II. Основные параметры развития конгрессно-выставочной отрасли в мире и в России

II. Основные параметры развития конгрессно-выставочной

отрасли в мире и в России

В мире ежегодно проводится около 8 тысяч значимых отраслевых и научных конгрессных мероприятий, организуемых международными ассоциациями, с общим количеством участников около 4 млн. человек.

Доля России на мировом рынке международных конгрессных мероприятий составляет менее 1 процента (не более 100 значимых международных конгрессов).

Общий прямой и непрямой вклад выставочной отрасли в мировой валовой внутренний продукт (после учета всех расходов экспонентов, посетителей, а также всех цепочек поставок, связанных с организацией выставок), по данным отчета Всемирной ассоциации выставочной индустрии UFI и Oxford Economics, составляет 298,7 млрд. евро (без учета стоимости контрактов, заключенных на выставках).

При этом вклад выставочно-ярмарочной отрасли без учета объема прямых продаж продукции на выставочных мероприятиях составляет 179,3 млрд. евро.

Доля России на мировом выставочном рынке составляет менее 2 процентов (к примеру, доля Германии - 20 процентов, Италии - 7 процентов). В выставках в России участвует не более 20 процентов отечественных компаний, в то время как в Китае, Соединенных Штатах Америки и Германии их доля составляет до 80 процентов.

Федеральное статистическое наблюдение за развитием конгрессно-выставочной отрасли в России в настоящее время не ведется. Имеющиеся данные носят разрозненный характер и основываются преимущественно на отдельных экспертных оценках, включая статистику отраслевых союзов.

Внедрение федерального статистического наблюдения является одной из первоочередных задач при планировании стратегического развития отрасли.

Эта работа проводится в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации мер поддержки и стратегического развития выставочно-ярмарочной и конгрессной деятельности до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2022 г. N 1957-р.

Одним из шагов к внедрению федерального статистического наблюдения стало расширение в 2023 году кода 82.30 ("Деятельность по организации конференций и выставок") Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), что способствует разграничению предприятий конгрессно-выставочной отрасли и предприятий, оказывающих для них сопутствующие услуги.

Одновременное внедрение специализированных кодов ОКВЭД2 и организация статистического наблюдения должны способствовать более явному и точному выделению профессионального круга предприятий, действующих в конгрессно-выставочной отрасли.

По данным Выставочного научно-исследовательского центра, объем конгрессно-выставочной деятельности в России на сегодняшний день составляет 182,1 млрд. рублей.

На конец 2022 года в отрасли работал 4791 участник, имеющий в качестве основного код 82.30 ОКВЭД2 ("Деятельность по организации конференций и выставок"), из них 3205 компаний и 1586 индивидуальных предпринимателей.

Среднесписочная численность сотрудников составляет 19768 человек.

Одновременно более 40000 организаций непосредственно вовлечены в сферу организации конференций и выставок, оказывающих сопутствующие и (или) сервисные услуги.

По данным статистики Российского союза выставок и ярмарок, в 2021 и 2022 годах в Российской Федерации наблюдалось снижение основных показателей конгрессно-выставочной деятельности по сравнению с 2019 годом, что прежде всего связано с отменой или переносом мероприятий на неопределенный срок вследствие распространения новой коронавирусной инфекции, а также мировой внешнеполитической ситуации.

По данным Выставочного научно-исследовательского центра, в России 63 специализированных конгрессных площадки и более 600 конгресс-отелей, способных принимать более 100 человек одновременно. Возможностью проводить крупные мероприятия, конгрессы и конференции располагают только 165 городов.

В Российской Федерации 1149 тыс. кв. метров профессиональных выставочных площадей. При этом 73 процента таких площадей сконцентрированы в г. Москве и г. Санкт-Петербурге. На 87 субъектов Российской Федерации приходится всего 26 процентов выставочных площадей. Наибольший дефицит приходится:

на Дальневосточный федеральный округ - функционирует всего один выставочный комплекс площадью более 5 тыс. кв. метров;

на Северо-Кавказский федеральный округ - функционирует один комплекс площадью более 5 тысяч кв. метров;

на Северо-Западный федеральный округ, где существующие выставочные площади удовлетворяют потребность в соответствии с численностью населения на 48 процентов.

Текущий уровень развития конгрессно-выставочной отрасли в России значительно отстает от показателей государств - лидеров конгрессно-выставочной индустрии, что характеризуется незначительным количеством привлекаемых мировых ротируемых мероприятий, невысокой долей иностранных участников и посетителей в проводимых в России конгрессно-выставочных мероприятиях, доминирующим положением зарубежных компаний на конгрессном рынке, недостатком квалифицированных кадров и компетенций.