Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

78.7. Содержание обучения в 11 классе

78.7. Содержание обучения в 11 классе.

78.7.1. Роль литературы в процессе формирования личностных качеств человека. Воспитательное значение художественной литературы. Современный литературный процесс: главные этапы и особенности. Основные темы и проблемы крымскотатарской литературы.

78.7.2. Литература периода депортации.

78.7.2.1. Общая характеристика литературы.

Состояние литературы после депортации крымскотатарского народа 18 мая 1944 года. Ликвидация Союза крымскотатарских писателей, крымскотатарских школ, библиотек. Запрет публиковать на родном языке. Цензура и запрет на темы, связанные с Крымом, депортацией, историей крымских татар. Гонения на писателей, пишущих о трагедии народа, его страданиях, бедственном положении, о народном протесте, стремлении вернуться на родину.

Начало возрождения крымскотатарской литературы во второй половине 50-х годов. Издание литературного сборника в 1957 году "Баарь эзгилери" ("Весенние напевы"). Публикация новых стихов, рассказов, очерков на страницах газеты "Ленин байрагьы" ("Ленинское знамя"). Строгая партийная цензура за литературным процессом.

78.7.2.2. Общая характеристика поэзии этого периода.

Тема войны и героического самоотверженного труда в поэзии Эшрефа Шемьи-заде, Риза Халида, Юнуса Темиркая, Ремзи Бурнаша, Зиядина Джавтобели и других авторов. Народный характер их произведений.

78.7.2.3. Эшреф Шемьи-заде. "Козьяш дивар" ("Стена слез"), сборник критических статей "Омюр эзгилери" (одна по выбору).

Жизненный и творческий путь.

Крымскотатарский эпос о противоборстве добра и зла. Поэма - предостережение будущему поколению. Глубокий философский смысл поэмы. Фольклорная основа и народный характер произведения. Выражение авторской позиции в образе Бекбав акая. Главная героиня Аслыхан - символ чистоты и стойкости духа. Аслыхан - жертва зла и несправедливости. Метафорическое изображение трагедии народа. Идейное содержание и художественные особенности поэмы. Богатство и выразительность.

Теория литературы. Идейное содержание произведения и личность.

78.7.2.4. Зиядин Джавтобели. "Ана тилеги" ("Мольба матери"), "Тензиленинъ дестаны" ("Рассказ Тензиле"), "Омюр огюти" ("Уроки жизни").

Жизненный и творческий путь.

Размышления о прошлом, о тяжелом детстве. Вера в будущее, оптимизм. Традиции народной поэзии.

78.7.2.5. Юнус Темиркая "Дагъ чокърагъы" ("Горный источник"), "Мавы кокнинъ кенъ къулачлы этегинден..." ("Под небом голубым...").

Жизненный и творческий путь.

Любовь к родной природе. Поэтическое настроение лирического героя.

78.7.2.6. Идрис Асанин. "Фырсат тапты" ("Когда представилась возможность"), "Савлыкъман къал, севимли Къырым" ("Прощай, любимый Крым!"), "Меним антым" ("Моя клятва"), "Акъикъатны сейлейим" ("Поведаю правду").

Жизненный и творческий путь. Драматичная судьба поэта - борца за возвращение крымских татар на родину. Трагедия народа и личности. Осуждение депортации народа и бессмысленного разрушения ценностей культуры. Картина всенародного горя. Печальное прощание юного поэта с родиной. Раздумья о будущем своего народа. Клятва до конца жизни бороться за возвращение народа на историческую родину. Призыв к борьбе за возвращение. О бедственном положении и народа в ссылке.

78.7.3. Обращение крымскотатарских писателей к историческим темам.

78.7.3.1. Отображение в произведениях наиболее значительных периодов в истории крымскотатарского народа. Изображение образов личностей, оставивших след в истории народа.

78.7.3.2. Юсуф Болат. "Алим" ("Алим").

Жизненный и творческий путь.

Историческая основа романа. Образ народного героя. Картина народной жизни. Бесправное и угнетенное положение простого народа. История трагической любви Алима и Сары.

Теория литературы. Об историческом романе.

78.7.3.3. Шамиль Алядин. Повесть "Иблиснинъ зияфетине давет" ("Приглашение на пир к дьяволу").

Жизненный и творческий путь. Документальная основа повести. Сложность общественно-социальной ситуации. Реализм в изображении известных деятелей крымскотатарской литературы И. Гаспринского, А. Медиева, У.Ш. Тохтаргазы. Взгляды И. Гаспринского и А. Медиева на роль просвещения и литературы в общественном развитии народа. Трагическая судьба У.Ш. Тохтаргазы.

