5. Выводы Суда

5.1. В соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 45 Регламента Суда Евразийского экономического союза, утвержденного решением Высшего Евразийского экономического совета от 23 декабря 2014 года N 101 (далее - Регламент), при рассмотрении дела по заявлению хозяйствующего субъекта об оспаривании решения Комиссии или его отдельных положений Суд, независимо от вопросов, поставленных в заявлении, осуществляет проверку полномочий Комиссии на принятие оспариваемого решения.

Из содержания данной правовой нормы следует, что проверка полномочий ЕЭК является вопросом публичного порядка, который оценивается Судом ex officio в силу прямого указания права Союза и независимо от доводов истца.

5.1.1. Согласно пунктам 1, 2 и 3 статьи 8 Договора Комиссия, как орган Союза, действует в пределах полномочий, которые предоставлены ей Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС, и на основе принципов функционирования Союза. Исходя из пункта 3 статьи 18 Договора и пункта 3 Положения о ЕЭК, являющегося приложением N 1 к Договору (далее - Положение о ЕЭК), объем полномочий Комиссии исчерпывающе определяется в Договоре и международных договорах в рамках ЕАЭС. Из пунктов 4 и 13 Положения о ЕЭК следует, что Комиссия, обеспечивая в пределах своих полномочий реализацию международных договоров, входящих в право Союза, принимает решения, имеющие нормативно-правовой характер, распоряжения организационно-распорядительного характера и рекомендации, которые не носят обязательной силы.

На основании взаимосвязанного уяснения статьи 3, пунктов 1, 2 и 3 статьи 8, пункта 3 статьи 18 Договора, а также пунктов 3 и 4 Положения о ЕЭК Коллегия Суда приходит к выводу, что реализация Комиссией полномочий ограничена Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС.

5.1.2. Пункт 2 Статута определяет в качестве цели деятельности Суда обеспечение единообразного применения права Союза государствами-членами и органами ЕАЭС, в том числе посредством разрешения споров, к числу которых на основании подпункта 2 пункта 39 Статута относится обжалование решения Комиссии по иску хозяйствующего субъекта.

Как следует из пунктов 100 и 108 Статута Суда, являющегося приложением N 2 к Договору (далее - Статут), результатом разрешения спора, отнесенного к полномочиям Суда подпунктом 2 пункта 39 Статута, является принятие решения, обязательного для исполнения Комиссией, о признании оспариваемого решения ЕЭК соответствующим Договору и международным договорам в рамках Союза или не соответствующим им. Следовательно, проверка соответствия решения Комиссии праву Союза относится к компетенции Суда, а ее результаты, в силу статьи 83 Регламента, с момента вступления решения Суда в законную силу носят окончательный характер.

Статьей 6 Договора определен перечень источников, составляющих право ЕАЭС, и их иерархия. Задачей Суда при проверке соответствия решения Комиссии Договору и международным договорам в рамках Союза является обеспечение его непротиворечия актам, которые в силу пункта 3 статьи 6 Договора имеют приоритет.

5.1.3. Пункт 1 статьи 42, пункт 1 статьи 45 Договора, подпункт 1 пункта 3 Положения о ЕЭК и подпункт 3 пункта 5 статьи 19 Таможенного кодекса наделяют Комиссию полномочиями в сфере таможенно-тарифного регулирования, к числу которых относится ведение Товарной номенклатуры.

Статьей 25 Договора и пунктом 2 статьи 19 Таможенного кодекса установлено, что Товарная номенклатура основывается на Гармонизированной системе и Товарной номенклатуре СНГ.

Понятие "ведение Товарной номенклатуры", содержащееся в статье 45 Договора и пункте 5 статьи 19 Таможенного кодекса, предусматривает выполнение Комиссией следующих функций:

- мониторинг изменений международной основы Товарной номенклатуры и пояснений по ее толкованию;

- приведение Товарной номенклатуры и пояснений к ней в соответствие с ее международной основой;

- внесение по предложениям государств-членов изменений в Товарную номенклатуру и пояснения к ней.

Из толкования пункта 1 статьи 42 и пункта 1 статьи 45 Договора, а также пункта 5 статьи 19 Таможенного кодекса следует, что полномочия ЕЭК по ведению Товарной номенклатуры ограничены обеспечением ее соответствия Гармонизированной системе. Данный вывод соответствует позиции Суда об обязательности для Союза норм универсальных международных договоров, при условии, что (1) все государства - члены Союза являются участниками международного договора; (2) сфера действия международного договора относится к области единой политики в рамках Союза, который изложен в решении Апелляционной палаты от 21 июня 2016 года по делу ЗАО "Дженерал Фрейт" (абзац 11 пункта 5.1.1 решения) и в решении Апелляционной палаты от 31 октября 2019 года по делу ООО "Шиптрейд" (абзац 8 пункта 5.1 решения).

