II. Организация и проведение индивидуальной профилактической работы в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования

II. Организация и проведение индивидуальной профилактической

работы в отношении несовершеннолетних обучающихся

образовательных организаций высшего образования

4. Образовательные организации высшего образования как субъекты системы профилактики:

оказывают социально-психологическую и педагогическую помощь несовершеннолетним с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия;

обеспечивают организацию в образовательных организациях высшего образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществляют меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних;

проводят индивидуальную профилактическую работу (далее - ИПР) в соответствии с требованиями, указанными в статьях 5 - 8 Федерального закона N 120-ФЗ.

5. ИПР проводится с несовершеннолетними обучающимися образовательных организаций высшего образования, категории которых установлены в пункте 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ.

В порядке, определенном пунктом 3 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ, ИПР может проводиться с несовершеннолетними обучающимися образовательных организаций высшего образования:

употребляющими табак, никотиносодержащую продукцию;

образ жизни и поведение которых свидетельствует о возможности совершения ими противоправных действий;

допускающими антиобщественное поведение, систематическое психологическое и (или) физическое агрессивное поведение в отношении другого лица или лиц, осуществляемое, в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

участников сообществ антиобщественной или криминальной направленности, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

систематически не исполняющими устав образовательной организации и правила внутреннего распорядка;

подвергающимися систематическому психическому насилию, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети Интернет;

пострадавшими от правонарушений или подверженных риску стать таковыми при непосредственной угрозе их жизни или здоровью;

склонными, а также совершившими суицидальную попытку или факт аутодеструктивного (самоповреждающего) поведения;

оказавшимися в иной трудной жизненной ситуации.

6. ИПР проводится в целях выявления и пресечения безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, нарушения их прав, устранения причин и условий, способствующих этому, а также предупреждения повторного совершения несовершеннолетними правонарушений.

В рамках реализации данной цели основными задачами являются:

выявление несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования, категории которых указаны в пункте 5 настоящих рекомендаций, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы;

выявление и устранение причин и условий, способствующих антиобщественному и противоправному поведению несовершеннолетних, а также нарушению их прав;

предупреждение повторного совершения несовершеннолетними антиобщественных действий и правонарушений;

урегулирование конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних;

оказание несовершеннолетним, их родителям (законным представителям) социальной, педагогической, правовой, психологической, информационной и иной помощи.

7. Основаниями для проведения ИПР являются:

материалы либо документы, содержащие данные, указывающие на наличие факта правонарушений или антиобщественного поведения несовершеннолетних обучающихся, нарушения их прав, в том числе постановление территориальной (межтерриториальной) комиссии, постановление лица, производящего дознание, следователя, приговор, определение или постановление суда;

личное обращение несовершеннолетнего о содействии в реализации его конституционных прав и свобод, о восстановлении или защите его нарушенных прав;

иная документированная информация, указанная в статье 6 Федерального закона N 120-ФЗ.

8. При организации и проведении ИПР в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования целесообразно наряду с нормативными правовыми актами в сфере образования и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствоваться рекомендациями федеральных органов исполнительной власти (приложение 1).

9. ИПР в отношении несовершеннолетних обучающихся образовательных организаций высшего образования проводится:

в соответствии с межведомственным планом (программой) ИПР, утверждаемым КДН и ЗП, или постановлением о реализации конкретных мер по защите прав и интересов детей, принимаемым КДН и ЗП, если помимо образовательной организации высшего образования требуется участие в указанной работе иных органов и учреждений системы профилактики. Направление образовательной организацией высшего образования в КДН и ЗП предложений в межведомственный план (программу) ИПР рекомендуется осуществлять в соответствии с Примерным порядком межведомственного взаимодействия по вопросам выявления, предупреждения и устранения нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних (письмо Минобрнауки России от 27 августа 2018 г. N 07 5310);

в соответствии с планом ИПР, утверждаемым уполномоченным лицом образовательной организации высшего образования, если участие в указанной работе иных органов и учреждений системы профилактики не требуется.

10. План ИПР, утверждаемый уполномоченным лицом образовательной организации высшего образования, включает в себя: описание проблем, возникших у несовершеннолетнего обучающегося, требующих проведения индивидуальной профилактической работы; задачи и мероприятия индивидуальной профилактической работы; срок исполнения мероприятий (периодичность); ответственных исполнителей и иные сведения, необходимые для проведения индивидуальной профилактической работы.

Типовой план ИПР прилагается в виде электронного файла (Приложение 2) с возможностью выбора вариантов заполнения его разделов.

Содержание ИПР определяется с учетом особенностей личности (физического, психического, духовного и нравственного состояния (развития), состоянии здоровья лица, в отношении которого она проводится, а также обстоятельств, послуживших основанием для проведения индивидуальной профилактической работы.

11. Руководители и педагогические работники (в соответствии с должностными регламентами) образовательных организаций высшего образования в рамках проведения индивидуальной профилактической работы вправе:

в установленном порядке посещать несовершеннолетних обучающихся по месту жительства, проводить беседы с ними, их родителями или иными законными представителями;

запрашивать информацию у государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенцию, приглашать для выяснения указанных вопросов несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей.

12. В целях совершенствования организации и проведения ИПР в отношении несовершеннолетних обучающихся руководителям образовательных организаций высшего образования рекомендуется:

назначить в образовательной организации высшего образования лицо, ответственное за организацию профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися;

разработать и принять в образовательной организации высшего образования локальный акт, регламентирующий порядок организации и проведения индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними обучающимися, определяющий цели, задачи и функции структурных подразделений образовательной организации высшего образования, отвечающих за реализацию индивидуальной профилактической работы, порядок их взаимодействия;

рассмотреть возможность внедрения индивидуального сопровождения несовершеннолетних обучающихся специалистами социально-психологических служб образовательной организации высшего образования, а также внедрения различных практик наставничества (тьюторство, кураторство, научное наставничество и др.) и применения медиативных технологий.