Срок действия документа ограничен 1 марта 2030 года.

Утверждены

приказом Минтранса России

от 19 мая 2023 г. N 179

ПРАВИЛА ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ СУДОВ

1. Государственная регистрация судов (далее - государственная регистрация) в соответствии с настоящими Правилами осуществляется администрациями бассейнов внутренних водных путей (далее - орган государственной регистрации) <1>.

--------------------------------

<1> Пункт 1 статьи 17 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ).

2. Государственная регистрация в соответствии с настоящими Правилами осуществляется в Государственном судовом реестре и в реестре арендованных иностранных судов (далее - реестры судов) <2>.

--------------------------------

<2> Пункт 1 статьи 16 КВВТ.

3. Настоящие Правила регулируют порядок осуществления государственной регистрации судов, за исключением маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, а также судов, указанных в пункте 2.1 статьи 16 КВВТ.

4. Государственная регистрация в реестрах судов осуществляется по выбору правообладателя в одной из администраций бассейнов внутренних водных путей Российской Федерации <3>.

--------------------------------

<3> Пункт 1 статьи 19 КВВТ.

5. Судно должно быть зарегистрировано только в одном из реестров судов.

6. Государственная регистрация должна осуществляться отдельно в отношении каждого судна.

7. Датой государственной регистрации является дата внесения соответствующей записи в один из реестров судов.

8. Право плавания под Государственным флагом Российской Федерации возникает с момента государственной регистрации судна в реестрах судов <4>.

--------------------------------

<4> Пункт 3 статьи 23 КВВТ.

9. Действия, предусмотренные настоящими Правилами, в том числе подача заявлений, запросов и других документов, получение расписок о получении документов, свидетельств, выписок могут осуществляться правообладателем самостоятельно или его уполномоченным представителем в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Заявления, предусмотренные пунктами 14 и 22 настоящих Правил, должны быть подписаны правообладателем либо его уполномоченным представителем с приложением документов, подтверждающих полномочия указанного лица на подписание заявления, и содержать следующую информацию:

полное и (или) сокращенное (при наличии) наименование заявителя, организационно-правовая форма, адрес в пределах места нахождения, идентификационный номер налогоплательщика, номер телефона и адрес электронной почты (при наличии) - для юридического лица;

фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства, основной государственный регистрационный номер индивидуального предпринимателя, идентификационный номер налогоплательщика, номер телефона и адрес электронной почты (при наличии) - для индивидуального предпринимателя;

фамилия, имя и отчество (при наличии), адрес регистрации по месту жительства (пребывания), дата и место рождения, страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии), номер, серия и дата выдачи документа, удостоверяющего личность, идентификационный номер налогоплательщика, номер телефона и адрес электронной почты (при наличии) - для физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем.

10. Заявления, предусмотренные пунктами 14 и 22 настоящих Правил, и прилагаемые к ним документы представляются правообладателем в орган государственной регистрации по выбору правообладателя:

1) в форме документов на бумажном носителе при личном обращении или посредством почтового отправления;

2) в форме электронных документов и (или) электронных образов документов посредством федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - ЕПГУ) <5> или электронной почты.

--------------------------------

<5> Пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)", утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2011 г. N 861.

Заявления, предусмотренные пунктами 17 и 25 настоящих Правил, подаваемые с использованием ЕПГУ, могут быть поданы правообладателем, прошедшим процедуру регистрации и авторизации с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" <6> и подписываются электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

--------------------------------

<6> Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2011 г. N 977 "О федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме".

11. Орган государственной регистрации при поступлении документов, представляемых для государственной регистрации, проводит проверку, которая осуществляется в том числе в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

12. При проведении проверки документов орган государственной регистрации устанавливает:

соответствие перечня документов перечню, установленному настоящими Правилами;

соответствие формы документов и их содержания требованиям законодательства Российской Федерации;

достоверность информации, указанной в документах (без проверки законности заключения сделки);

действительность документов;

правомочность лиц, издавших, подписавших или заверивших документы;

наличие (отсутствие) противоречий с ранее зарегистрированными правами.

