4.3.1. Скрипты при общении с клиентами

Эволюция большинства конфликтов представляет собой несколько логических этапов. Работник должен помнить, что перспективы выхода из конфликта во многом зависят от модели его поведения в условиях кризисной коммуникации на каждом из этапов. Профессиональное поведение работника, его доброжелательность и конструктивность способны понизить уровень агрессии и вернуть диалог в деловое русло даже в самых острых фазах конфликта. Для этого работник должен использовать сценарные скрипты [14]. Основные ситуации, возникающие при взаимодействии с клиентами, и соответствующие сценарные скрипты приведены в таблице 1.

Таблица 1

Скрипты общения с клиентами в различных ситуациях

Краткое описание ситуации

Рекомендуемые сценарные скрипты

Общение с негативно настроенным клиентом

Работа с конфликтными клиентами

- Да, я понимаю Вашу озабоченность/волнение/тревогу/опасение.

- Сожалею, что данная ситуация причинила Вам неудобство.

- От лица Компании я приношу Вам извинения за доставленные неудобства.

- Имя-Отчество, я прошу Вас ответить на несколько вопросов, чтобы как можно скорее разрешить эту ситуацию.

- Да, действительно, в том, что мы сейчас обсуждаем, есть нюансы. Какой из них будем решать первым?

- Мы с Вами решаем одну задачу, поэтому предлагаю выслушать друг друга, не перебивая.

- Помогите мне понять ситуацию, объясните, пожалуйста, еще раз, что Вы имеете в виду, говоря о...?

- Я понимаю вашу озабоченность/волнение, но в данной ситуации я - человек, который хочет и может помочь Вам решить эту проблему. Поэтому предлагаю перейти на конструктивную беседу и оставить эмоции. Спасибо за сотрудничество. Итак, вернемся к обсуждению вариантов решения.

- Давайте попробуем насколько это возможно спокойно обсудить оптимальные варианты, чтобы решить сложившуюся ситуацию.

- Здесь есть несколько решений: 1, 2, 3. Какой из вариантов наиболее подходящий, на Ваш взгляд?

- Давайте сделаем перерыв, все еще раз обдумаем и совместно примем решение.

- Ваши доводы убедительны и с ними сложно не согласиться, однако есть и другие существенные обстоятельства.

- В данной конфликтной ситуации предлагаю не в устной, а в письменной форме найти решение проблемы. В полной сосредоточенности будет больше продуманных вариантов.

- в случае несогласия клиента со всеми предлагаемыми вариантами: Как Вы думаете, что может помочь урегулировать наши разногласия?

Клиент нецензурно выражается

- Имя-Отчество, если разговор будет продолжаться в таком тоне, я буду вынужден его прекратить.

- К сожалению, в таком тоне разговор продолжаться не может.

- Я вынужден(-а) прекратить разговор. До свидания *и положили трубку*.

- Имя-Отчество, предлагаю перевести разговор в конструктивное русло: мы ведь подготовили предложения в Ваших интересах.

Клиент не переходит на корректный тон разговора после предпринятых попыток

- К сожалению, разговор не может продолжаться в таком тоне.

- Я вынужден(-а) прекратить разговор. Всего доброго, до свидания.

- Имя-Отчество, в таком тоне наш разговор продолжаться не может. Предлагаю перейти в конструктивное русло или перенести наш диалог.

Негативные ситуации, вызванные невозможностью удовлетворить запросы клиента

Упрек в отсутствии тех или иных услуг в сравнении с другими компаниями

Действительно, в настоящее время мы не можем Вам предложить воспользоваться такой услугой. А пока мы можем предложить Вам альтернативное решение по вашей перевозке...

Невозможность оказания услуг (в случае проработки всех вариантов с филиалами, дочерними и зависимыми обществами, сторонними поставщиками услуг и подтверждения ими невозможности оказания услуги)

Благодарим Вас за обращение. Мы рассмотрели все возможные варианты решения интересующего Вас вопроса относительно предоставления "полное название запрашиваемой услуги". К сожалению, в настоящее время "РЖД" не имеет технической и технологической возможности для оказания данной услуги.

Наша Компания постоянно работает над расширением перечня оказываемых услуг, и мы обязательно рассмотрим возможность реализации данной потребности в дальнейшем.

