Задача 2. Развитие рынка капитала и иных механизмов для долгосрочного финансирования экономического развития

В предыдущие годы рынок капитала активно развивался, возросла его роль как источника финансовых ресурсов для бизнеса наряду с банковским кредитованием. В 2022 году под влиянием внешних шоков произошло сжатие рынка ценных бумаг и снижение доверия к нему. Важно обеспечить повышение роли рынка капитала как источника долгового и долевого финансирования для бизнеса.

В ситуации ухода зарубежного инвестора и опоры в основном на внутренние ресурсы необходимо создать условия и стимулы для направления инвестиционных ресурсов в первую очередь на финансирование проектов и компаний, вносящих вклад в трансформацию российской экономики, улучшение качества жизни. При соответствующей информационной и образовательной поддержке это может способствовать восстановлению интереса отечественного частного и институционального инвестора к рынку капитала.

Сохранение и укрепление доверия инвесторов (граждан и бизнеса) к рынку капитала становятся одним из ключевых факторов привлечения финансирования в условиях возросшей неопределенности. Доверию на рынке капитала будут способствовать повышение прозрачности рынка, доступности достоверной информации о продуктах и услугах, а также эмитентах, выстраивание долгосрочных взаимоотношений с клиентами, повышение качества корпоративного управления эмитентов, совершенствование дивидендных практик, этичное ведение бизнеса посредников.

Особую актуальность в контексте обеспечения доверия на рынке капитала приобретает защита прав миноритарных акционеров, к которым относятся не только частные, но и институциональные инвесторы.

При этом для полноценного развития рынка капитала важно формирование как спроса, так и предложения, учитывая, что важен не только интерес инвестора, который предъявляет спрос на ценные бумаги, но и готовность компаний к привлечению средств. Что касается предложения, то пока российский бизнес не использует активно возможности привлечения финансирования на рынке капитала. Набор инструментов, отраслевое разнообразие эмитентов, объем ценных бумаг в свободном обращении, доступных инвесторам на российском рынке капитала, не так велики. В связи с этим для бизнеса важно разъяснять возможности рынка капитала, создавать стимулы для их использования.

Российские компании пока проявляют слабый интерес к долевому финансированию, которое по сути своей является наиболее долгосрочным. Поэтому развитию именно долевого финансирования в России будет уделено особое внимание в предстоящие годы. При этом адекватный объем собственного капитала обеспечивает и интерес компаний к долговым заимствованиям.

При этом важно, чтобы на рынок капитала выходили готовые к этому компании, выстроившие качественную систему корпоративного управления и раскрытия информации. Для формирования справедливой цены размещения акций и ограничения рисков волатильности на рынке немаловажными являются вопросы качества организации выпуска и сбалансированного состава инвесторов - как розничных, так и институциональных, в перспективе зарубежных. В текущих условиях может дополнительно повышаться роль якорных инвесторов.

Банк России и Правительство Российской Федерации будут создавать условия для расширения инструментов привлечения долгосрочного финансирования, повышения их доступности и удобства использования, в том числе за счет применения цифровых технологий.

Необходимо внедрять инструменты повышения инвестиционного качества и льготные режимы размещения ценных бумаг для компаний, задействованных в трансформации российской экономики и осуществляющих деятельность в перспективных и приоритетных отраслях, в том числе в сфере высокотехнологичного производства, импортозамещения, несырьевого экспорта, участвующих в создании необходимой инфраструктуры. Такими инструментами и режимами в том числе могут стать:

- предоставление гарантий со стороны государства и институтов развития;

- программы поддержки по выходу на рынок акций и облигаций для компаний, осуществляющих деятельность в перспективных отраслях и проектах, в первую очередь подпадающих под Таксономию проектов технологического суверенитета и структурной адаптации экономики <16>, а также налоговые льготы инвесторам по доходам от таких ценных бумаг.

--------------------------------

<16> Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603 "Об утверждении приоритетных направлений проектов технологического суверенитета и проектов структурной адаптации экономики Российской Федерации и Положения об условиях отнесения проектов к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации, о представлении сведений о проектах технологического суверенитета и проектах структурной адаптации экономики Российской Федерации и ведении реестра указанных проектов, а также о требованиях к организациям, уполномоченным представлять заключения о соответствии проектов требованиям к проектам технологического суверенитета и проектам структурной адаптации экономики Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2023 N 603).

Уже сейчас отдельные меры поддержки оказываются компаниям - субъектам МСП, размещающим акции, облигации на бирже, а также привлекающим финансирование через краудплатформы. Планируется продлить эти меры поддержки, сфокусировав их на тех компаниях, которые способствуют технологическому суверенитету, реструктуризации экономики и импортозамещению. Кроме того, опыт поддержки выхода МСП на рынок капитала может также использоваться, в том числе адаптироваться, для поддержки компаний, развитие которых может быть значимо для трансформации российской экономики, в частности для быстрорастущих технологических компаний.

