I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации по разработке и реализации государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ (далее - Методические рекомендации, государственные программы, муниципальные программы, при совместном упоминании - государственные (муниципальные) программы соответственно) разработаны во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 30 августа 2022 г. N ММ-П6-14588 в целях методического обеспечения процесса разработки и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом подходов и принципов, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 мая 2021 г. N 786 "О системе управления государственными программами Российской Федерации" (далее - постановление N 786).

Исходя из положений статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс), а также статьи 37 Федерального закона от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 172-ФЗ) перечень государственных (муниципальных) программ, порядок разработки, реализации и оценки их эффективности определяется самостоятельно высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования).

Методические рекомендации содержат рекомендации по подходам к формированию государственных (муниципальных) программ (в том числе их формату и структуре), системе управления такими программами, проведению мониторинга их реализации, и могут быть использованы высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в целях выстраивания системы управления государственными (муниципальными) программами с учетом синхронизации с процессами разработки и реализации государственных программ Российской Федерации.

Рекомендуемые формы документов и материалов, формируемых при разработке и реализации государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, разработанные в рамках настоящих Методических рекомендаций, размещаются Министерством экономического развития Российской Федерации в аналитической информационной системе обеспечения открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.programs.gov.ru, далее - Портал государственных программ) не позднее 1 марта 2023 года.

2. Органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местным администрациям муниципальных образований) при разработке и реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется учитывать положения:

постановления N 786;

постановления Правительства Российской Федерации от 31 октября 2018 г. N 1288 "Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации" (далее - постановление N 1288);

Правил формирования сводного годового доклада о ходе реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации, утверждаемых Правительством Российской Федерации (далее - Правила оценки);

приказа Минэкономразвития России от 17 августа 2021 г. N 500 "Об утверждении Методических рекомендаций по разработке и реализации государственных программ Российской Федерации" (далее - Методические рекомендации N 500);

приказа Минэкономразвития России от 30 ноября 2021 г. N 722 "Об утверждении Порядка заключения соглашения о реализации на территории субъекта Российской Федерации государственных программ субъекта Российской Федерации, направленных на достижение целей и показателей государственной программы Российской Федерации, и его типовой формы" (далее - Приказ N 722);

приказа Минэкономразвития России от 21 апреля 2022 г. N 218 "Об утверждении методических рекомендаций по мониторингу государственных программ Российской Федерации";

Единых методических рекомендаций по подготовке и реализации национальных проектов (программ), федеральных проектов и ведомственных проектов (размещены в открытой части портала государственной автоматизированной информационной системы "Управление" по адресу:

https://gasu.gov.ru/rest/documents/file/download?fileId=12524&ysclid=la8b4jbj1h895907263 (далее - Единые методические рекомендации);

иных нормативных правовых (правовых) актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти в сфере разработки и реализации государственных программ Российской Федерации и регулирования проектной деятельности, а также методических указаний президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, методических рекомендаций и разъяснений проектного офиса Правительства Российской Федерации;

положений о проектной деятельности субъектов Российской Федерации.

3. Рекомендуемый срок разработки проектов государственных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями - III квартал 2023 года.

4. Рекомендуемый срок начала реализации государственных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями - 1 января 2024 года.

Сроки разработки и начала реализации муниципальных программ в соответствии с настоящими Методическими рекомендациями устанавливаются муниципальными образованиями самостоятельно.

5. Для целей настоящих Методических рекомендаций с учетом Положения N 786 используются следующие понятия:

ответственный исполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования) либо иной главный распорядитель средств соответствующего бюджета, определенный высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) в качестве ответственного исполнителя государственной (муниципальной) программы, отвечающего в целом за формирование и реализацию государственной (муниципальной) программы;

соисполнитель государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, представитель которого определен ответственным за разработку и реализацию структурного элемента государственной (муниципальной) программы;

участник государственной (муниципальной) программы - орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (местная администрация муниципального образования), иной государственный (муниципальный) орган, организация, участвующий в реализации структурного элемента государственной (муниципальной) программы;

задача структурного элемента государственной (муниципальной) программы - итог деятельности, направленный на достижение изменений в социально-экономической сфере субъекта Российской Федерации (муниципального образования);

мероприятие (результат) - количественно измеримый итог деятельности, направленный на достижение показателей государственной (муниципальной) программы и ее структурных элементов, сформулированный в виде завершенного действия по созданию (строительству, приобретению, оснащению, реконструкции и т.п.) определенного количества материальных и нематериальных объектов, предоставлению определенного объема услуг, выполнению определенного объема работ с заданными характеристиками.

