VII. Алгоритм действий для сотрудников ООВО, курирующих воспитательную работу с молодежью, в случаях выявления буллинга среди обучающихся

VII. АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ДЛЯ СОТРУДНИКОВ ООВО, КУРИРУЮЩИХ

ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С МОЛОДЕЖЬЮ, В СЛУЧАЯХ ВЫЯВЛЕНИЯ

БУЛЛИНГА СРЕДИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Для наиболее полного понимания алгоритма действий в случаях выявления буллинга среди обучающихся предлагаем ввести следующие понятия:

Ситуация потенциального буллинга - ситуация, в которой предпосылками выступают неразрешенный конфликт или неблагоприятный психологический климат вследствие высокой эмоциональной напряженности в коллективе обучающихся.

Пассивный буллинг - подразумевает под собой распространение слухов, порчу личных вещей, вред репутации и изоляцию.

Фактический буллинг - предполагает систематические угрозы, унижения, оскорбления, обесценивание, преследование, реже физическое насилие по отношению к жертве.

Данный алгоритм определяет содержание, порядок и характер реакций различных субъектов образовательных отношений на факт выявления ситуаций буллинга (травли) среди обучающихся.

Алгоритм составлен с целью помощи участникам образовательных отношений в организации оперативных и эффективных действий при выявлении ситуаций буллинга среди обучающихся. Алгоритм направлен на решение следующих задач:

профилактика и предупреждение случаев буллинга в ООВО;

устранение негативных последствий буллинга (травли) для обучающегося и образовательной среды;

определение роли, порядка и функций в структуре деятельности субъектов образовательных отношений в случае выявления буллинга (травли) среди обучающихся;

координация и распределение зон ответственности в рамках действий участников образовательных отношений при определении признаков деструктивного потенциала обучающихся.

Прежде всего, следует обозначить этапы деятельности, которые выделяются в процессе выявления буллинга (травли) среди обучающихся в ООВО.

1 этап деятельности предполагает организацию непосредственного выявления признаков буллинга (травли) среди обучающихся в ООВО. Данный этап может быть реализован в различных формах:

включенное систематическое наблюдение;

психолого-педагогическая и социально-психологическая диагностика;

мониторинг и скрининговые исследования социальных условий и социальной ситуации;

индивидуальная целенаправленная беседа.

2 этап предполагает коррекцию признаков буллинга (травли) среди обучающихся в ООВО. Формы коррекции можно разделить на четыре основные группы:

педагогическая коррекция (педагогические, профилактические, разъяснительные беседы, дискуссии, диспуты; разработка и разбор проблемных ситуаций; кейс-методы; экскурсии; организация внеучебной деятельности; медиация и другие формы педагогической коррекции);

психологическая коррекция (участие в психокоррекционных программах; психологические индивидуальные и групповые консультации; тренинги и иные формы групповой работы);

социальная коррекция (предоставление или расширение доступа к ресурсам социального взаимодействия (социально-культурная адаптация, интеграция в социальную среду ООВО);

медицинская коррекция (в случае необходимости предоставления необходимых и достаточных возможностей для получения требующейся медицинской помощи).

3 этап - послекоррекционный - является вариативным этапом. Подходы регламентируются, исходя из результатов реализации 2 этапа. В зависимости от результатов и используемых методов реализации 2 этапа существуют следующие альтернативные варианты действий:

при устранении признаков проявления травли в учебной среде или устойчивой динамике, указывающей на снижение проявлений буллинга, требуется организация особой формы педагогического контроля и социально-академического мониторинга;

при снижении проявлений буллинга, а также отсутствии значительной динамики роста проявлений (застоя) или его незначительном и неопасном увеличении, требуется реализация не использованных ранее, но доступных и сообразных ситуации методов коррекции;

при значительном и/или опасном увеличении проявлений буллинга в учебной среде для разрешения ситуации необходимо вовлечение специалистов в области обеспечения специализированной коррекции и предупреждения противоправной деятельности (сотрудники правоохранительных органов, специалисты комитета по делам несовершеннолетних).

Следует отметить, что данный алгоритм является общим, далее представлены схемы, в которых отображены основные действия сотрудников, курирующих воспитательную работу с молодежью, в случаях выявления буллинга среди обучающихся:

собрать информацию о конкретном случае;

психологической службе провести диагностическое исследование;

провести анализ полученных данных с целью выявления специфики конкретного случая.

В зависимости от конкретной ситуации применить следующие шаги:

если ситуация буллинга является потенциальной - т.е. в учебной группе, между обучающимися существуют деструктивные межличностные отношения, следует провести групповую работу, включающую:

проведение профилактических мероприятий по теме буллинга (травли), направленные на гармонизацию межличностных отношений, снятие ситуативной тревожности обучающихся.

проведение информационно-просветительских мероприятий, направленных на актуализацию знаний о межличностных отношениях и их гармонизацию, понимание ценности понятия "взаимодействие" и самоценности личности каждого обучающегося.

Данная работа может быть реализована в формате кураторских часов, тренинговых занятий, а также работу в малых группах, которая основывается на медиативном подходе и вовлекает жертву буллинга и агрессора.

Также в случае выявления потенциальной ситуации буллинга организовать индивидуальную работу с участниками ситуации, направленную на выявление основных поведенческих причин, а также формирование рациональных ситуации поведенческих реакций. Индивидуальная работа может включать в себя консультативную деятельность и коррекционно-развивающую, с привлечением специалистов психологической службы образовательной организации высшего образования.

Если буллинг является фактическим - т.е. в учебном коллективе наблюдаются конфронтации, ситуации запугивания, агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива, действия субъектов образовательных отношений необходимо координировать и подключать специалистов (психологическую службу ООВО, медиаторскую службу и иных специалистов) с целью организации комплексного подхода.

Завершающим этапом данного алгоритма будет являться послекоррекционное воздействие, которое может быть реализовано в форме проведения диагностического исследования, а также плановых информационно-просветительских и профилактических мероприятий.

00000006.png

00000007.png