13. По результатам проверки документов орган государственной регистрации составляет заключение, в котором указываются факты в соответствии с пунктом 12 настоящих Правил. Указанное заключение является основанием для принятия решения о государственной регистрации или об отказе в государственной регистрации в соответствии с настоящими Правилами.

14. В случаях, когда законодательством Российской Федерации допускается осуществление государственной регистрации по инициативе правообладателя, не являющегося собственником судна, орган государственной регистрации не позднее 10 рабочих дней с даты государственной регистрации в целях информирования уведомляет собственника о государственной регистрации почтовым отправлением, или по электронной почте, или в личном кабинете на ЕПГУ.

15. Государственная регистрация в реестрах судов осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов на государственную регистрацию права собственности, а в случае поступления такого заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме - в течение 6 рабочих дней со дня поступления заявления и прилагаемых к нему документов на государственную регистрацию права собственности.

16. Государственная регистрация в реестрах судов осуществляется в отношении вновь построенных судов, а также судов, приобретенных за пределами Российской Федерации или арендованных у иностранного собственника или иного управомоченного лица.

17. Заявление о государственной регистрации судна должно содержать идентификационные сведения о судне:

а) наименование судна;

б) прежнее название судна, место предыдущей регистрации и дата ее аннулирования (при наличии);

в) идентификационный номер (при наличии);

г) наименование государства предыдущей регистрации судна (если судно ранее было зарегистрировано в иностранном государстве);

д) порт или место предыдущей регистрации судна (при наличии);

е) тип судна;

ж) валовая вместимость судна;

з) наименование организации, выдавшей классификационное свидетельство судна (при наличии);

и) год постройки судна;

к) данные о правообладателе, указанные в абзацах третьем - пятом пункта 9 настоящих Правил;

л) наименование реестра судов предполагаемой государственной регистрации.

18. К заявлению о государственной регистрации судна должны быть приложены <7>:

--------------------------------

<7> Пункт 1 статьи 19 КВВТ.

а) для всех судов:

заключение о результатах идентификации и осмотра судна;

извещение о предложенном для присвоения (изменения) названии судна;

б) для судна, приобретенного на праве собственности:

правоустанавливающий документ (правоустанавливающие документы);

свидетельство, выданное уполномоченными органами государства предыдущей регистрации судна (если таковая имела место до даты подачи заявления), удостоверяющее, что судно исключено из реестра судов этого государства, или документ, выданный властями государства предыдущей регистрации судна, удостоверяющий, что судно будет исключено из реестра судов этого государства в тот момент, когда будет произведена государственная регистрация в одном из реестров судов <8>;

--------------------------------

<8> Пункт 10 статьи 19 КВВТ.

в) для арендованного судна без экипажа <9>:

--------------------------------

<9> Пункт 12 статьи 19 КВВТ.

договор об аренде судна без экипажа (оригинал и копия);

выписка из судового реестра иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, с указанием собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера, если ипотека или обременение установлены;

согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации;

документ, выданный компетентными властями иностранного государства, в котором зарегистрировано судно непосредственно до смены флага, и подтверждающий, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации;

свидетельство о годности к плаванию;

г) для судна, вновь построенного судостроительной организацией, - документ, подтверждающий переход права собственности от судостроительной организации к правообладателю, или документ, подтверждающий передачу судна от судостроительной организации правообладателю, если при строительстве судна право собственности на строящееся судно принадлежало правообладателю.

19. Орган государственной регистрации в день приема заявления о государственной регистрации судна и приложенных к нему документов от правообладателя или уполномоченного им лица, за исключением случаев подачи заявления и прилагаемых к нему документов в электронной форме, выдает расписку в получении документов с указанием перечня принятых документов, места, даты и времени приема документов.

20. Орган государственной регистрации в течение 7 рабочих дней с даты получения им заявления о государственной регистрации судна и приложенных к нему документов, а в случае подачи в электронной форме - в течение 3 рабочих дней, должен провести проверку документов.

21. В случае отсутствия оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил, по результатам проверки документов, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, орган государственной регистрации в срок не более 3 рабочих дней со дня окончания проверки документов должен оформить свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации и присвоить судну идентификационный номер <10> (при его отсутствии), о чем должен известить правообладателя почтовым отправлением, или по электронной почте, или в личный кабинет заявителя на ЕПГУ в указанный срок.