Термины "мероприятие" и "результат" тождественны друг другу и применяются при формировании проектной и процессной частей государственной (муниципальной) программы с учетом особенностей, установленных абзацем двадцать четвертым пункта 20 настоящих Методических рекомендаций;

объект - конечный материальный или нематериальный продукт, или услуга, планируемые к приобретению и (или) получению в рамках выполнения (достижения) мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы;

показатель - количественно измеримый параметр, характеризующий достижение целей государственной (муниципальной) программы, выполнение задач структурного элемента такой программы, и отражающий социально-экономические и иные общественно значимые эффекты от реализации государственной (муниципальной) программы, ее структурного элемента;

прокси-показатель - дополнительный показатель государственной (муниципальной) программы или ее структурного элемента, отражающий динамику основного показателя, но имеющий более частую периодичность расчета;

контрольная точка - документально подтверждаемое событие, отражающее факт завершения значимых действий по выполнению (достижению) мероприятия (результата) структурного элемента государственной (муниципальной) программы и (или) созданию объекта;

маркировка - реализуемое в информационных системах присвоение признака связи параметров государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов между собой, а также с параметрами других документов.

6. Перечень государственных (муниципальных) программ устанавливается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования), исходя из приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования). При необходимости в указанный перечень допускается включение государственных (муниципальных) программ, направленных на решение межотраслевых и (или) территориальных задач и затрагивающих сферы реализации нескольких государственных (муниципальных) программ (далее - комплексные программы).

7. Формирование и реализация комплексных программ осуществляется в соответствии с положениями настоящих Методических рекомендаций, предусмотренных государственных (муниципальных) программ, с учетом особенностей, установленных настоящими Методическими рекомендациями для комплексных программ.

8. В составе комплексных программ дополнительно рекомендуется отражать в аналитических целях соответствующие сферам (отраслям) их реализации направления деятельности, включенные в состав государственных (муниципальных) программ.

9. При разработке и реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется исходить из следующих принципов:

а) обеспечение достижения целей и приоритетов социально-экономического развития субъекта Российской Федерации (муниципального образования), установленных документами стратегического планирования;

б) обеспечение планирования и реализации государственных (муниципальных) программ с учетом необходимости достижения национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года" (далее - национальные цели развития) и целевых показателей, их характеризующих, а также стратегических целей и приоритетов развития соответствующей отрасли или сферы социально-экономического развития Российской Федерации, установленных в государственных программах Российской Федерации (для государственных программ) и государственных программах (для муниципальных программ);

в) включение в состав государственной (муниципальной) программы всех инструментов и мероприятий в соответствующих отрасли и сфере (включая меры организационного характера, осуществление контрольно-надзорной деятельности, совершенствование нормативного регулирования отрасли, налоговые, таможенные, тарифные, кредитные и иные инструменты);

г) обеспечение консолидации бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета), в том числе предоставляемых межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (из бюджета субъекта Российской Федерации местному бюджету), бюджетных ассигнований бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов, а также внебюджетных источников, направленных на реализацию государственной политики, решение вопросов местного значения в соответствующих сферах, и влияющих на достижение показателей, выполнение (достижение) мероприятий (результатов), запланированных в государственных (муниципальных) программах;

д) синхронизация государственных программ с государственными программами Российской Федерации (муниципальных программ с государственными программами) и программами развития (иными программами) государственных корпораций, государственных компаний и акционерных обществ с государственным участием, влияющими на достижение показателей и выполнение (достижение) мероприятий (результатов) государственных (муниципальных) программ;

е) учет показателей оценки эффективности деятельности высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации (для государственных программ), а также деятельности органов местного самоуправления (для муниципальных программ);

ж) выделение в структуре государственных (муниципальных) программ:

проектов, направленных на получение уникальных результатов в условиях временных и ресурсных ограничений и определяемых, формируемых и реализуемых в соответствии с нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации (муниципальными правовыми актами) в сфере регулирования проектной деятельности с учетом постановления N 1288;

процессных мероприятий, реализуемых непрерывно либо на периодической основе;

з) закрепление должностного лица, ответственного за реализацию государственной (муниципальной) программы, а также каждого структурного элемента такой программы;

