Срок действия документа ограничен 31 декабря 2025 года включительно.

1. Общие положения

1.1. Настоящее Отраслевое тарифное соглашение в коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2023 - 2025 годы (далее - Соглашение или ОТС) заключено в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

1.2. Настоящее Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений между полномочными представителями работников и работодателей, на которые распространяются условия настоящего Соглашения, вне зависимости от форм собственности Организаций. Настоящее Соглашение определяет общие условия оплаты труда, трудовые гарантии и льготы работникам, а также права, обязанности и ответственность сторон социального партнерства. Настоящее Соглашение направлено на совершенствование системы взаимоотношений и согласования интересов между работниками, органами государственной власти, органами местного самоуправления, работодателями по вопросам регулирования социально-трудовых и иных связанных с ними экономических отношений в коммунальной сфере, а также на повышение эффективности работы организаций коммунального хозяйства, на реализацию социально-экономических, трудовых прав и законных интересов работников данной отрасли.

1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство (далее - ЖКХ) - вид экономической деятельности, направленный на обеспечение жизнедеятельности населения, создание комфортных условий проживания граждан в своих жилищах и на благоустроенных территориях; жилищно-коммунальные хозяйства включают в себя виды деятельности, услуги, работы, поименованные в квалификационных характеристиках видов деятельности в приказе Минстроя России от 27 апреля 2016 года N 286/пр. "Об утверждении собирательных классификационных группировок отрасли жилищно-коммунального хозяйства".

Настоящее Соглашение распространяется на организации коммунального хозяйства, т.е. совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, поселков и сел.

1.4. Организации коммунального хозяйства (далее - Организации) - юридические лица, осуществляющие виды экономической деятельности, приведенные в Приложении N 1 к настоящему Соглашению. На данные Организации коммунального хозяйства распространяется действие Соглашения, в случае их присоединения к Соглашению в порядке, предусмотренном действующим законодательством и настоящим Соглашением.

1.5. Цели и задачи Соглашения:

- повышение эффективности функционирования Организаций, в том числе повышение производительности труда при сохранении качества выполняемых работ и оказываемых услуг, эффективности принимаемых управленческих решений при реализации производственных и инвестиционных программ;

- обеспечение устойчивого повышения оплаты труда в отрасли;

- установление и реализация социально-трудовых гарантий работникам Организаций; создание условий и механизмов, способствующих реализации в Организациях норм трудового законодательства Российской Федерации;

- содействие реформированию и модернизации коммунального хозяйства Российской Федерации, поддержание социальной стабильности в Организациях;

- повышение конкурентоспособности Организации, профессионализма работников и закрепление квалифицированной рабочей силы;

- повышение квалификации работников в соответствии с требованиями, установленными соответствующими профессиональными стандартами, развитие системы независимой оценки квалификации;

- вовлечение работников в управление Организацией;

- развитие социального партнерства;

- развитие инициативы и соревнования при выполнении работниками трудовых обязанностей;

- обеспечение интересов сторон социального партнерства в отрасли при формировании тарифов на коммунальные услуги, а также обеспечение интересов организаций, осуществляющих нерегулируемую деятельность.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", государственными программами Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", "Доступная среда", "Содействие занятости населения" и федеральным проектом Российской Федерации "Формирование комфортной городской среды", а также в соответствии со Стратегией развития национальной системы квалификаций Российской Федерации на период до 2030 года, одобренной Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (протокол заседания Национального совета от 24.03.2021 N 52), требованиями Федерального закона "О независимой оценке квалификаций" N 238-ФЗ от 03.07.2016 и постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности" Стороны Соглашения участвуют в решении следующих задач:

- развитие отраслевой системы оценки профессиональных квалификаций;

- осуществление профессионально-общественной аккредитации образовательных программ учреждений образования на соответствие их отраслевым профессиональным стандартам;

- формирование оптимального качества состава и численности трудовых ресурсов, необходимых для развития коммунального хозяйства;

- реализация мероприятий по повышению качества и конкурентоспособности коммунальных услуг для потребителей, а также повышению уровня материального положения работников коммунального хозяйства;

- создание условий для повышения уровня и качества социальных гарантий работникам коммунального хозяйства, в том числе за счет привлечения социально ответственного бизнеса, иных негосударственных источников финансирования;