В данной ситуации считаем возможным обратиться к сторонним организациям или смежным видам транспорта, осуществляющим грузоперевозки, информацию о которых Вы можете найти в открытых источниках.

Невозможность оказания услуг, при этом на текущий момент есть информация об осуществлении подобных перевозок по аналогичному направлению другими нашими клиентами (например, по перевозке легкового автомобиля в вагоне сетка или перевозки мелкой партии замороженных продуктов и т.д.)

Благодарим Вас за обращение. К сожалению, "РЖД" в настоящее время не имеет возможности оказать вам услугу по перевозке "наименование груза и способа его перевозки" со/из "наименование станции или пункта отправления" назначением на "наименование станции или пункта отправления".

Наша Компания постоянно работает над расширением перечня оказываемых услуг, и мы обязательно рассмотрим возможность реализации данной потребности в дальнейшем.

На текущий момент по нашей информации аналогичные перевозки осуществляются с железнодорожных станций "перечисляем ближайшие станции, подходящие к запросу Клиента" сторонними организациями, информацию о которых вы можете найти в открытых источниках.

Клиент интересуется, почему мы не можем сразу ему назвать наименование Компании и координаты

Имя-Отчество, мы не можем предоставить Вам данную информацию, так как по правилам Компании мы не можем предлагать услуги других организаций, с которыми у ОАО "РЖД" отсутствуют договорные отношения.

Невозможность предоставления подвижного состава (вагонов)

Благодарим Вас за обращение, мы рассмотрели все возможные варианты и, к сожалению, вынуждены Вам сообщить, что на данный момент "РЖД" не имеет возможности предоставить Вам "называем запрашиваемый подвижной состав и количество вагонов" для перевозки в направлении "проговариваем запрошенное направление".

В данной ситуации рекомендуем обратиться к сторонним организациям (Сотрудникам), информацию о которых Вы можете найти в свободном доступе в сети Интернет, и выбрать подходящий для Вас вариант.

Клиент не доволен: Но ведь "РЖД" в рекламе заявляет о том, что может предоставить любой подвижной состав.

Я хочу, чтоб Вы соответствовали заявленному и подобрали мне подвижной состав.

Имя-Отчество, я понимаю Ваше желание решить данный вопрос в ходе текущего разговора, но, к сожалению, на сегодняшний день это не представляется возможным. Наша Компания постоянно работает над расширением перечня оказываемых услуг, и мы обязательно рассмотрим возможность реализации данной потребности в дальнейшем.

Вариант ответа: мы рассмотрели возможность предоставления требуемого для перевозки Вашего груза подвижного состава у компаний-операторов. Запрошенная ими ставка составит ____ рублей в сутки (без НДС).

Некорректная консультация предыдущего сотрудника

("Почему мне другой Сотрудник сказал (сделал, предложил) неверно?" или "Вы уверены? До Вас Сотрудник мне говорил по-другому, предлагал другие действия")

- Имя-Отчество, уточните, пожалуйста, какую конкретно информацию Вы получили от нашего Специалиста?

- Я приношу извинения от лица Компании за содержание предоставленной Вам некорректной консультации. Давайте вместе разберемся в данном вопросе. Уточните, пожалуйста, о чем идет речь...?

При общении с клиентом в условиях острой кризисной коммуникации важным является деликатность и взвешенность суждений работника. Во время дискуссии не рекомендуется употреблять фразы, которые могут быть негативно восприняты клиентом.

При контраргументировании позиции Компании не рекомендуется использовать фразы: Вы перепутали/Вы не поняли/Вы не правы/это Ваша ошибка/Вы думаете, что/по-Вашему мы/на Ваш взгляд и т.п.

С целью снижения рисков формирования негативного опыта работы с Компанией не рекомендуются к использованию фразы: мы потеряли/мы не успели/это не наша задача/мы этим не занимаемся и т.п.

Для переключения внимания клиента на аргументы Компании не рекомендуется использовать фразы: послушайте меня/повторяю еще раз/повторяю последний раз/Вы меня не слушаете и т.п.

При отсутствии возможности помочь клиенту не рекомендуется использовать фразы: я не собираюсь/мы не будем этого делать/ничего не получится/это бесполезно/это бессмысленно/это бесперспективно и т.п.

В таблице 2 приведены фразы, которые необходимо использовать вместо запрещенных слов, словосочетаний и оборотов для избежания эскалации конфликтной ситуации.

