1.4. Обеспечение эвакоперевозок железнодорожным транспортом

1.4.1. На этапе заблаговременной подготовки рекомендуется проводить оценку возможностей железнодорожного транспорта по выполнению перевозок населения в военное время, определение "узких мест" в работе данного вида транспорта, выполнение и обоснование мероприятий по их устранению.

Все расчеты обеспечения эвакоперевозок по критериям пропускной способности железнодорожных участков, наличия пассажирских платформ, погрузочно-выгрузочных мест и др. рекомендуется производить с применением действующих нормативов и технологических норм (технологических процессов), исходя из фактического наличия сил и средств железнодорожного транспорта в данном субъекте Российской Федерации.

1.4.2. Приспособление железных дорог к выполнению эвакоперевозок населения из зон химического заражения и радиоактивного загрязнения рекомендуется производить путем реализации оперативно-технических мер, направленных на кратковременное форсирование перевозочных возможностей железнодорожных участков в условиях военных конфликтов, в соответствии с действующими на железных дорогах рекомендациями.

1.4.3. Обобщенную заявку на выполнение эвакуационных перевозок железнодорожным транспортом населения и рассредоточения работников организаций из зон возможных опасностей в безопасные районы, по подвозу рабочих смен к местам производственной деятельности и вывозу их обратно, материальных и культурных ценностей (далее - заявка) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральными органами исполнительной власти, согласованную с территориальными органами МЧС России и органами военного управления, рекомендуется направлять в управления железных дорог - филиалы ОАО "РЖД" (далее - железные дороги) по территориальной принадлежности.

На основании полученной заявки железным дорогам с учетом функциональных филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД" (собственники инфраструктуры и подвижного состава железнодорожного транспорта) рекомендуются разрабатывать расчетные планы эвакуационных перевозок с учетом возможностей филиалов, дочерних и зависимых обществ ОАО "РЖД", а также воинского графика движения поездов и первоочередного выполнения приоритетных перевозок по специальным заданиям, возложенных на железные дороги.

Заявка предусматривает, как правило, вывоз населения железнодорожным транспортом в безопасные районы в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации. При отсутствии безопасных районов на территории субъекта Российской Федерации заявку рекомендуется согласовывать с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, принимающего эвакуируемое население.

В заявке, как правило, указываются:

объемы наибольших вероятных перевозок по эвакуационным направлениям, станциям отправления и станциям назначения, в тыс. чел.;

предложения по использованию для эвакоперевозок крытых грузовых вагонов и по уплотненной посадке людей в пассажирские вагоны;

исходное время подвода первых групп эвакуируемых к станциям посадки "Ч+" с момента получения отделением железной дороги исполнительной заявки на фактически необходимые объемы эвакоперевозок.

В качестве приложения к предварительной заявке рекомендуется сообщать следующую информацию:

о порядке подвода эвакуируемых к станциям посадки в поезда (группами по назначениям следования, на полную вместимость состава поезда);

о силах и средствах, дислокации и порядке действий службы охраны общественного порядка и медицинской службы на станциях посадки, в пути следования и станциях высадки эвакуируемых;

контактные телефоны эвакуационной комиссии, ее представителей на местах и другие данные, необходимые для четкой организации эвакуационных мероприятий.

1.4.4. Планы рекомендуется разрабатывать в количестве не менее трех экземпляров, согласовывать с соответствующим территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации и утверждать соответствующим начальником железной дороги.

Утвержденные расчетные планы эвакуационных перевозок могут быть основанием для определения затрат железной дороги на их выполнение и получения от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления гарантий их оплаты за фактически выполненную работу по перевозке эвакуируемых в исполнительный период.

1.4.5. Эвакуационные перевозки населения из зон химического заражения и радиоактивного загрязнения рекомендуется рассматривать в двух вариантах:

плановая эвакуация, когда развитие аварийной ситуации в пространстве и времени позволяет органам управления быстро овладеть обстановкой, с достаточной достоверностью прогнозировать распространение вредных воздействий на людей, нарастание степени риска и организованно осуществить мероприятия по защите населения, включая вывод (вывоз) его из зон возможных опасностей;

несанкционированный (стихийный) выезд населения.

Несанкционированный (стихийный) выезд населения в связи с аварийной ситуацией, характеризующийся лавинообразным нарастанием пассажиропотока, рекомендуется обеспечивать железной дорогой графиковыми пригородными и местными поездами с использованием всех возможностей по назначению дополнительных поездов по свободным расписаниям движения пассажирских и грузовых поездов.

1.4.6. Работа всех видов автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского (пригородного) сообщения и метрополитена в период эвакуации рекомендуется взаимоувязывать с графиками эвакуационных железнодорожных перевозок. Указанную работу рекомендуется организовывать транспортным органам эвакуационной комиссии в интересах быстрейшего проведения эвакуации населения из зон возможной опасности.

1.4.7. Подвоз (подвод) эвакуируемых к станциям посадки в поезда рекомендуется осуществлять с интенсивностью, исключающей скопление людей на перронах (платформах) и привокзальных площадях в количествах, приводящих к дезорганизации работы железнодорожного транспорта. Во избежание нарушений ритма посадки эвакуируемых в поезда на подходах к станциям посадки рекомендуется организовывать накопительные площадки, откуда и осуществляется планомерный подвод людей на посадку. Соответственно строится оборот автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта городского (пригородного) сообщения (конечные пункты маршрутов устанавливаются, как правило, в районе накопительных площадок), регулируется выход с привокзальных станций метрополитена и организуется работа службы охраны общественного порядка.

Станции посадки в поезда для вывоза населения к местам размещения рекомендуется выбирать, исходя из комбинированного способа проведения эвакуации, когда в целях быстрейшего вывода людей из наиболее опасных зон максимально используются возможности автомобильного транспорта, городского наземного электрического транспорта городского (пригородного) сообщения и личного транспорта, а также выход пешим порядком к местам размещения или в районы ожидания посадки в поезда.

КонсультантПлюс: примечание.

Нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1.4.9. На время проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зависимости от складывающейся обстановки железнодорожной администрацией соответствующих уровней управления рекомендуется принимать меры по отклонению поездопотоков в обход зараженных (загрязненных) участков железных дорог, ограничению погрузки грузов в адреса предприятий, оказавшихся в зонах заражения, и другие меры регулировочного характера, направленные на снижение отрицательных влияний аварийной ситуации на работу железнодорожного транспорта в целом.