--------------------------------

<10> Пункт 2 статьи 13 КВВТ.

Правообладатель вправе получить свидетельство о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации самостоятельно в органе государственной регистрации либо способом, указанным в пункте 10 настоящих Правил, обратиться в орган государственной регистрации с просьбой направить свидетельство по указанному правообладателем адресу почтовым отправлением.

В отношении маломерного, за исключением маломерного судна, используемого в некоммерческих целях, или прогулочного судна вместо свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации орган государственной регистрации должен выдать судовой билет <11> (форма <12> приведена в приложении к настоящим Правилам).

--------------------------------

<11> Пункт 6 статьи 14 КВВТ.

<12> Пункт 7 статьи 14 КВВТ.

22. В случае наличия оснований для отказа в государственной регистрации, предусмотренных пунктом 34 настоящих Правил, по результатам проверки документов, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, орган государственной регистрации в срок не более 3 рабочих дней со дня окончания проверки документов должен проинформировать правообладателя почтовым отправлением, или по электронной почте, или в личный кабинет заявителя на ЕПГУ об отказе в государственной регистрации с указанием причин отказа в государственной регистрации.

23. Исключению из реестров судов подлежит судно <13>:

--------------------------------

<13> Пункт 1 статьи 21 КВВТ.

в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов;

которое погибло или пропало без вести;

которое конструктивно погибло;

которое утратило качества судна в результате перестройки или других изменений;

в отношении которого вступило в законную силу судебное решение о принудительной продаже судна;

которое перестало соответствовать требованиям, предусмотренным пунктом 2 статьи 23 КВВТ.

24. Для исключения судна из соответствующего реестра судов правообладатель должен подать в орган государственной регистрации заявление об исключении судна из реестра судов <14>.

--------------------------------

<14> Пункт 2 статьи 21 КВВТ.

25. Заявление об исключении судна из реестра судов должно содержать следующие сведения:

информацию о судне (название судна, идентификационный номер, порт или место его регистрации, тип судна, валовая вместимость судна, год постройки судна);

данные о правообладателе, указанные в абзацах третьем - пятом пункта 9 настоящих Правил;

основание исключения судна из реестра судов;

указание на согласие собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации.

26. К заявлению об исключении судна из реестра судов должны быть приложены следующие документы:

документы, подтверждающие основания для исключения судна из реестра судов, изложенные в пункте 23 настоящих Правил;

согласие в письменной форме собственника судна и залогодержателя зарегистрированной ипотеки судна или зарегистрированного обременения судна того же характера на перевод судна под Государственный флаг Российской Федерации <15>.

--------------------------------

<15> Пункт 12 статьи 19 КВВТ.

27. Орган государственной регистрации в день приема заявления об исключении судна из реестра судов и приложенных к нему документов, за исключением случаев подачи заявления с использованием ЕПГУ, выдает расписку в получении документов с указанием перечня принятых документов, места, даты и времени приема документов.

28. Орган государственной регистрации с даты получения им заявления об исключении судна из реестра судов и приложенных к нему документов в течение 7 рабочих дней, а в случае подачи документов в электронной форме - в течение 3 рабочих дней, должен провести проверку документов.

29. В случае отсутствия оснований для отказа в исключении судна из соответствующего реестра судов по результатам проверки документов, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, орган государственной регистрации в срок не более 3 рабочих дней со дня окончания проверки документов должен оформить свидетельство об исключении судна из реестра судов, о чем должен известить правообладателя почтовым отправлением, или по электронной почте, или в личный кабинет заявителя на ЕПГУ в указанный срок.

Правообладатель вправе получить свидетельство об исключении судна из реестра судов самостоятельно в органе государственной регистрации либо способом, указанным в пункте 10 настоящих Правил, обратиться в орган государственной регистрации с просьбой направить свидетельство об исключении судна из реестра судов по указанному заявителем адресу почтовым отправлением.