и) наличие информационного ресурса для планирования государственных (муниципальных) программ и формирования отчетности по ним и возможность информационного взаимодействия и обмена данными с информационными системами, предусмотренными Положением N 786;

к) обеспечение возможности маркировки в информационных системах, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, в составе государственной (муниципальной) программы ее параметров (в том числе показателей, мероприятий (результатов), параметров финансового обеспечения), соответствующих сферам реализации государственных программ Российской Федерации (для государственных программ), государственных программ (для муниципальных программ) и их структурных элементов, а также обеспечение маркировки государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, относящихся к реализации национальных проектов (программ) (далее - национальные проекты), с учетом требований пункта 15 настоящих Методических рекомендаций;

л) однократность ввода данных при формировании, реализации государственных (муниципальных) программ и их мониторинге;

м) интеграция информационного взаимодействия и обмена данными при разработке и реализации государственных программ Российской Федерации и государственных (муниципальных) программ.

10. Разработка и реализация государственной (муниципальной) программы осуществляется ответственным исполнителем такой программы совместно с ее соисполнителями и участниками.

11. Формирование, представление, согласование и утверждение документов и информации, в том числе паспортов государственных программ, паспортов структурных элементов государственных программ, запросов на изменение паспортов государственных программ, запросов на изменение паспортов структурных элементов государственных программ, планов реализации структурных элементов государственных программ, отчетов о ходе реализации государственных программ и их структурных элементов, а также иных документов и материалов (за исключением документов, указанных в подпунктах "а", "г" - "з" пункта 18, пункте 22 настоящих Методических рекомендаций), разрабатываемых при реализации государственных программ, может осуществляться одним из следующих способов:

а) в государственной информационной системе субъекта Российской Федерации (далее - региональная информационная система) с учетом возможности информационного обмена данными, необходимыми для мониторинга параметров государственных программ Российской Федерации (в том числе в части показателей, мероприятий (результатов), их финансового обеспечения, контрольных точек и объектов мероприятий (результатов)), с государственной интегрированной информационной системой управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - система "Электронный бюджет").

Требования к форматам передачи информации, представляемой в систему "Электронный бюджет" в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта, размещаются на официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет";

б) непосредственно в системе "Электронный бюджет" по мере ввода в эксплуатацию ее компонентов и модулей - при отсутствии региональной информационной системы.

Формирование, представление, согласование и утверждение документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью лиц, уполномоченных в установленном порядке действовать от имени ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) государственной программы.

Обмен документами, содержащими сведения, отнесенные к государственной тайне, и сведения конфиденциального характера, осуществляется на бумажном и электронных носителях в установленном порядке.

До ввода в эксплуатацию региональных информационных систем, а также соответствующих компонентов и модулей системы "Электронный бюджет", но не позднее 1 января 2024 года, формирование, представление, согласование и утверждение документов и информации, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляется в форме документов на бумажном носителе, подписанных лицами, уполномоченными в установленном порядке действовать от имени ответственного исполнителя (соисполнителя, участника) государственной программы, или в установленном на региональном уровне порядке.

Формирование, представление, согласование и утверждение документов и материалов, разрабатываемых при реализации муниципальных программ, рекомендуется осуществлять в информационных системах местных администраций муниципальных образований (при наличии). При отсутствии информационной системы формирование, представление, согласование и утверждение документов и материалов, разрабатываемых при реализации муниципальных программ осуществляется на бумажном носителе или в региональной информационной системе (при наличии соответствующего решения местной администрации муниципального образования и субъекта Российской Федерации).

12. Формирование документов и материалов по государственным программам и их структурным элементам в региональной информационной системе осуществляется по формам, установленным субъектом Российской Федерации самостоятельно, с учетом обязательного включения в них сведений и атрибутивных признаков, определенных настоящими Методическими рекомендациями.

В системе "Электронный бюджет" формирование документов и материалов по государственным программам и их структурным элементам, осуществляется по единым рекомендуемым формам, разработанным с учетом обязательного включения в них сведений и атрибутивных признаков, определенных настоящими Методическими рекомендациями, и размещаемым на Портале государственных программ в соответствии с пунктом 1 настоящих Методических рекомендаций.

Разработку форм документов и материалов, необходимых для реализации муниципальных программ и их структурных элементов, рекомендуется осуществлять с учетом рекомендуемых форм для государственных программ и их структурных элементов, и отражения в них сведений и атрибутивных признаков, предусмотренных настоящими Методическими рекомендациями.

