III. Порядок проведения аккредитационной экспертизы

13. Государственная аккредитация проводится по результатам аккредитационной экспертизы, предметом которой является подтверждение соответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, у индивидуального предпринимателя по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, установленным аккредитационным показателям (далее - аккредитационная экспертиза).

14. Аккредитационная экспертиза проводится в отношении образовательных программ, реализуемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и в каждом ее филиале, а также индивидуальным предпринимателем.

15. В проведении аккредитационной экспертизы участвуют эксперты, соответствующие установленным квалификационным требованиям (далее - эксперты), и (или) экспертные организации, соответствующие установленным квалификационным требованиям (далее - экспертные организации).

16. Информация о проведении аккредитационной экспертизы, в том числе заключение экспертной группы, составленное по результатам аккредитационной экспертизы (далее - заключение экспертной группы), размещается аккредитационными органами на своих официальных сайтах в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования, в том числе в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет"), а также направляется организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуальному предпринимателю посредством использования их личных кабинетов в федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал), информационных системах аккредитационных органов, на региональных порталах государственных и муниципальных услуг.

17. Порядок аккредитации, привлечения, отбора экспертов и экспертных организаций, привлекаемых к аккредитационной экспертизе, а также ведения реестра экспертов и экспертных организаций, в том числе квалификационные требования к экспертам и экспертным организациям, устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

18. Привлечение экспертов и (или) экспертных организаций к проведению аккредитационной экспертизы проводится на основании распорядительных актов аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы и заключенных с экспертами и (или) экспертными организациями гражданско-правовых договоров.

19. В распорядительных актах аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы указываются:

а) полное наименование аккредитационных органов;

б) полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, или филиала, в котором проводится аккредитационная экспертиза;

в) фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) даты начала и окончания проведения аккредитационной экспертизы;

д) срок проведения аккредитационной экспертизы;

е) фамилии, имена, отчества (при наличии) экспертов и (или) представителей экспертных организаций, включенных в состав экспертной группы (далее - члены экспертной группы), с указанием лица из числа членов экспертной группы, назначенного ее руководителем;

ж) сведения о закреплении за членами экспертной группы заявленных для государственной аккредитации образовательных программ;

з) фамилии, имена, отчества (при наличии) работников аккредитационных органов, осуществляющих контроль за соблюдением порядка работы экспертной группы при проведении аккредитационной экспертизы и ответственных за рассмотрение заключения экспертной группы, составленного по результатам аккредитационной экспертизы.

20. Распорядительные акты, указанные в пункте 19 настоящего Положения, издаются в течение 3 рабочих дней со дня приема заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов и размещаются на официальном сайте аккредитационного органа в сети "Интернет" в течение 3 рабочих дней со дня их издания.

Срок проведения аккредитационной экспертизы составляет не более 10 рабочих дней со дня начала проведения аккредитационной экспертизы, указанного в распорядительных актах аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы.

21. Аккредитационная экспертиза проводится с выездом экспертной группы в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю при проведении мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся.

22. Аккредитационная экспертиза проводится без выезда в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, к индивидуальному предпринимателю, если образовательная деятельность по реализации образовательных программ, заявленная для государственной аккредитации:

а) реализуется с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

б) осуществляется дипломатическим представительством или консульским учреждением Российской Федерации, представительством Российской Федерации при международной (межгосударственной, межправительственной) организации;

в) осуществляется российскими организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации, организациями, осуществляющими образовательную деятельность, созданными в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

г) осуществляется иностранными организациями, осуществляющими образовательную деятельность за пределами территории Российской Федерации;

д) осуществляется в условиях режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, действующих на территории субъекта Российской Федерации.

23. Исполнительным органом субъекта к аккредитационной экспертизе в отношении образовательных программ, реализуемых в расположенном на территории другого субъекта Российской Федерации филиале организации, осуществляющей образовательную деятельность, могут привлекаться эксперты и экспертные организации, аккредитованные аккредитационным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующий филиал.

24. Для проведения аккредитационной экспертизы аккредитационные органы направляют руководителю экспертной группы заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, документы, полученные по запросу аккредитационных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, а также копии распорядительных актов аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы.