Таблица 2

Скрипты общения с клиентами взамен запрещенных фраз

Запрет

Не использовать

Можно говорить

Не повторять информацию в грубой форме, если клиент не расслышал или не ответил

алло, алле, мужчина, девушка, молодой человек, я же Вам сказал(-а), повторяю Вам еще раз и т.д.

уточнить понял ли клиент информацию и есть ли необходимость повторить ее. Обращаться к Клиенту по имени или имени-отчеству (или обезличено, если данные неизвестны), просто повторить сказанное вами ранее, даже если Клиент забыл.

Не использовать уменьшительно-ласкательные слова

заявочка, списочек, звоночек, кнопочка, минуточка, секундочка, договорчик и т.п.

заявка, список, звонок, кнопка, минута, секунда, договор

Не использовать команды

Фамилия!, Лицевой счет! (и командный тон в целом)

назовите/повторите, пожалуйста...

Не использовать разговорный жаргон и не указывать клиенту на его обязанности

должен, железно, обязан, ошибка, неправильно, спорно, круто, здрасьте, драствуйте, нереально и т.п.

необходимо, следует, в этом случае можно обойтись без синонимов, призвав Клиента к действию (скажите пожалуйста, обратитесь пожалуйста и т.п.), добрый день/вечер

Не использовать междометия и слова-паразиты

вот, ну, вот-вот, это, а-а, эээ, как сказать, как бы, как бы это, на самом деле, это самое, неужели, разве, ведь, да-да и т.д.

вместо протяжного "э-э-э" делайте микропаузу, собеседник этого не заметит, а вы сможете грамотно сформулировать свою речь

Не требовать от клиента назвать стоимость услуг в разговорном жанре

Сколько вы/ваша Компания готовы потратить на услугу?

Какая стоимость заложена в статью расходов? Какие цифры вы заложили в транспортные услуги?

Не создавать у Клиента ощущение, что для вас главное деньги, а не решение его проблемы

За какие услуги вы готовы платить?

что Вам важно при работе с компанией-перевозчиком? Насколько актуальна для Вас данная перевозка в данный срок?

В таблице 3 приведены варианты формулировок, которые необходимо использовать при общении с клиентом, чтобы избежать фраз, которые могут сформировать у клиента негативное отношение к Компании и ее услугам.

Таблица 3

Скрипты общения с клиентами для формирования

положительного впечатления

Фраза, которой необходимо избегать

Более приемлемая формулировка, рекомендованная к использованию

Я больше ничем не могу Вам помочь

- К сожалению, в данной ситуации можно сделать только таким образом.... Я уверен, что это поможет продвинуться в решении Вашего вопроса.

- На сегодняшний день это, к сожалению, не представляется возможным. В данной ситуации мы предлагаем Вам поступить таким образом..., уверен(-а), что это поможет продвинуться в решении Вашего вопроса

Это Ваша вина

- Имя-Отчество, согласно/по условиям Договора...

Нет, нельзя, невозможно

- У Вас есть альтернативная возможность... (предложить Клиенту варианты).

- Я могу предложить Вам следующее... (предложить Клиенту варианты).

У нас нет информации, у нас нет данных

По данному вопросу необходима консультация соответствующего Специалиста. Сейчас я оформлю заявку, и он с Вами свяжется (назвать в течение какого срока) и проконсультирует

Ваша заявка не найдена

- Имя-Отчество, сейчас я составлю повторную заявку, Специалист свяжется с Вами в ближайшее время.

*Составляем повторную заявку с признаком "Срочно".

Фраза, которой необходимо избегать

Более приемлемая формулировка, рекомендованная к использованию

Это не в моей компетенции, я не знаю (вопрос выходит за рамки Ваших компетенций)

- Для решения Вашего вопроса я составлю обращение и передам его соответствующим Специалистам. По результатам рассмотрения с Вами свяжутся. Какой способ связи для Вас наиболее удобен?

- Имя-Отчество, мне необходимо уточнить эту информацию.

Работнику необходимо помнить, что любая деятельность, связанная с обслуживанием клиентов, сопряжена с конфликтами. Работник должен помнить, что он является лицом Компании, поэтому качество коммуникации с клиентом, как в нормальных условиях, так и в условиях конфликта напрямую определяет качество сервиса Компании в целом.