13. Руководители органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций муниципальный образований), являющихся ответственными исполнителями (соисполнителями, участниками) государственных (муниципальных) программ, несут персональную ответственность за достоверность и своевременность предоставления информации, размещаемой (формируемой) ими в информационных системах, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций.

14. Информационные системы, указанные в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, являются учетными системами.

В целях методологической поддержки субъектов Российской Федерации и муниципальных образований на Портале государственных программ создается специализированный сервис, обеспечивающий (по мере ввода в эксплуатацию его компонентов):

возможность формирования проекта структуры государственных программ и их структурных элементов (далее - проект структуры) (при необходимости), в том числе осуществление взаимоувязки их отдельных параметров с параметрами государственных программ Российской Федерации и их структурными элементами с возможностью использования существующих федеральных и региональных практик по реализации государственных программ. Параметры проекта структуры, сформированные посредством сервиса на Портале государственных программ, могут быть переданы в систему "Электронный бюджет" (при наличии технической возможности) посредством информационного обмена данными, в целях формирования паспорта государственной программы и (или) структурного элемента для его дальнейшего уточнения и заполнения всех необходимых атрибутов;

размещение методических материалов, разъяснений и форм документов, используемых при формировании, реализации и мониторинге государственных (муниципальных) программ;

размещение информации о плановых и фактических параметрах государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, сформированных на основании данных информационных систем, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, иной аналитической информации и материалов, а также обработка и анализ такой информации и данных.

15. Ответственными исполнителями, соисполнителями и участниками государственных (муниципальных) программ в информационных системах, указанных в пункте 11 настоящих Методических рекомендаций, обеспечивается маркировка параметров государственных (муниципальных) программ и их структурных элементов, в том числе относящихся:

к сферам реализации государственных программ Российской Федерации и их структурных элементов (для государственных программ), государственных программ и их структурных элементов (для муниципальных программ);

к реализации национальных проектов.

16. При наличии направлений деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации (органов местного самоуправления), не подлежащих включению в государственные (муниципальные) программы, в нормативном правовом акте об утверждении порядка формирования и реализации государственных (муниципальных) программ рекомендуется определить закрытый перечень таких направлений.

16.1. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса расходными обязательствами являются обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.

Учитывая указанную норму, а также положения статей 84, 85, 86 Бюджетного кодекса, расходные обязательства возникают в результате принятия законов, иных нормативных правовых актов, заключения договоров или соглашений, с указанием в них:

а) конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов - физических или юридических лиц (категорий указанных лиц), публично-правовых образований, субъектов международного права;

б) объемов предоставляемых ресурсов либо порядок определения таких объемов.

Государственные (муниципальные) программы сами по себе расходных обязательств не порождают, поскольку не соответствуют указанным требованиям, в том числе не устанавливают конкретных получателей средств из соответствующих бюджетов.

Государственные (муниципальные) программы являются документом планирования бюджетных ассигнований во взаимосвязи с результатами их использования. В этой связи параметры ресурсного обеспечения государственных (муниципальных) программ, исходя из положений статьи 174.2 Бюджетного кодекса, включают объемы бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств (обусловленных уже принятыми нормативными правовыми актами, заключенными контрактами, международными договорами и соглашениями, иными аналогичными документами), а также предполагаемые объемы бюджетных ассигнований на исполнение принимаемых расходных обязательств (обусловленных законами, нормативными правовыми актами, договорами и соглашениями, предлагаемыми (планируемыми) к принятию или изменению в текущем финансовом году, в очередном финансовом году или плановом периоде).

Кроме того, абзацем четвертым пункта 2 статьи 179 Бюджетного кодекса предусмотрена необходимость приведения государственных (муниципальных) программ в соответствие с законом (решением) о бюджете. Это предполагает, что конкретный объем бюджетных ассигнований на реализацию мероприятий (результатов) государственных (муниципальных) программ определяется в рамках формирования проекта бюджета публично-правового образования и затем указывается в соответствующей программе.

17. В целях реализации предусмотренного статьей 7 Закона N 172-ФЗ принципа прозрачности (открытости) стратегического планирования информацию о параметрах государственных (муниципальных) программ, в том числе опубликованные нормативные правовые акты об утверждении государственных (муниципальных) программ, рекомендуется размещать на специализированных государственных (муниципальных) информационных ресурсах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (местных администраций муниципальных образований) в сети "Интернет".