Орган государственной регистрации должен выдать заявителю свидетельство об исключении судна из реестра судов или направить его заявителю почтовым отправлением после получения всех ранее выданных на это судно в соответствии с настоящими Правилами документов.

30. В случае наличия оснований для отказа в исключении судна из реестра судов по результатам проверки документов орган государственной регистрации в срок не более 3 рабочих дней со дня окончания проверки документов должен проинформировать правообладателя почтовым отправлением, или по электронной почте, или в личный кабинет заявителя на ЕПГУ об отказе в исключении судна из реестра судов с указанием причин отказа в исключении судна из реестра судов.

31. В случае если органу государственной регистрации, зарегистрировавшему судно, стало известно о том, что правообладатель утратил российское гражданство или прекратил существование как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель, орган государственной регистрации в срок не более 10 рабочих дней со дня, когда органу государственной регистрации, зарегистрировавшему судно, стало известно об указанных обстоятельствах, должен направить запрос о получении сведений о правообладателей в территориальный орган Федеральной налоговой службы (для юридического лица или индивидуального предпринимателя) или в органы внутренних дел (в отношении физического лица).

Орган государственной регистрации не позднее 10 рабочих дней после дня получения подтверждения из Федеральной налоговой службы или органов внутренних дел о том, что правообладатель утратил российское гражданство или о прекращении существования как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель должен исключить судно из соответствующего реестра судов и оформить свидетельство об исключении судна из реестра судов.

Свидетельство об исключении судна из реестра судов, а также уведомление об аннулировании ранее выданных органом государственной регистрации в отношении судна документов в течение 3 рабочих дней должны быть направлены правообладателю.

32. Орган государственной регистрации за 15 рабочих дней до дня истечения срока государственной регистрации арендованного судна должен направить правообладателю почтовым отправлением, или по электронной почте, или в личный кабинет заявителя на ЕПГУ с использованием информационной системы уведомление об окончании указанного срока.

Орган государственной регистрации в первый рабочий день после дня истечения срока государственной регистрации судна должен исключить из реестра арендованных иностранных судов судно, в отношении которого истек срок государственной регистрации, и оформить свидетельство об исключении судна из реестра судов.

Правообладатель вправе получить свидетельство об исключении судна из реестра судов самостоятельно в органе государственной регистрации либо способом, указанным в пункте 10 настоящих Правил, обратиться в орган государственной регистрации с просьбой направить его по указанному правообладателем адресу почтовым отправлением.

33. Повторная государственная регистрация судна, исключенного из реестров судов, осуществляется в соответствии с положениями настоящих Правил.

34. Орган государственной регистрации отказывает в государственной регистрации в случаях <16>, если:

--------------------------------

<16> Пункт 8 статьи 19 КВВТ.

право на судно, о государственной регистрации которого просит заявитель, не является правом, подлежащим государственной регистрации в соответствии с КВВТ;

с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;

формы и содержание документов, представленных на государственную регистрацию, не соответствуют требованиям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

При подаче заявления в форме электронных документов и (или) электронных образов документов посредством ЕПГУ или электронной почты основанием для отказа в государственной регистрации также является несоответствие данных владельца сертификата ключа проверки электронной подписи данным владельца, указанным в заявлении.

35. Решение органа государственной регистрации об отказе в государственной регистрации, содержащее основание и дату принятия такого решения, вместе с документами, поданными на государственную регистрацию, должно быть направлено лицу, подавшему заявление о государственной регистрации, почтовым отправлением, или по электронной почте, или в личный кабинет заявителя на ЕПГУ.

36. Отказ в государственной регистрации может быть обжалован заинтересованным лицом в суд или в арбитражный суд <17>.

--------------------------------

<17> Пункт 9 статьи 19 КВВТ.

37. Отказ в государственной регистрации не ограничивает право заинтересованного лица на повторное обращение в орган государственной регистрации при условии устранения причин, вызвавших отказ в государственной регистрации.

38. Документы, предусмотренные в пунктах 17, 18, 25 и 26 настоящих Правил, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации. Документы в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть заверены, скреплены печатями (при наличии), должны быть подписаны сторонами или определенными законодательством Российской Федерации должностными лицами.