С точки зрения сбалансированного развития экономики важно обеспечить сквозной характер мер поддержки, их преемственность на разных стадиях жизненного цикла компаний. Применение различного рода мер поддержки в том числе может рассматриваться для инструментов венчурного финансирования, фондов Pre-IPO, размещения ценных бумаг на инвестиционных платформах, а также для ЦФА, выпускаемых в информационных системах. Планируется (при необходимости) оказывать содействие участникам рынка - в том числе организаторам торговли, IPO-акселераторам, профессиональным и бизнес-объединениям - в выстраивании комплексной консалтинговой инфраструктуры для эмитентов (для финансового, технического и бизнес-консалтинга в различных формах). Такие практики широко применяются за рубежом. Это повысит информированность компаний о существующих возможностях и мерах поддержки, подходах и способах устранения индивидуальных барьеров на пути к публичному статусу, облегчит для них прохождение всех необходимых процедур, которые могут представляться им как проблемные и (или) непреодолимые. Кроме того, полезной практикой может быть ведение информационных ресурсов о мерах государственной поддержки бизнеса, что реализовано во многих регионах России.

Что касается спроса на ценные бумаги, то продолжится работа по формированию линейки инструментов для долгосрочных инвестиций граждан <17>. Кроме того, планируется проработать создание механизмов повышения информированности граждан о возможностях их участия в развитии российской экономики через вложения в акции и облигации российских компаний, в том числе тех, в отношении которых у них сложились определенные потребительские, поведенческие, социальные паттерны и предпочтения. Задействовать такие паттерны может также линейка социально ориентированных долговых инструментов, таких как социальные облигации, развитие механизмов социального софинансирования значимых проектов при последующем общественном использовании возводимых/реконструируемых объектов инфраструктуры.

--------------------------------

<17> Подробнее см. задачу 1 "Развитие инструментов долгосрочных сбережений и инвестиций для граждан" текущего направления.

Наряду с повышением финансовой и инвестиционной грамотности необходимо развивать систему доверительного управления и информировать граждан о ее возможностях, что снизит риски при инвестировании в инструменты рынка капитала. Банк России также оценивает расширение возможностей для институциональных инвесторов по вложениям в рынок ценных бумаг.

Будет продолжено развитие каналов прямых продаж эмитентами гражданам стандартных инструментов фондового рынка - облигаций и акций - в целях долгосрочных вложений в режиме "купил и держи" с использованием финансовых платформ и ПИФ. Это позволит минимизировать издержки эмитента и инвестора на проведение подобных операций и исключить искусственное подталкивание брокерами консервативных клиентов к рискованным продуктам и активной торговле. Такие ценные бумаги могут в том числе предлагаться в дополнение к банковским вкладам как органичное расширение портфеля с низким риском. Разновидностью таких инструментов могут быть субфедеральные облигации для населения, средства от размещения которых направляются на финансирование проектов социальной и экологической направленности, что несет дополнительную ценность для инвесторов. Линейку таких инструментов с привязкой к конкретным целям развития могут пополнять и корпоративные облигации.

При этом важно обеспечить соблюдение существующих и запланированных к разработке требований в отношении предложения неквалифицированным инвесторам соответствующих ценных бумаг, а также равные возможности по использованию населением льготы по налогообложению через механизм ИИС независимо от того, как приобретаются ценные бумаги - через брокера или напрямую у эмитента через финансовую платформу.

Повышению потенциала притока ресурсов через финансовые платформы будет способствовать создание правовых условий для использования финансовых платформ юридическими лицами и ИП, запуск новых продуктов на финансовых платформах (в том числе в области НПО), повышение осведомленности граждан об имеющихся и новых продуктах и сервисах, стимулирование роста присутствия региональных финансовых организаций на финансовых платформах. Финансовые платформы расширяют круг участников, дополняют инфраструктуру финансового рынка, открывают дополнительные возможности для граждан, бизнеса и финансовых организаций.

Свой вклад в развитие механизмов привлечения финансирования от внутреннего инвестора, в том числе через размещение ценных бумаг (включая на стадии pre-IPO), может внести развитие инвестиционных платформ, повышение их привлекательности для инвесторов с сохранением уровня защиты.

Для повышения вовлеченности небанковских финансовых организаций в инвестиции в ценные бумаги компаний, которые способствуют обеспечению технологического суверенитета и структурной адаптации экономики (на основании Таксономии), продолжится работа над соответствующим стимулирующим риск-чувствительным регулированием. Наряду с уже введенным стимулирующим регулированием для страховых компаний, ПИФ и профессиональных участников рынка ценных бумаг <18> планируется введение соответствующего стимулирующего регулирования для НПФ.

--------------------------------

<18> Приняты Указание Банка России от 02.08.2023 N 6495-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 05.09.2016 N 4129-У "О составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов", Указание Банка России от 21.08.2023 N 6513-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 16 ноября 2021 года N 781-П "О требованиях к финансовой устойчивости платежеспособности страховщиков", Указание Банка России от 09.10.2023 N 6570-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 22 марта 2019 года N 5099-У" и Указание Банка России от 09.10.2023 N 6571-У "О внесении изменений в Указание Банка России от 2 августа 2021 года N 5873-У".