Решением Коллегии Суда по делу АО "СУЭК-КУЗБАСС" с учетом изменений, внесенных в него решением Апелляционной палаты от 17 июля 2021 года, решение Коллегии N 113 и решение Совета N 101 в части выделения из бескодовой товарной субпозиции Товарной номенклатуры 8430 3* товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные" признано не соответствующим статье 25 Договора и статье 19 Таможенного кодекса.

В силу пункта 3 статьи 18 Договора, а также пунктов 3, 4 и 14 Положения о ЕЭК полномочия Комиссии исчерпывающе определены Договором и международными договорами в рамках ЕАЭС, и только при их соблюдении решение ЕЭК соответствует праву Союза. Вынесение решения Совета N 80 в части классификационного кода 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС, аналогичного тому, который признан Судом противоречащим статье 25 Договора и статье 19 Таможенного кодекса при рассмотрении дела АО "СУЭК-КУЗБАСС" при тех же фактических обстоятельствах, означает, что оспариваемое решение не соответствует праву Союза. Данный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в решении Апелляционной палаты от 18 октября 2021 года по делу ЗАО "Дельрус" и ТОО "Дельрус РК", согласно которой признание Судом решения Комиссии не соответствующим праву Союза исключает замену этого решения на новое аналогичного содержания (абзац 4 пункта 5.1).

5.2. Учитывая взаимосвязь доводов ООО "Польские машины" о неправомерности включения "машин очистных узкозахватных" в подсубпозицию 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС и о сужении содержания бескодовой товарной субпозиции "врубовые машины для добычи угля и горных пород" и подчиненных ей товарных субпозиций 8430 31 и 8430 39 Товарной номенклатуры по сравнению с положениями Гармонизированной системы, Коллегия Суда рассматривает их совместно.

5.2.1. Коллегия Суда признает обоснованным довод истца, согласно которому сужение охвата товарных субпозиций ТН ВЭД ЕАЭС по сравнению с аналогичными субпозициями Гармонизированной системы не соответствует праву Союза.

Пункт 1 статьи 3 Конвенции о Гармонизированной системе возлагает на каждую Договаривающуюся Сторону обязательства: (1) обеспечить соответствие ее таможенно-тарифной номенклатуры Гармонизированной системе, включая использование всех ее товарных позиций и субпозиций, относящихся к ним цифровых кодов без каких-либо дополнений или изменений; (2) не изменять содержания разделов, групп, товарных позиций или субпозиций Гармонизированной системы; (3) применять Основные правила интерпретации Гармонизированной системы и соблюдать порядок кодирования. Пункт 3 указанной статьи предоставляет участникам Конвенции о Гармонизированной системе право создавать в своих таможенно-тарифных номенклатурах подразделы для более глубокой классификации товаров, чем в Гармонизированной системе, при условии, что любые такие подразделы будут дополнены и кодированы сверх шестизначного цифрового кода и в соответствии с содержанием товарных позиций, субпозиций, Основными правилами интерпретации Гармонизированной системы, а также с соблюдением порядка кодирования, принятого Гармонизированной системой.

Уяснение статьи 3 Конвенции о Гармонизированной системе во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 25, пунктом 1 статьи 42 и пунктом 1 статьи 45 Договора, а также статьей 19 Таможенного кодекса свидетельствует, что дискреция Комиссии по ведению Товарной номенклатуры с учетом приоритета Конвенции о Гармонизированной системе как ее международной основы ограничена запретом изменения объема и содержания товарных позиций, установленных Гармонизированной системой.

5.2.2. Как следует из текстов Гармонизированной системы и Товарной номенклатуры, классификация товаров осуществляется в соответствии с Основными правилами интерпретации, которыми установлено, что названия разделов, групп и подгрупп приводятся только для удобства использования Гармонизированной системы и Товарной номенклатуры. Для юридических целей классификация товаров в Гармонизированной системе и Товарной номенклатуре осуществляется исходя из текстов товарных позиций и соответствующих примечаний к разделам или группам и, если такими текстами не предусмотрено иное, в соответствии с положениями Основных правил интерпретации 2 - 6.

Классификация на уровне субпозиций производится на основании Основного правила интерпретации 6, согласно которому для юридических целей отнесение товаров к субпозициям должно осуществляться в соответствии с наименованиями субпозиций и примечаниями, имеющими отношение к субпозициям, а также mutatis mutandis, положениями вышеупомянутых Основных правил интерпретации при условии, что лишь субпозиции на одном уровне являются сравнимыми.

Согласно правовой позиции Суда, сформулированной в решениях Коллегии Суда от 4 апреля 2016 года по делу ЗАО "Дженерал Фрейт", решениях Коллегии Суда и Апелляционной палаты от 7 апреля и 2 июня 2016 года по делу ООО "Севлад", а также в решениях Коллегии Суда от 18 июня 2019 года по делу ООО "Шиптрейд", от 14 апреля 2021 года по делу АО "СУЭК-Кузбасс" и от 19 мая 2021 года по делу ОДО "ДОМИНАНТАФАРМ", для целей классификации правовое значение имеют объективные характеристики и свойства, функциональное назначение товара, описанное в наименовании товарных позиций, и примечания к разделам и группам, уточняющие понятия и определения, содержащиеся в ТН ВЭД ЕАЭС.

