Приложение 2

к МР 2.6.1.0285-22

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НА РАЗНЫХ ЭТАПАХ РАДИАЦИОННЫХ АВАРИЙ

Фазы радиационной аварии

Ранняя и промежуточная фазы радиационной аварии

Восстановительная фаза радиационной аварии

1

2

3

Цель

Предотвращение неэффективной, основанной на страхе и потенциально опасной реакции общественности на кризис

Повышение эффективности выполнения санитарно-профилактических мероприятий

Задачи

Коммуникация с населением в целом и с отдельными группами, подверженными риску

Объяснение потенциальных рисков проживания на загрязненной территории

Информирование о санитарно-гигиенических и профилактических мероприятиях (например, мытье овощей, нахождение внутри помещений)

Налаживание коммуникации по поводу рисков и пользы от возможных восстановительных мер

Оценка восприятия рисков населением

Обозначение лиц, ответственных за коммуникацию, определение методов коммуникации

Информирование общественности о текущих рисках (например, безопасность атомных электростанций, пунктов захоронения радиоактивных отходов) и о связанных с этими рисками решениях

Оценка готовности лиц, ответственных за коммуникацию, уровня понимания обстоятельств кризиса и его потенциальных последствий

Получение обратной связи от заинтересованных сторон, реагирование на недопонимание и слухи

Обеспечение коммуникации между теми, кто занимается восстановлением территорий (специалистами), и населением

Вовлечение заинтересованных сторон в дискуссию об очистке, рекультивации, восстановлении территорий

Поддержание широкой, честной и открытой дискуссии о причинах, ответственности, вине, адекватности реакции

Метод

Активная коммуникация

Проактивная, двусторонняя коммуникация и консультирование

Средства, каналы коммуникации

СМИ, социальные медиа

СМИ, социальные медиа

Плакаты, постеры, письма, буклеты

Индивидуальное общение с населением

Встречи с заинтересованными сторонами

Плакаты, постеры, письма, буклеты

Рабочие группы с привлечением общественности

Интернет-ресурсы

Консультации населения

Рассылка электронных писем, СМС-сообщений и сообщений в мессенджерах

Фокус-группы

Интернет-ресурсы

Активная личная работа непосредственно на загрязненных территориях

Процедура, вариант организации

Разработка коротких сообщений

Анализ и улучшение коммуникации, разработка ответов на наиболее часто задаваемые вопросы

Разработка текстов публичных сообщений

Проведение социальных исследований

Подготовка возможных вопросов и ответов

Вовлечение заинтересованных сторон

Контроль информационного потока и обратной связи (централизовать контакты со СМИ и социальными медиа)

Привлечение авторитетных групп населения

Привлечение лидеров мнений

Осуществление мониторинга распространяемой недостоверной и некорректной информации, реакция на такую информацию

Создание "горячей линии", информационного центра

Осуществление мониторинга распространяемой недостоверной и некорректной информации, реакция на такую информацию