ПРАВА НА ЗЕМЛЮ

Расширяется перечень лиц, которые вправе получить в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности

Предусмотрена возможность предоставления таких земельных участков в безвозмездное пользование:

- религиозным организациям на срок до 49 лет при условии, что на указанных земельных участках расположены здания, сооружения религиозного или благотворительного назначения, принадлежащие им на праве собственности (в случае, если указанные земельные участки ограничены в обороте и не могут быть предоставлены данным религиозным организациям в собственность);

- НКО при условии, что на указанных земельных участках расположены принадлежащие им на праве безвозмездного пользования и находящиеся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, на срок до прекращения прав на такие здания, сооружения.

Предусмотрена возможность вводить дополнительные требования к гражданам, работающим по профессиям и специальностям, установленным законом субъекта РФ, в целях предоставления им земельных участков в безвозмездное пользование для ИЖС или или ведения личного подсобного хозяйства. Так, законом субъекта РФ могут быть предусмотрены требования о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет, а также об отсутствии у граждан права собственности на иные земельные участки, предоставленные для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства в данном муниципальном образовании.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, может заключаться на срок действия договора аренды находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения в случае предоставления участка арендатору здания, сооружения.

Кроме того, по общему правилу установлен запрет на образование земельных участков из земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного арендатору расположенных на нем и находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения. Исключение составляют случаи, если участки образуются в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Арендатор земельного участка, которому такой участок предоставлен в связи с предоставлением ему в аренду расположенных на нем и находящихся в государственной или муниципальной собственности здания, сооружения, вправе с согласия арендодателя передавать свои права и обязанности по договору аренды участка третьему лицу только в случае, если они передаются в связи с передачей прав и обязанностей по договору аренды здания, сооружения. Арендатор не имеет права передавать право аренды земельного участка в залог и вносить его в качестве вклада в уставный капитал хозяйственного товарищества или общества либо паевого взноса в производственный кооператив.

(Федеральный закон от 04.08.2023 N 492-ФЗ)

Вступают в силу изменения в Земельный кодекс РФ

В частности, уточняются процедуры оформления прав на земельные участки, занятые линейными объектами.

Установлено, что лесные участки образуются в соответствии с проектной документацией лесных участков, за исключением случаев их образования в целях строительства, реконструкции линейных объектов, для осуществления которых требуется подготовка документации по планировке территории.

В случае изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд при его разделе могут быть образованы один или несколько земельных участков с сохранением разделяемого земельного участка.

Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, предназначенного для размещения объектов Единой системы газоснабжения, организации, являющейся собственником такой системы, в том числе в случае, если земельный участок предназначен для пользования недрами.

Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей размещения отдельных объектов не является препятствием для установления в отношении их сервитута или публичного сервитута для размещения таких объектов.

Публичный сервитут будет устанавливаться в том числе для строительства, реконструкции, эксплуатации, капремонта объектов, необходимых для оказания услуг связи, а также для прокладки, переустройства, переноса инженерных коммуникаций, их эксплуатации в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог.

Расширяется перечень документов, прилагаемых к ходатайству об установлении публичного сервитута.

В случае, если публичный сервитут установлен в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и предоставленного в аренду, срок соглашения об осуществлении публичного сервитута не должен превышать срок аренды такого земельного участка.

Юридические лица, право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления которых на сооружения, которые могут размещаться на земельном участке или землях на основании публичного сервитута, возникло с 1 сентября 2018 года, вправе переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право аренды земельного участка на публичный сервитут.

Определены особенности установления публичного сервитута в отношении земельных участков субъекта естественной монополии или оператора связи. До 1 января 2025 года публичный сервитут может быть установлен без предоставления правоустанавливающих документов на линейный объект на основании декларации о таком объекте недвижимости.

(Федеральный закон от 04.08.2023 N 430-ФЗ; Письмо Росреестра от 09.08.2023 N 14-7257-ТГ/23; Информация Росреестра)