39. Документы, подаваемые на бумажном носителе, представляются в двух экземплярах (подлинник и заверенная в установленном законодательством Российской Федерации копия), за исключением актов органов государственной власти и актов органов местного самоуправления, и возвращаются заявителю после государственной регистрации (отказа в государственной регистрации).

Не возвращаются заявителю после государственной регистрации:

свидетельства, удостоверяющие, что судно исключено из реестра судов иностранного государства (в одном экземпляре);

документы, выданные компетентными властями иностранного государства, в котором судно зарегистрировано непосредственно до смены флага, и подтверждающие, что право плавания под флагом такого государства приостановлено на срок предоставления судну права плавания под Государственным флагом Российской Федерации (в одном экземпляре).

Заявление о государственной регистрации, подаваемое на бумажном носителе, представляется в подлиннике в одном экземпляре.

40. Тексты документов, представляемых на государственную регистрацию, должны поддаваться прочтению, наименования юридических лиц должны быть указаны без сокращения, с указанием их адреса в пределах места нахождения. Фамилии, имена и отчества (при наличии) физических лиц должны быть написаны полностью.

41. Не подлежат приему на государственную регистрацию документы, имеющие подчистки либо приписки, зачеркнутые слова и иные не оговоренные в них исправления, документы, исполненные карандашом, а также документы, не позволяющие однозначно истолковать их содержание.

42. Документы, представляемые на государственную регистрацию, должны быть составлены на русском языке. В том случае, если представляемые документы составлены на иностранном языке, к ним должен прилагаться перевод на русском языке, заверенный в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

43. Документы, подаваемые в орган государственной регистрации в форме электронных документов, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и подписываются электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи".

44. Документы, подаваемые в орган государственной регистрации в форме электронных образов документов, должны быть подписаны электронной подписью в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" лиц, подписавших такие документы на бумажном носителе, или лиц, которые уполномочены заверять копии таких документов в форме документов на бумажном носителе.

45. Орган государственной регистрации не вправе требовать представления документов, необходимых для государственной регистрации, если такие документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Орган государственной регистрации самостоятельно запрашивает такие документы (сведения, содержащиеся в них) в соответствующих органах в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия, если заявитель не представил их по собственной инициативе.

46. Орган государственной регистрации не вправе требовать представления документов, не предусмотренных настоящими Правилами, а также документов, которые находятся в ведении органа государственной регистрации или которые были поданы в орган государственной регистрации ранее.

47. В выдаваемых в соответствии с настоящими Правилами свидетельствах указываются полное наименование органа государственной регистрации, его адрес в пределах места нахождения, адрес электронной почты (при наличии), телефон, факс (при наличии), должность, фамилия и инициалы лица, подписавшего свидетельство. Свидетельства подписываются капитаном бассейна внутренних водных путей или лицом, его замещающим. Подпись капитана бассейна внутренних водных путей скрепляется печатью органа государственной регистрации (при наличии).

Каждое свидетельство оформляется в одном экземпляре.

Каждому свидетельству, оформляемому в соответствии с настоящими Правилами, присваивается номер, который вносится в свидетельство.

48. В случае утраты судовых документов, подтверждающих регистрацию судна, дубликаты соответствующих судовых документов выдаются органом государственной регистрации. При этом на свидетельство должна быть нанесена надпись "Дубликат".

49. Техническая ошибка, допущенная органом государственной регистрации и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в реестр судов, сведениям в документах, на основании которых вносились данные сведения (далее - техническая ошибка в записях), должна быть исправлена по решению органа государственной регистрации в течение 3 рабочих дней после дня обнаружения указанной ошибки или получения в письменной форме от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях.

Орган государственной регистрации должен проинформировать об исправлении технической ошибки в записях участников отношений, возникающих при государственной регистрации, в срок не более 3 рабочих дней со дня исправления технической ошибки.

Исправление технической ошибки в записях, допущенной при государственной регистрации, осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на судно.

В случае если исправление технической ошибки в записях может причинить вред или нарушить законные интересы правообладателей или третьих лиц, которые полагались на соответствующие регистрационные записи, такое исправление производится по решению суда.