3.3. Организация обратной связи с пользователями

3.3.1. Организация обратной связи с пользователями необходима для оценки реакции пользователей на размещаемые материалы, планирования развития сайта, своевременного получения информации об ошибках на сайте.

3.3.2. Формы обратной связи могут быть следующими:

- формы для связи с архивным учреждением, через которые пользователи могут отправить свой отзыв или задать вопрос (не следует путать с формами для запросов);

- форумы, в которых можно организовывать обсуждение нескольких тем параллельно, в том числе и обсуждений, которые будут вести посетители сайта между собой, без видимого участия сотрудников архивного учреждения. Один из лучших примеров такого рода форумов - форум Ярославского историко-родословного общества (ссылка находится на сайте Государственного архива Ярославской области). Нужно учитывать, что ведение форума требует от архивного учреждения дополнительных трудозатрат на его модерацию. Если оперативное и качественное модерирование организовать невозможно, от ведения форума рекомендуется отказаться;

- гостевые книги, в которых пользователи могут оставить свой отзыв или задать вопрос. Следует помнить, что особенностью гостевых книг является то, что информация, размещаемая пользователями в них, сразу становится видимой всем посетителям сайта, поэтому данная форма обратной связи является наименее предпочтительной, так как требует постоянного и оперативного контроля (модерирования) со стороны сотрудников архивного учреждения за размещаемой информацией. Проблемы могут возникать также из-за размещения в гостевой книге пользователями своих персональных данных. Здесь может помочь премодерация - публикация записи только после ее одобрения модератором. Если качественное и своевременное модерирование организовать невозможно, от ведения гостевой книги рекомендуется отказаться;

- комментарии, которые зарегистрированные пользователи могут оставлять в качестве отзыва на тот или иной материал, размещаемый на сайте. Такую форму обратной связи рекомендуется использовать выборочно, на тех страницах, где подобные комментарии могут быть уместны, например, в качестве отзыва на документальную публикацию или виртуальную выставку. Данная форма обратной связи также требует оперативного контроля со стороны сотрудников архивного учреждения за размещаемой информацией и может быть реализована с использованием функции премодерирования комментариев (для опубликования комментария на сайте будет требоваться предварительное одобрение его сотрудником архива);

- комментарии под постами в социальных сетях архива (о социальных сетях подробнее см. подраздел 3.5 Методических рекомендаций);

- опросы пользователей через специальные формы.

3.3.3. Решение об использовании конкретной формы обратной связи или комбинации форм принимается архивным учреждением самостоятельно в зависимости от поставленных задач и наличия сотрудников, которые могут оперативно заниматься модерацией (в случае использования форума, гостевой книги или комментариев на сайте и в социальных сетях).

3.3.4. В дополнение к указанным формам обратной связи на сайте обязательно должен быть указан адрес электронной почты, а также иные контактные данные архивного учреждения, которые могут понадобиться пользователям.