25. При проведении аккредитационной экспертизы член экспертной группы обязан:

а) проводить аккредитационную экспертизу образовательных программ, закрепленных за членом экспертной группы распорядительными актами аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы, с соблюдением требований законодательства Российской Федерации;

б) изучить и проанализировать заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы, документы, информацию и материалы, размещенные организацией, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиалом, на своих официальных сайтах в сети "Интернет" (при наличии), а также документы и (или) информацию, полученные по запросу аккредитационных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

в) изучить и проанализировать заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы индивидуального предпринимателя, а также документы и (или) информацию, полученные по запросу аккредитационных органов с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;

г) изучить и проанализировать сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования (при наличии), профессионально-общественной аккредитации (при наличии), общественной аккредитации (при наличии) организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала, за исключением федеральных государственных организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Следственного комитета Российской Федерации, Службы внешней разведки Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, указанных в части 1 статьи 81 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также сведения из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании, в том числе с использованием открытых данных в сети "Интернет", и установить соответствие либо несоответствие указанных сведений аккредитационным показателям;

д) провести мероприятия по оценке качества подготовки обучающихся по заявленным для государственной аккредитации образовательным программам, включая образовательные программы, реализуемые в сетевой форме, в том числе с применением дистанционных технологий, в том числе посредством информационных систем аккредитационных органов;

е) проанализировать результаты, полученные по итогам проведения мероприятий по оценке качества подготовки обучающихся, и установить их соответствие либо несоответствие аккредитационным показателям;

ж) составить отчет об аккредитационной экспертизе в соответствии с пунктами 29 - 32 настоящего Положения;

з) в пределах установленных сроков проведения аккредитационной экспертизы представить отчет об аккредитационной экспертизе руководителю экспертной группы и в случае выявления несоответствия качества образования установленным аккредитационным показателям представить документы и материалы, подтверждающие выявленное несоответствие.

26. При проведении аккредитационной экспертизы член экспертной группы имеет право:

а) взаимодействовать с членами и руководителем экспертной группы, а также аккредитационными органами по вопросам технологического и информационно-аналитического обеспечения аккредитационной экспертизы;

б) находиться на территории организации, осуществляющей образовательную деятельность, а также на территории, на которой индивидуальный предприниматель осуществляет образовательную деятельность (при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, к индивидуальному предпринимателю), при условии предъявления руководителю (иному уполномоченному должностному лицу указанной организации), индивидуальному предпринимателю (иному уполномоченному индивидуальным предпринимателем лицу) документа, удостоверяющего личность;

в) обращаться в аккредитационный орган по поводу действий (бездействия) организации, осуществляющей образовательную деятельность, индивидуального предпринимателя, препятствующих проведению аккредитационной экспертизы;

г) при проведении аккредитационной экспертизы с выездом в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, или ее филиал, знакомиться с оригиналами документов и материалов, размещенных на официальном сайте организации, осуществляющей образовательную деятельность, в сети "Интернет".

27. В процессе проведения аккредитационной экспертизы руководитель экспертной группы, помимо обязанностей члена экспертной группы, указанных в пункте 25 настоящего Положения, в рамках организации и координации работ по проведению аккредитационной экспертизы обязан:

а) обеспечить создание условий для проведения аккредитационной экспертизы для всех членов экспертной группы;

б) составить график работы экспертной группы и обеспечить контроль за его исполнением;

в) после завершения проведения аккредитационной экспертизы подготовить на основании отчетов об аккредитационной экспертизе, направленных членами экспертной группы, заключение экспертной группы и в день окончания проведения аккредитационной экспертизы, срок которой установлен в распорядительных актах аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы, направить заключение экспертной группы и указанные отчеты в аккредитационные органы.

28. Руководитель экспертной группы, помимо прав члена экспертной группы, указанных в пункте 26 настоящего Положения, в рамках организации и координации работ по проведению аккредитационной экспертизы вправе:

а) взаимодействовать с аккредитационными органами по вопросам организационно-технического, технологического и информационно-аналитического обеспечения аккредитационной экспертизы, а также по вопросам нарушения членом экспертной группы прав и законных интересов организации, осуществляющей образовательную деятельность, ее филиала, индивидуального предпринимателя при проведении аккредитационной экспертизы в целях замены такого члена экспертной группы в составе экспертной группы;

б) осуществлять взаимодействие с руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, ее филиала либо уполномоченным представителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, с индивидуальным предпринимателем, а также с уполномоченным представителем индивидуального предпринимателя.

