Задача 5. Расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития

Вопросы национальной повестки устойчивого развития, в том числе продолжение деятельности, направленной на охрану окружающей среды и развитие социальной сферы, остаются актуальными в контексте происходящей структурной трансформации российской экономики.

Данные вопросы значимы и для выстраивания отношений с зарубежными партнерами из числа дружественных стран, которые также придают важное значение вопросам экологии и климата. России важно не оказаться в числе отстающих как в рамках климатической повестки, так и в отношении подходов к достижению целей устойчивого развития, чтобы не допустить рисков для экономики и финансового сектора. Банк России продолжит работу по стресс-тестированию климатических рисков для оценки их влияния на финансовый рынок и российскую экономику.

Национальное углеродное регулирование является основой для реализации Стратегии социально-экономического развития Российской Федерации с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 года. Россия обладает значительным потенциалом для реализации проектов по снижению и абсорбции парниковых газов за счет обширных территорий и уникальных экосистем. В этих условиях будет продолжена работа по развитию национальной системы углеродного регулирования и системы биржевой торговли углеродными единицами с привлечением клиринговой инфраструктуры для обеспечения расчетов по модели "поставка против платежа" и исходя из возможного неттинга углеродного следа внутри страны на основе рыночной цены на углерод, формируемой на внутреннем рынке. Необходимо также обеспечить признание неттинга углеродного следа для экспортируемой продукции за рубежом через интеграцию систем торговли выбросами парниковых газов или взаимное признание углеродного регулирования рынками дружественных стран.

Важно обеспечить интеграцию учета ESG-факторов в бизнес-стратегии, корпоративное управление и риск-менеджмент финансовых и нефинансовых организаций с учетом текущей ситуации, национальных приоритетов российской экономики и опыта дружественных стран. Продолжится разработка подходов к раскрытию информации об устойчивом развитии как публичными акционерными обществами, так и финансовыми организациями, а также по внедрению вопросов устойчивого развития и учета ESG-факторов в корпоративное управление и деятельность участников финансового рынка, в том числе через соответствующие методологические документы. Это обеспечит сопоставимость раскрываемых данных, возможность адекватной оценки инвесторами и контрагентами ESG-рисков и возможностей на микро- и макроуровнях и выбора наилучших вариантов инвестирования.

Банк России продолжит совершенствовать инфраструктуру и инструменты устойчивого развития: развивать уже созданные инструменты, уточнять подходы к их верификации. Кроме того, рассмотрит возможные подходы к маркировке продуктов финансирования устойчивого развития.

Планируется осуществлять мониторинг соблюдения участниками финансового рынка рекомендаций в области устойчивого развития <29>, а по итогам мониторинга - принимать решение о целесообразности включения ряда рекомендаций в регулирование. Банк России планирует осуществлять такой мониторинг в том числе в отношении присвоения ESG-рейтингов <30>. Указанные меры должны позволить инвесторам точнее оценивать размер премии за риск. По мере выработки международных подходов и развития практики учета климатических рисков внутри страны будет рассмотрена целесообразность внедрения более жесткого регулирования.

--------------------------------

<29> Информационные письма и рекомендации по устойчивому развитию, размещенные на сайте Банка России в сети Интернет.

<30> В рамках этой работы в 2023 году опубликован доклад для общественных консультаций "Модельная методология ESG-рейтингов", а в последующем и информационное письмо Банка России от 30.06.2023 N ИН-02-05/46 "О разработке методологий и присвоении ESG-рейтингов (рейтингов устойчивого развития)" в адрес участников финансового рынка, в котором Банком России предложены направления унификации подходов оценки факторов, входящих в ESG-рейтинг. В дальнейшем Банк России будет контролировать следование рекомендациям по присвоению ESG-рейтингов и при необходимости обновлять подходы с учетом опыта использования кредитными рейтинговыми агентствами.

Будет также рассмотрен вопрос стимулирования рынка финансирования устойчивого развития и повышения заинтересованности его участников. Соответствующие предложения о мерах поддержки, в том числе о налоговых льготах как для организаций, выпускающих инструменты финансирования устойчивого развития, так и для инвесторов в такие инструменты, а также о механизмах субсидий и государственных гарантий, планируется проработать совместно с Правительством Российской Федерации при участии компаний реального сектора и финансового рынка. По результатам применения внедренного в 2023 году стимулирующего банковского регулирования для проектов технологического суверенитета и структурной трансформации экономики будет проанализирована возможность распространения аналогичных стимулов на проекты устойчивого развития.

Банк России также реализует собственную корпоративную политику в области устойчивого развития. Планируется ее каскадирование на дочерние структуры регулятора, что способствует более эффективному использованию ресурсов и обеспечивает вклад Банка России в достижение целей устойчивого развития и климатической повестки.