Банк России рассмотрит вопрос о расширении инвестиционных возможностей НПФ за счет отмены части требований к составу и структуре их инвестиционных портфелей (кроме концентрационных лимитов и единого лимита на активы с дополнительным уровнем риска, который может быть расширен). При этом соответствующие инвестиционные риски НПФ будут ограничены требованиями к их стресс-тестированию, а добросовестность принимаемых НПФ инвестиционных решений будет обеспечена требованиями к их фидуциарной ответственности. Требования к сохранности пенсионных средств и надежности таких инвестиций имеют решающее значение.

Банк России продолжит работу по повышению инвестиционной привлекательности ПИФ как приоритетного инструмента для начала инвестирования на финансовом рынке розничными инвесторами и как удобного механизма структурирования долгосрочных инвестиций институциональными инвесторами.

Правительством Российской Федерации также запланированы мероприятия, стимулирующие спрос на инновации, в том числе со стороны государственных корпораций и компаний с государственным участием. В частности, будет проработано выделение ими средств на осуществление прямых и венчурных инвестиций, приобретение продукции российских высокотехнологичных компаний, а также создание системы покрытия рисков при внедрении инновационных решений (в том числе венчурных компаний).

Не менее важно развитие партнерских отношений бизнеса и государства для привлечения инвестиций в проекты через использование концессионных соглашений, соглашений о государственно- и муниципально-частном партнерстве. Правительство Российской Федерации планирует предпринимать шаги, чтобы создать благоприятные условия для таких форм сотрудничества.

При этом для развития рынка капитала особое значение имеет доверие, для поддержания которого необходимо наличие качественной, достоверной информации. Поэтому важно раскрытие такой информации эмитентами ценных бумаг, наличие доступных рыночных индикаторов и статистических данных, а также обеспечение защиты прав акционеров (инвесторов), качественное корпоративное управление <19>. Кроме того, важно продолжение работы по решению проблемы заблокированных активов.

--------------------------------

<19> Более подробная информация содержится в разделе 3 "Направление развития финансового рынка", направлении 1 "Создание условий для усиления роли финансового рынка в финансировании трансформации экономики при сохранении устойчивости финансового сектора", задачах 3 "Развитие корпоративных отношений и корпоративного управления, раскрытие информации" и 5 "Расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития", а также в направлении 5 "Обеспечение финансовой стабильности", задаче 4 "Развитие национальной системы индикаторов и их администраторов, а также рейтинговой индустрии".

Наличие достоверной и своевременной статистики по финансовому сектору и экономике в целом, которая востребована как бизнесом, так и государством, также способствует формированию единого информационного пространства для выработки оптимальных решений. Направления совершенствования статистики, формируемой Банком России, публикуются в Программе развития статистической деятельности Банка России.

Наряду с развитием традиционного рынка капитала в изменившихся условиях, может усилиться роль партнерского финансирования как еще одного способа финансирования экономического развития, а также повышения благосостояния населения. Российское законодательство не запрещает предоставления услуг партнерского финансирования. В то же время в некоторых случаях оказание таких услуг затруднено без специального законодательного регулирования. Этим отчасти объясняется то, что такие услуги остаются ограниченными как по объемам, так и по географии распространения. Для развития этого направления финансовой деятельности запущен эксперимент на территориях отдельных субъектов Российской Федерации <20>.

--------------------------------

<20> Республика Башкортостан, Республика Татарстан, Чеченская Республика, Республика Дагестан.

Эксперимент поможет оценить масштабы востребованности этих финансовых инструментов у участников рынка и увеличить доступность подобных услуг для российских граждан, а также малого и среднего бизнеса. Он вводит регулирование для участников эксперимента, одновременно давая возможность банкам, кредитным кооперативам и МФО осуществлять торговые операции на условиях рассрочки платежа. Кроме того, проведение эксперимента также будет способствовать установлению контактов с финансовыми институтами стран, где такие финансовые инструменты и механизмы уже активно развиваются.

Эксперимент продлится с сентября 2023 по сентябрь 2025 года, а затем в 2025 году будет осуществлена оценка успешности проведенного эксперимента по партнерскому финансированию и необходимости имплементации специального регулирования в законодательство Российской Федерации. В ходе эксперимента Банк России будет осуществлять регулирование, контроль и надзор за деятельностью участников эксперимента. Проведение эксперимента поможет оценить заинтересованность участников рынка в новых финансовых инструментах и увеличить доступность подобных услуг для российских граждан, а также малого и среднего бизнеса.

Определенная специфика партнерского финансирования требует выработки соответствующих подходов к регулированию и надзору. Важными условиями здорового развития партнерского финансирования являются пропорциональное пруденциальное и поведенческое регулирование, а также надзор и контроль за устойчивостью организаций, оказывающих услуги партнерского финансирования, за состоянием их систем управления, а также за качеством услуг и соблюдением интересов потребителей, что также будет способствовать повышению доверия к таким услугам.