III. Основные принципы кризисной риск-коммуникации

3.1. В зависимости от характера, длительности и степени тяжести радиационной аварии задачи и методы кризисной риск-коммуникации могут различаться.

3.2. Особым случаем в кризисной риск-коммуникации является ситуация распространения недостоверной информации о радиационной аварии.

3.3. Восприятие риска, в том числе радиационного, включает в себя две главные составляющие: понимание и доверие, поэтому при появлении сведений о радиационных авариях оценка ситуации населением формируется источниками информации, завоевавшими доверие в докризисный период. Факторы, влияющие на восприятие риска, описаны в приложении 1 к настоящим МР.

Особенностями восприятия радиационного риска человеком являются невозможность непосредственного восприятия человеком ионизирующего излучения, а также отсроченный характер последствий воздействия ионизирующего излучения на человека, что создает угрозу манипулирования общественным мнением.

3.4. При доведении до заинтересованных сторон достоверной информации о санитарно-эпидемиологической обстановке и мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения при возникновении радиационных аварий или распространении недостоверной информации об их возникновении рекомендуется учитывать информационные запросы населения, которые можно сформулировать в виде 5 базовых вопросов:

- что случилось;

- почему это произошло;

- каковы могут быть последствия произошедшего;

- кто несет ответственность за случившееся;

- какие меры предпринимаются для уменьшения или предотвращения негативных последствий.

3.5. В ситуации стресса, вызванной кризисной ситуацией, восприятие информации отличается от ее восприятия в обычном состоянии. В активной фазе любого кризиса одним из условий эффективной риск-коммуникации является оперативность реагирования на изменение ситуации, поэтому на подготовку информационных сообщений отводится ограниченное количество времени.

3.6. Рекомендуется придерживаться следующих общих рекомендаций при обеспечении населения достоверной информацией о санитарно-эпидемиологической обстановке и о мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях повышения доверия к получаемой информации:

- регулярность информирования;

- один источник информации (например, штаб, спикер);

- непротиворечивость информации;

- краткость сообщений;

- использование всех доступных каналов информирования для максимального охвата населения;

- доступный язык сообщений;

- использование в сообщениях единиц измерения международной системы единиц (СИ).

3.7. В случае отсутствия сведений об источнике и характере аварии рекомендуется:

- не озвучивать предположительные сведения;

- указать на факт отсутствия сведений;

- озвучивать только фактические данные об уровнях радиационного загрязнения, полученные в результате собственных измерений или на основании официальных данных.

3.8. К снижению эффективности кризисной риск-коммуникации могут приводить:

- выражение субъективного мнения спикера в целях снижения уровня стресса и паники, вызванного кризисной ситуацией;

- подробное разъяснение о ненадежности источника недостоверной или некорректной информации;

- подробное объяснение ошибочности рассуждений источника недостоверной или некорректной информации;

- некорректный выбор стиля и лексики для коммуникации.

3.9. Усилению эффективности кризисной риск-коммуникации способствует повышение уровня знаний в области радиационной безопасности, изучение опыта предыдущих аварий и улучшение навыков риск-коммуникации у лиц, которые привлекаются к информационной работе с населением.

3.10. Базовые рекомендации по организации кризисной риск-коммуникации приведены в приложении 2 к настоящим МР.