III. Взаимодействие образовательных организаций высшего образования с органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

III. Взаимодействие образовательных организаций высшего

образования с органами и учреждениями системы профилактики

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

13. При организации взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики, указанными в статье 4 Федерального закона N 120-ФЗ, целесообразно наряду с нормативными правовыми актами в сфере образования и профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних руководствоваться рекомендациями федеральных органов исполнительной власти:

по вопросам межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики в рамках индивидуальной профилактической работы, предусмотренной частью 1 статьи 5 Федерального закона N 120-ФЗ (Приложение 3);

по вопросам межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних по отдельным случаям нарушения прав и законных интересов несовершеннолетних (Приложение 4).

14. Основными формами межведомственного взаимодействия между образовательными организациями высшего образования и субъектами системы профилактики являются:

совместное планирование деятельности, утверждение межведомственных планов (программ, порядков взаимодействия), в том числе межведомственных планов (программ) индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и их семьями;

участие представителей образовательных организаций высшего образования в заседаниях КДН и ЗП, членство в КДН и ЗП;

формирование и осуществление деятельности межведомственных рабочих групп, экспертных советов, штабов и др.;

организация и проведение межведомственных мероприятий по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (конференций, совещаний, семинаров, вебинаров, рейдов и др.);

информационный обмен.

15. Образовательные организации высшего образования незамедлительно информируют:

орган прокуратуры - о нарушении прав и свобод несовершеннолетних;

КДН и ЗП - о выявленных случаях нарушения прав несовершеннолетних на труд, отдых, жилище и других прав, а также о недостатках в деятельности органов и учреждений, препятствующих предупреждению безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, об отчислении несовершеннолетнего обучающегося из образовательной организации высшего образования;

орган опеки и попечительства - о выявлении несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей или иных законных представителей, либо находящихся в обстановке, представляющей угрозу их жизни, здоровью или препятствующей их воспитанию, об отчислении из образовательной организации высшего образования несовершеннолетнего обучающегося из числа детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей;

орган управления социальной защитой населения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с безнадзорностью или беспризорностью, а также о выявлении семей, находящихся в социально опасном положении;

орган внутренних дел - о выявлении родителей несовершеннолетних или их законных представителей и иных лиц, жестоко обращающихся с несовершеннолетними и (или) вовлекающих их в совершение преступления, других противоправных и (или) антиобщественных действий либо склоняющих их к суицидальным действиям или совершающих по отношению к ним другие противоправные деяния, а также о несовершеннолетних, в отношении которых совершены противоправные деяния либо которые совершили правонарушение или антиобщественные действия;

уголовно-исполнительные инспекции - о выявлении состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях несовершеннолетних осужденных, нуждающихся в оказании социальной и психологической помощи, помощи в социальной адаптации, трудоустройстве, о выявленных случаях совершения ими правонарушения или антиобщественных действий, нарушения ими установленных судом запретов и (или) ограничений, уклонения несовершеннолетних осужденных, признанных больными наркоманией, которым предоставлена отсрочка отбывания наказания, от прохождения курса лечения от наркомании, а также медицинской реабилитации либо социальной реабилитации или уклонения несовершеннолетних осужденных от исполнения возложенных на них судом обязанностей;

орган управления здравоохранением - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении или лечении в связи с употреблением алкогольной и спиртосодержащей продукции, наркотических средств, психотропных или одурманивающих веществ;

орган по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в организации отдыха, досуга, занятости;

орган службы занятости - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в этой связи в оказании помощи в трудоустройстве, а также о несовершеннолетних, оставивших образовательную организацию в случаях, установленных Федеральным законом N 273-ФЗ.

16. В целях совершенствования взаимодействия образовательных организаций высшего образования с органами и учреждениями системы профилактики рекомендуется:

при подготовке к новому учебному году формировать (при необходимости - обновлять) рабочую программу воспитания и календарный план воспитательной работы на данный учебный год с учетом сведений о состоянии правопорядка, криминогенной обстановки, результатов анализа состояния учета несовершеннолетних, пропускавших по неуважительным причинам занятия в образовательной организации высшего образования в течение предыдущего учебного года;

в срок не позднее 30 календарных дней с начала обучения проводить с участием представителей субъектов системы профилактики для вновь зачисленных несовершеннолетних обучающихся беседы о профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (недопустимости противоправного поведения, установленной ответственности за нарушение действующего законодательства) и имеющихся возможностях обращения за помощью в образовательных организациях высшего образования;

использовать программы социально-психологической адаптации несовершеннолетних обучающихся, включающие социально-психологическое тестирование, тренинги, при необходимости психокоррекционную работу с привлечением родителей, представителей субъектов системы профилактики;

совместно с субъектами системы профилактики развивать среди обучающихся добровольческое движение в сфере профилактики правонарушений несовершеннолетних и охраны общественного порядка.