- поднятие престижа отрасли, привлечение и закрепление квалифицированных работников в соответствии с требованиями профессиональных стандартов;

- формирование обоснованных, прозрачных и понятных механизмов дифференциации уровней регулирования социально-трудовых отношений в различных Организациях, с учетом их финансовых возможностей, ситуации на региональных рынках труда, степени развития производственных отношений в системе социального партнерства на локальном уровне;

- обеспечение интересов сторон социального партнерства в Организациях при формировании цен (тарифов) на продукцию, работы и услуги, оказываемые Организациями;

- содействие повышению эффективности деятельности Организаций на основе реализации действующего законодательства и нормативно-технических требований, внедрения эффективных систем менеджмента.

1.6. Настоящее Соглашение заключено между работодателями и работниками Организаций в лице их полномочных представителей (Сторон):

- от работодателей - Общероссийское отраслевое объединение работодателей "Союз коммунальных предприятий" (далее - ОООР "СКП"), действующее на основании Федерального закона от 27.11.2002 N 156-ФЗ "Об объединениях работодателей", Устава ОООР "СКП" (зарегистрирован 22.10.2003, ОГРН N 1037739924375 в межрайонной инспекции МНС России N 46 по г. Москве, учетный номер Минюста России по г. Москве - 7714120031 от 16.02.2017).

- от работников - Общероссийский профсоюз работников жизнеобеспечения (далее - Профсоюз жизнеобеспечения), действующий на основании Федерального закона от 12.01.1996 N 10-ФЗ "О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности", Устава Профсоюза жизнеобеспечения (зарегистрирован 26 августа 2010 года в Минюсте России (учетный номер 0012110145), свидетельство N 278, государственный регистр N 1037739338450 от 31.01.2003).

1.7. Непосредственное регулирование социально-трудовых отношений в Организациях осуществляется на основании коллективных договоров, заключенных в соответствии с настоящим Соглашением сторонами социального партнерства Организаций. В случае заключения в Организации коллективного договора на основании настоящего Соглашения, нормы Соглашения действуют в отношении сторон социального партнерства Организации в полном объеме. Коллективные договоры, заключаемые в Организациях, а также региональные ОТС не должны ухудшать условия, действующего законодательства Российской Федерации и настоящего Соглашения.

1.8. Соглашение является обязательным к применению при заключении коллективных договоров, региональных отраслевых соглашений и индивидуальных трудовых договоров для Организаций, на которые оно распространяется. Коллективные договоры в Организациях принимаются с учетом положений настоящего Соглашения. Настоящее Соглашение не ограничивает права Организаций в расширении социальных гарантий работникам за счет собственных средств.

1.9. В соответствии с законодательством Российской Федерации расходы работодателей, предусмотренные настоящим Соглашением, учитываются федеральными органами исполнительной власти Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе органами в области государственного регулирования тарифов на водоснабжение, газоснабжение, электрическую, тепловую энергию, органами местного самоуправления при установлении регулируемых тарифов на коммунальные услуги, а также на соответствующие услуги, оказываемые организациями, осуществляющими нерегулируемую деятельность.

В случае установления регулирующими органами тарифов на водоснабжение, газоснабжение, на электрическую и тепловую энергию, на иные коммунальные услуги без учета расходов работодателей, предусмотренных настоящим Соглашением, по просьбе Организации, ОООР "СКП" и Профсоюз жизнеобеспечения направляют письма соответствующему Губернатору или в иные уполномоченные органы о необходимости учета в тарифе гарантий для работников, предусмотренных настоящим Соглашением, а также используются иные механизмы (обращение в суд и др.).

1.10. Организации в соответствии с настоящим Соглашением в целях повышения квалификации и защиты прав работников Отрасли организуют оценку и присвоение профессиональных квалификаций работников в порядке, установленном Советом по профессиональным квалификациям в коммунальном хозяйстве, в соответствии с нормами трудового законодательства Российской Федерации, а также требованиями Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 283-ФЗ "О независимой оценке квалификаций" и постановления Правительства Российской Федерации от 27 июня 2016 г. N 584 "О применении профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами Российской Федерации, государственными или муниципальными учреждениями, государственными или муниципальными унитарными предприятиями, а также государственными корпорациями, государственными компаниями и хозяйственными обществами, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной собственности или муниципальной собственности".

