Правовой департамент определяет, с какими федеральными органами исполнительной власти, иными федеральными государственными органами, организациями и органами военного управления требуется дополнительно либо повторно согласовать проект правового акта, в том числе при освобождении от должности должностных лиц, ранее визировавших проект правового акта.

36. Проведение правовой экспертизы проекта правового акта включает в себя:

определение полномочий органов (организаций, должностных лиц) по изданию правового акта, соответствия проекта правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, актам Президента Российской Федерации, в том числе издаваемым им как Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, правовым актам Министерства обороны и других федеральных органов исполнительной власти, принятым в рамках их компетенции, общепризнанным принципам и нормам международного права, обязательствам Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

установление правильности выбора вида правового акта;

проверку соблюдения установленных юридико-технических требований и правил;

проверку сведений, указанных в пункте 34 настоящей Инструкции.

Результатом проведения правовой экспертизы проекта правового акта является его визирование в установленном порядке директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности) или его заместителями в пределах полномочий, предоставленных им директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации, либо заключение на проект правового акта, подписанное директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности) или его заместителями в пределах полномочий, предоставленных им директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации, если иное не установлено в Министерстве обороны.

37. При проведении правовой экспертизы проекта нормативного правового акта также проводится его антикоррупционная экспертиза в порядке, определенном постановлением N 96 и приказом N 2610.

38. Правовая и антикоррупционная экспертизы проекта правового акта, представленного в установленном порядке, проводятся в определенные в Министерстве обороны сроки.

39. Для устранения отдельных недостатков правового, редакционного и юридико-технического характера проект правового акта с замечаниями и предложениями возвращается в ОВУ-разработчик. По согласованию с директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (его заместителем или начальником структурного подразделения Правового департамента) проект правового акта может быть в установленном порядке получен ОВУ-разработчиком для доработки без оформления заключения Правового департамента.

После доработки ОВУ-разработчиком проект правового акта повторно представляется в установленном порядке на правовую и антикоррупционную экспертизы.

Проект правового акта, доработанный в соответствии с заключением Правового департамента, если он претерпел значительные изменения, для последующего направления в Правовой департамент для проведения правовой экспертизы должен быть повторно согласован со всеми заинтересованными органами военного управления.

40. Замечания и предложения Правового департамента (как правило, редакционного и юридико-технического характера) могут быть изложены непосредственно по тексту проекта правового акта.

41. На проекте правового акта, прошедшем правовую экспертизу, на обороте в нижнем левом углу каждого листа проекта правового акта и приложений к нему проставляется виза должностного лица Правового департамента, осуществлявшего проведение правовой экспертизы данного проекта правового акта, после чего проект правового акта визируется директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности) либо заместителем директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации и в установленном порядке возвращается в ОВУ-разработчик.

42. После получения проекта правового акта с визой директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (лица, исполняющего его обязанности) либо заместителя директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации и визами должностного лица Правового департамента, осуществлявшего проведение правовой экспертизы проекта правового акта, ОВУ-разработчик в установленном порядке обеспечивает проведение его редакционной обработки в Управлении делами Министерства обороны (далее - Управление делами).

43. После проведения редакционной обработки в Управлении делами ОВУ-разработчик в установленном порядке обеспечивает при необходимости окончательное согласование проекта приказа (директивы, указаний) Министра обороны Российской Федерации с соответствующими заместителями Министра обороны Российской Федерации и/или заинтересованными органами военного управления в порядке, указанном в главе III настоящей Инструкции.

После проведения согласования ОВУ-разработчик перед представлением проекта правового акта на подпись Министру обороны Российской Федерации в установленном порядке обеспечивает подготовку и направление комплекта необходимых документов для доклада Министру обороны Российской Федерации в Управление делами для проведения документационной экспертизы.

По итогам проведения редакционной обработки и документационной экспертизы должностным лицом Управления делами на обороте каждого листа проекта правового акта и приложений к нему проставляется виза должностного лица, проводившего редакционную обработку, и специальный штамп Управления делами.

После проведения редакционной обработки и документационной экспертизы на обороте в нижнем левом углу каждого листа проекта приказа (директивы, указаний) Министра обороны Российской Федерации (за исключением подписного листа) и приложений к нему проставляется виза должностного лица Правового департамента, осуществлявшего проведение правовой экспертизы данного проекта правового акта, и проставляется специальный штамп "Правовая экспертиза" с указанием номера структурного подразделения Правового департамента (далее - специальный штамп).

На обороте в нижнем левом углу подписного листа проекта приказа (директивы, указаний) Министра обороны Российской Федерации проставляется специальный штамп и виза директора Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (лица, исполняющего его обязанности).

44. На проекте правового акта, направляемого для рассмотрения и согласования в федеральные органы исполнительной власти, иные федеральные государственные органы и организации, проставляется на обороте каждого листа проекта правового акта специальный штамп, далее проект правового акта визируется директором Правового департамента Министерства обороны Российской Федерации (лицом, исполняющим его обязанности).