ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Представленные методические рекомендации призваны помочь специалистам в решении специфичных проблем, связанных с распространением в образовательных организациях высшего образования явления буллинга среди обучающихся. Несмотря на сложность и многоаспектность этого явления, меры, направленные на его профилактику и устранение, могут быть эффективными, если они осуществляются не только с учетом конкретной ситуации, но и предполагают комплексную работу как с жертвами травли, так и с другими участниками и всей социально-психологической ситуацией в организации. Кроме того, в данной работе имеются необходимые для реализации целей профилактики и устранения ее оснований материалы в виде диагностического комплекса, отдельных упражнений, технологии гармонизации взаимоотношений в группе, а также психологической картины буллинга и вопросов правового регулирования противодействия этому явлению.

Использование представленных материалов позволит специалистам высшего образования, работающим со студентами, осуществить помощь студентам, ранее испытавшим травлю или иные воздействия, повлекшие изменения личности и психологического статуса, психологическую травму и неконструктивные способы преодоления стрессовых воздействий извне или тревожных состояний иной этиологии, мешающих осуществлять им основную (учебную) деятельность в образовательной организации.

Разработанные методические рекомендации не охватывают всей полноты представленной к решению проблемы, однако, они помогут специалистам в реализации их деятельности в рамках своей компетенции.

Таким образом, своевременные меры по выявлению и коррекции всей ситуации буллинга способны конструктивно решить задачу его устранения и риск-менеджменту активности студентов группы риска.