1.11. Организации в порядке и на условиях, установленных законодательством о независимой оценке квалификации, организуют независимую оценку квалификации работников на их соответствие квалификационным характеристикам, содержащимся в профессиональных стандартах, обязательных для применения в соответствии с действующим законодательством. В целях снижения количества аварийных ситуаций, повышения уровня квалификации работников, занятых в коммунальной сфере, Организациям рекомендуется организовывать проведение независимой оценки квалификации работников на их соответствие квалификационным характеристикам, содержащимся в рекомендательных профессиональных стандартах.

Перечень, закрепленных Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям за Советом по профессиональным квалификациям в ЖКХ, профессиональных стандартов, а также перечень наименований профессиональных квалификаций, подготовленный Советом по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве в соответствии с требованиями приказа Минтруда России от 12.12.2016 N 726н, по закрепленным за ним профессиональным стандартам для включения в Национальный реестр профессиональных квалификаций для проведения независимой оценки профессиональных квалификаций можно уточнить на официальном сайте Совета по профессиональным квалификациям в жилищно-коммунальном хозяйстве http://спк-жкх.рф.

1.12. Законы и другие нормативные правовые акты, принятые в период действия Соглашения, улучшающие социально-экономическое положение работников, дополняют действие соответствующих положений Соглашения с момента вступления их в силу.

1.13. В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько Соглашений, применяются условия Соглашений, наиболее благоприятные для работников.

1.14. Настоящее Соглашение вступает в силу с 1 января 2023 года и действует по 31 декабря 2025 года включительно (три года). Стороны договорились, что действие Соглашения продлевается в соответствии со ст. 48 ТК РФ еще на один трехлетний период с 1 января 2026 года по 31 декабря 2028 года автоматически, в случае, если Стороны не заявили о прекращении его действия до 1 декабря 2025 г. В случае автоматической пролонгации Соглашения Стороны информируют об этом заинтересованных лиц путем размещения соответствующей информации на своих официальных интернет-ресурсах.

1.15. В случае невозможности реализации по причинам экономического, технологического, организационного характера отдельных положений Соглашения Организация и выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представитель (представительный орган), избранный работниками в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, вправе обратиться в письменной форме к сторонам Соглашения с мотивированным предложением о временном приостановлении действия отдельных положений Соглашения в отношении данной Организации (ст. 48 ТК РФ).

В качестве причин, обосновывающих невозможность реализации Соглашения по причинам экономического характера, признаются в том числе отсутствие возможности учета при определении (корректировке) органом регулирования тарифов необходимой валовой выручки Организации всех или части расходов на выполнение обязательств Организации в соответствии с настоящим Соглашением в период его действия. Отсутствие возможности учета указанных в настоящем абзаце расходов может подтверждаться расчетами Организации и обосновывающими такие расчеты решениями органа регулирования тарифов об установлении (корректировке) тарифов Организаций и соответствующими протоколами заседания правления (коллегии) органа регулирования тарифов, а также установленными Правительством Российской Федерации индексами изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и утвержденными высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) предельным (максимальным) индексом изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальном образовании (муниципальных образованиях), в границах территории которого (которых) Организация осуществляет виды деятельности, подлежащие регулированию.

Стороны рассматривают это предложение в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты его поступления и при обоснованности обращения Организации принимают соответствующее решение о временном приостановлении действия отдельных положений соглашения, указанных в обращении Организации, в отношении данной Организации.

1.16. В случаях возникновения необходимости принятия неотложных решений вследствие возникающих угроз устойчивому экономическому развитию отрасли (распространение коронавирусной инфекции COVID-19, санкционное давление со стороны иностранных государств и иных критических ситуаций) Стороны договорились осуществлять оперативное взаимодействие с учетом требований законодательства о социальном партнерстве для реализации соответствующих мер по защите прав работников и обеспечения деятельности организаций.

1.17. Региональные отраслевые тарифные соглашения, заключенные в субъектах Российской Федерации, не могут ухудшать положения настоящего Соглашения.