29. После завершения аккредитационной экспертизы члены экспертной группы готовят отчеты об аккредитационной экспертизе в отношении закрепленных за ними образовательных программ.

30. Отчеты об аккредитационной экспертизе представляются членами экспертной группы руководителю экспертной группы после завершения аккредитационной экспертизы в пределах сроков, установленных распорядительными актами аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы.

31. Отчет об аккредитационной экспертизе составляется в отношении каждой образовательной программы, заявленной для государственной аккредитации, и должен содержать сведения о ее соответствии или несоответствии аккредитационным показателям, перечень документов и (или) материалов, рассмотренных при проведении аккредитационной экспертизы, а также сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования (при наличии), профессионально-общественной аккредитации (при наличии), общественной аккредитации (при наличии), сведения из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании и сведения о результатах оценки качества подготовки обучающихся, полученные в ходе оценивания достижения ими результатов обучения.

32. В случае выявления несоответствия образовательной программы аккредитационным показателям в отчете об аккредитационной экспертизе должно содержаться описание выявленного несоответствия с указанием аккредитационного показателя. Копии документов и материалов, подтверждающих выявленные несоответствия, прилагаются к указанному отчету.

33. В заключении экспертной группы указываются в том числе:

а) дата составления заключения экспертной группы;

б) полное наименование организации, осуществляющей образовательную деятельность, и (или) ее филиала, в которых проведена аккредитационная экспертиза;

в) фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

г) сведения о документах и материалах, рассмотренных в ходе аккредитационной экспертизы;

д) выявленные несоответствия заявленной для государственной аккредитации образовательной программы аккредитационным показателям или вывод о ее соответствии указанным показателям;

е) сведения о результатах мониторинга в системе образования, независимой оценки качества образования (при наличии), профессионально-общественной аккредитации (при наличии), общественной аккредитации (при наличии), сведения из отчетов организации, осуществляющей образовательную деятельность, о самообследовании и сведения о результатах оценки качества подготовки обучающихся, полученные в ходе оценивания достижения ими результатов обучения.

34. После завершения аккредитационной экспертизы в пределах сроков, установленных распорядительными актами аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы, руководитель экспертной группы направляет в аккредитационные органы посредством информационных систем аккредитационных органов следующие документы, содержащие сведения о проведенной аккредитационной экспертизе:

а) заключение экспертной группы;

б) отчет (отчеты) об аккредитационной экспертизе;

в) документы и материалы, подтверждающие выявленные в ходе аккредитационной экспертизы несоответствия качества образования в организации, осуществляющей образовательную деятельность, ее филиале, у индивидуального предпринимателя аккредитационным показателям (при наличии).

35. Формы отчета об аккредитационной экспертизе и заключения экспертной группы устанавливаются Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.

36. Аккредитационные органы в течение 5 рабочих дней со дня получения заключения экспертной группы размещают его на своих официальных сайтах в сети "Интернет".

37. Аккредитационные органы после принятия заявления о государственной аккредитации и прилагаемых к нему документов к рассмотрению составляют аккредитационные дела организаций, осуществляющих образовательную деятельность, индивидуальных предпринимателей, которые подлежат хранению в аккредитационных органах в электронном виде без срока давности. Аккредитационное дело включает в себя:

а) заявление о государственной аккредитации и прилагаемые к нему документы;

б) распорядительные акты аккредитационных органов о проведении аккредитационной экспертизы;

в) заключение экспертной группы, отчеты об аккредитационной экспертизе;

г) распорядительные акты аккредитационных органов о проведении государственной аккредитации, о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации, о прекращении действия, лишении государственной аккредитации;

д) распорядительные акты аккредитационных органов о внесении изменений в сведения, содержащиеся в государственной информационной системе "Реестр организаций, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам" (далее - реестр организаций), или об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре организаций, о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности;

е) уведомление о государственной аккредитации или об отказе в государственной аккредитации (о прекращении действия, лишении государственной аккредитации, внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре организаций или об отказе во внесении изменений в сведения, содержащиеся в реестре организаций, о предоставлении временной государственной аккредитации образовательной деятельности).