Теория литературы. Прототип.

78.7.4. Тема войны, исторической памяти, социальной справедливости.

78.7.4.1. Личность и общество. Активизация литературного процесса. Творчество Ю. Темиркая, С. Эмина, Дж. Меджитовой, Б. Мамбета, Ш. Алиева, И. Абдурамана, Н. Умерова, Р. Мурада, Э. Селямета, И. Асанина, Черкеза Али, Р. Фазыла, 3. Куртнезира, Ш. Селима, Э. Фазыла и других авторов.

Разнообразие тематики, выразительность языка. Публицистическая направленность, актуальность поэзии данного периода.

Тематическое богатство и жанровое разнообразие прозы данного периода. Нравственно-философские проблемы. Очерки о героях Великой Отечественной войны, о видных деятелях культуры. Реалистические картины народной жизни. Поиск смысла жизни, истинных ценностей.

Поиски нового героя эпохи. Освещение нравственно-этических проблем в произведениях И. Паши, Э. Умерова, М. Алиева, А. Мефаева, Д. Аметова, Р. Алиева, Э. Амита, А. Османа, У. Эдемовой, С. Нагаева и других авторов.

Особенности литературного процесса данного периода. Ослабление партийной цензуры в период перестройки. Возможность отражения в художественной литературе реальной действительности, трагических событий прошлого. Тема депортации.

Тема народной трагедии - депортации. Осуждения насилия в творчестве С. Эмина, И. Асанина, А. Османа, Э. Умерова и произведениях других авторов. Обращение к истории. Изображение трагических событий Великой Отечественной войны (Р. Фазыл, Б. Мамбет). Возрождение жанров восточной лирики (Ш. Селим, Ш. Алиев). Тема родины, народных традиций.

78.7.4.2. Сейтумер Эмин. "О копюр къайда?" ("Где тот мост?"), "Джевиз тереги" ("Орешник"), "Сен олмасанъ" ("Не будь тебя"), "Эр кеснен берабер" ("Вместе со всеми").

Жизненный и творческий путь.

Мечта о воссоединении с родиной. Философский символ в стихотворении. Воспоминания о счастливом детстве. Тема депортации. Трагедия личности, лишенной Родины. Гармония мира природы и души человека. Стойкость перед жизненными невзгодами. Основная идея стихотворения - единство народа.

78.7.5. Литература периода возвращения крымскотатарского народа на родину. Литература 90-х годов XX века.

78.7.5.1. Особенности литературного процесса данного периода. Возвращение крымских татар на родину. Сложная общественно-политическая и социальная ситуация в обществе. Трудности обустройства. Новизна тематики.

78.7.5.2. Черкез Али. Избранная лирика, поэма "Афат" ("Бедствие"), "Уян, Чатырдаг, уян!" ("Проснись, Чатырдаг, проснись!").

Жизненный и творческий путь. Осуждение преступления против крымскотатарского народа. Призыв к активной жизненной позиции. Чатырдаг - символ народной стойкости и постоянству.

78.7.5.3. Эрвин Умеров. Рассказы "Янгъызлыкъ" ("Одиночество"), "Къара поездлар" ("Черные поезда"), "Рухсет" ("Разрешение").

Жизненный и творческий путь. Своеобразная эпическая трилогия о депортации. Изображение акта депортации, невыносимых страданий людей в вагонах и бедственное положение народа в условиях комендантского режима.

78.7.5.4. Ибраим Паши. "Бабамнен субет" ("Беседа с отцом").

Жизненный и творческий путь. Воспоминания о трудном детстве. Мысленная беседа автора с отцом, которого давно нет в живых. Раздумья о перипетиях жизни.

78.7.5.5. Айдер Осман. Пьеса "Аедин" ("Аедин"),

Жизненный и творческий путь. Трагическая судьба матери и сына. Стойкость главного героя в сложных жизненных обстоятельствах.

78.7.5.6. Шакир Селим. Поэтический сборник "Къырымнаме" ("Сказание о Крыме"), стихотворение "Адлар силинген койлер" ("Исчезнувшие названия"), избранная лирика.

Жизненный и творческий путь. Тема возрождения крымскотатарской культуры и литературы. Возвращение к истокам. Бережное отношение к прошлому. Призыв к изучению истории родного края.

78.7.5.7. Юнус Кандым. Избранная лирика.

Жизненный и творческий путь поэта, переводчика, публициста. Певец жизни и любви к родной земле. Поэт с открытым сердцем и душой. Автор пламенной поэзии.