2.2. Должностные обязанности и права

2.2. Должностные обязанности и права.

Обязанности специалистов психологической службы распределяются руководителем психологической службы вуза в соответствии с должностными инструкциями и трудовым договором.

Обязанности <15>:

--------------------------------

<15> Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".

1. Принимать участие в разработке и реализации планов проведения психодиагностических, коррекционных, профилактических и просветительских программ для обучающихся, направленных в том числе на снижение тревожности, эмоционального напряжения и преодоление проблем в общении и поведении.

2. Принимать участие в разработке и реализации образовательных, просветительских, коррекционных психологических и психолого-педагогических программ и проектов для обучающихся и преподавателей.

3. Оказывать квалифицированную психологическую помощь, в том числе индивидуальное и групповое психологическое консультирование, всем категориям обучающихся, в том числе с особыми образовательными потребностями, и педагогическим работникам образовательной организации высшего образования.

4. Проводить мероприятия (как в рамках программ и проектов, так и в виде отдельных мероприятий) с целью:

оценки риска, профилактики и коррекции проявлений дезадаптивных состояний, деструктивного и девиантного поведения обучающихся, формирования жизнестойкости и конструктивных навыков межличностного взаимодействия;

профилактики и оказания квалифицированной помощи в преодолении эмоционального выгорания, личностных и профессиональных деформаций педагогических работников образовательной организации высшего образования;

укрепления личностной и духовно-нравственной сферы обучающихся, внутренней позиции личности, в том числе развития межкультурной толерантности и традиционных семейных ценностей, профилактика ксенофобии и экстремизма <16>;

--------------------------------

<16> Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 N 809 "Об оценке Основ государственной политики по сохранению и выявлению у взрослых духовно-нравственных проявлений".

создания условий профессиональной ориентации, разработки индивидуальных образовательных траекторий обучающихся, планирования и успешной реализации профессиональной карьеры;

проведения психологической экспертизы образовательных программ, технологий, учебников, пособий, методических материалов;

создания специальных условий и адаптации образовательных программ с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) и инвалидностью.

Разрабатывать и реализовывать мероприятия в очном и/или онлайн/цифровом формате.

5. Выполнять психологический анализ социальной ситуации в образовательной организации, выявлять острые проблемные моменты во взаимодействии всех участников образовательных отношений, определять признаки проявлений дезадаптивных состояний, деструктивного и девиантного поведения, а также пути и средства их разрешения. Выполнять свои профессиональные обязанности с соблюдением требований профессиональной этики психолога и защиты персональных данных.

6. Принимать участие в разработке психологических рекомендаций по проектированию образовательной среды, комфортной и безопасной для личностного развития обучающегося, для своевременного предупреждения нарушений в психическом развитии.

7. Участвовать в проведении приемной кампании, организовывать консультирование абитуриентов и их родителей в целях профилактики и предотвращения состояний психологической дезадаптации и повышения стрессовой устойчивости.

8. Популяризировать психологические знания в образовательной организации с целью снижения у обучающихся и работников психологических барьеров, препятствующих обращению за профессиональной психологической помощью.

9. Участвовать в процедурах оценки эффективности методов психодиагностики, профилактики и коррекции на протяжении всего периода обучения.

10. Участвовать в просветительской работе для профессорско-преподавательского состава и студентов. Оказывать психологическую поддержку преподавателям, направленную на совершенствование образовательного процесса.

11. Проводить консультирование преподавателей и других работников образовательной организации высшего образования по проблемам взаимоотношений в трудовом коллективе и другим профессиональным вопросам.

12. Участвовать в мониторингах актуального состояния психологических служб и научных исследованиях в интересах развития психологического сопровождения высшего образования, проводимых Министерством науки и высшего образования Российской Федерации и Российской академией образования.

13. Участвовать в разработке рекомендаций для педагогов, преподавателей по вопросам социальной интеграции и социализации дезадаптивных обучающихся, обучающихся с девиантными и аддиктивными проявлениями в поведении.

14. Вести профессиональную документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты).

15. Выполнять правила по охране труда и пожарной безопасности.

Права <17>:

--------------------------------

<17> Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".

1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии, в том числе:

на ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск;

на оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

2. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей должностной инструкцией.

4. Сообщать непосредственному руководителю обо всех выявленных в процессе исполнения своих должностных обязанностей недостатках в работе организации и вносить предложения по их устранению.

5. Запрашивать лично или по поручению непосредственного руководителя от руководителей подразделений и других специалистов информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

6. Привлекать специалистов всех (отдельных) структурных подразделений к решению возложенных на него задач (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях, если нет - с разрешения руководителя организации).

7. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

Ответственность <18>:

--------------------------------

<18> Протокол заседания МРГ от 30 марта 2023 г. N 5 Министерства образования и науки Российской Федерации "Методические рекомендации по организации психологической службы в образовательных организациях высшего образования".

1. За нарушение устава образовательной организации высшего образования.

2. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, - в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

3. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.