54.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с легкой умственной отсталостью ФАОП НОО (вариант 2.3)

54.4. Система оценки достижения планируемых результатов освоения слабослышащими и позднооглохшими обучающимися с легкой умственной отсталостью ФАОП НОО (вариант 2.3).

При определении подходов к осуществлению оценки результатов освоения обучающимися АООП НОО целесообразно опираться на следующие принципы:

1) дифференциации оценки достижений с учетом типологических и индивидуальных особенностей развития и особых образовательных потребностей обучающихся с нарушенным слухом с легкой умственной отсталостью;

2) динамичности оценки достижений, предполагающей изучение изменений психического и социального развития, индивидуальных способностей и возможностей обучающихся с нарушенным слухом с легкой умственной отсталостью.

Эти принципы, отражая основные закономерности целостного процесса образования обучающихся с нарушенным слухом с легкой умственной отсталостью, самым тесным образом взаимосвязаны и касаются одновременно разных сторон процесса осуществления оценки результатов их образования.

54.5. Основным направлением и целью оценочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ является оценка образовательных достижений слабослышащих и позднооглохших обучающихся с легкой умственной отсталостью.

54.5.1. Система оценки достижений обучающимися планируемых результатов освоения АООП НОО призвана решать следующие задачи:

закреплять основные направления и цели оценочной деятельности, описание объекта и содержание оценки, критерии, процедуры и состав инструментария оценивания, формы представления результатов, условия и границы применения системы оценки;

ориентировать образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, достижение планируемых результатов освоения содержания учебных предметов начального общего образования и формирование УУД;

обеспечивать комплексный подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, позволяющий вести оценку предметных и личностных результатов начального общего образования;

предусматривать оценку достижений обучающихся (итоговая оценка обучающихся, освоивших адаптированную основную образовательную программу начального общего образования) и оценку эффективности деятельности образовательной организации;

позволять осуществлять оценку динамики учебных достижений обучающихся и развития жизненной компетенции.

Достижение личностных результатов обеспечивается в ходе реализации всех компонентов образовательного процесса, включая внеурочную деятельность, реализуемую семьей и школой.

54.6. Личностные результаты обучающихся с нарушенным слухом с особенностями интеллектуального развития не подлежат итоговой оценке.

Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения обучающегося в овладении жизненными компетенциями, которые составляют основу этой группы результатов по отношению к обучающимся с нарушенным слухом без интеллектуальных нарушений. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися жизненными компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной группы. Экспертная группа создается в образовательной организации, и в ее состав входят все участники образовательного процесса.

54.7. Основной формой работы участников экспертной группы является ППк образовательной организации.

Для полноты оценки личностных результатов освоения обучающимися АООП в плане овладения ими жизненной компетенцией следует учитывать оценку всех участников образовательного процесса. Основой оценки служит анализ изменений поведения обучающегося в повседневной жизни в различных социальных средах (с легкой формой умственной отсталости школьной и семейной). Результаты анализа должны быть представлены в форме условных единиц: 0 баллов - нет продвижения; 1 балл - минимальное продвижение; 2 балла - среднее продвижение; 3 балла - значительное продвижение. Подобная оценка необходима для выработки ориентиров экспертной группы в описании динамики развития социальной компетенции обучающегося.

54.8. Образовательная организация при разработке АООП разрабатывает собственную программу оценки личностных результатов с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся, которая утверждается локальными актами организации. Программа оценки может включать:

полный перечень личностных результатов, прописанных в тексте ФГОС, которые выступают в качестве критериев оценки социальной (жизненной) компетенции обучающихся. Перечень этих результатов может быть самостоятельно расширен образовательной организацией;

систему балльной оценки результатов;

документы, в которых отражаются индивидуальные результаты каждого обучающегося (например, Карта индивидуальных достижений обучающегося) и результаты всего класса (например, Журнал итоговых достижений обучающихся класса);

материалы ППк;

локальные акты образовательной организации, регламентирующие все вопросы проведения оценки результатов.