Классификационный код 8430 50 и относящиеся к бескодовой товарной позиции "врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие" товарные подсубпозиции 8430 31 000 0 и 8430 39 000 0 Товарной номенклатуры включаются в товарную позицию 8430 "Машины и механизмы прочие для перемещения, планировки, профилирования, разработки, трамбования, уплотнения, выемки или бурения грунта, полезных ископаемых или руд; оборудование для забивки и извлечения свай; снегоочистители плужные и роторные:" группы 84 "Реакторы ядерные, котлы, оборудование и механические устройства; их части".

Оспариваемая истцом товарная подсубпозиция 8430 50 000 2 Товарной номенклатуры отнесена к коду 8430 50 000 "машины и механизмы самоходные прочие" и к бескодовой товарной подсубпозиции "специально разработанные для подземных работ" ТН ВЭД ЕАЭС.

Взаимосвязанное уяснение наименований товарной позиции 8430 и бескодовой товарной позиции Товарной номенклатуры "врубовые машины для добычи угля или горных пород и машины туннелепроходческие" означает, что классификационным критерием для отнесения товаров к данным позициям являются их объективные характеристики и основное функциональное назначение - "добыча угля или горных пород".

Согласно примечанию 5 к разделу XVI ТН ВЭД ЕАЭС термин "машина" означает любую машину, оборудование, механизм, агрегат, установку, аппарат или устройство, входящее в товарную позицию группы 84 Товарной номенклатуры.

В соответствии с Пояснениями к ТН ВЭД ЕАЭС в товарную позицию 8430 Товарной номенклатуры включаются машины, предназначенные для воздействия на твердый поверхностный слой земной коры (например, для резания и разрушения горных пород, грунта, угля; выемки грунта, бурения). Многие машины в дополнение к функциям, описанным в товарной позиции 8429 или 8430 Товарной номенклатуры (землеройные, выравнивание, и т.д.), могут также выполнять функции, поименованные в товарных позициях 8425, 8426, 8427 или 8428 ТН ВЭД ЕАЭС (подъем, погрузка и т.д.). Данные машины классифицируются в соответствии с примечанием 3 к разделу XVI или Правилом 3(в) Основных правил интерпретации. Примерами подобных машин являются комбинированные угольные врубовые и погрузочные машины, комбинированные траншеекопатели-трубоукладчики и т.д.

Исходя из содержания текстов позиции 8430, бескодовой субпозиции "врубовая машина для добычи угля и горных пород" ТН ВЭД ЕАЭС, части III тома 4 Пояснений к товарной позиции 8430 Товарной номенклатуры Коллегия суда считает, что упомянутая бескодовая товарная субпозиция включает любые машины, предназначенные для добычи угля или горных пород, осуществляемой путем их резания или разрушения.

Согласно части (III) "Машины и оборудование для выемки, резания или бурения грунта" тома 4 Пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС данные машины применяются главным образом для работы в шахтах, бурения скважин, проходки туннелей, для открытых способов разработки, бурения мягких пород и т.п.

Частью (III)(А) тома 4 Пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС предусмотрено, что врубовые машины предназначены для резания или разрушения угля, руды и т.п. Они имеют штыковой или дисковый рабочий орган, снабженный режущими зубьями (резцами); чаще на них установлена бесконечная режущая цепь, движущаяся вокруг металлической направляющей рамы, которую можно отрегулировать по высоте и углу наклона (универсальные машины). Подобные машины могут быть смонтированы на самоходном колесном или гусеничном шасси, а некоторые из них (комбайны) могут иметь большие габариты, содержать несколько режущих цепей и встроенный конвейер для погрузки добытого материала на забойный конвейер, в шахтные вагонетки и т.п.

В соответствии с пояснением к субпозициям 8430 31 и 8430 39 Товарной номенклатуры в указанные субпозиции включаются машины, описанные в пунктах (III) (А), (Б) и (Ж) пояснений к товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС. Согласно данной норме в субпозиции 8430 31 и 8430 39 Товарной номенклатуры включаются не только врубовые машины, имеющие "штыковой или дисковый рабочий орган, снабженный режущими зубьями (резцами); чаще бесконечную режущую цепь, движущуюся вокруг металлической направляющей рамы" (пункт (А)), но и проходческие щиты, которые "имеют гладкие наружные поверхности и оснащены острыми режущими передними элементами, которые внедряются в грунт под действием гидроцилиндров" (пункт (Б)), а также струги и тому подобные машины, которые "оснащены режущими ножами, лемехами, зубьями, плоскими резцами, клиньями и т.п., которые вдоль передней части установки срезают тонким слоем уголь, глину и т.п. и грузят непосредственно на забойный конвейер и т.п." (пункт (Ж)).

Следовательно, к субпозиции 8430 3* ТН ВЭД ЕАЭС относятся не только собственно врубовые машины с цепным устройством рабочего органа, но и иные машины, предназначенные "для добычи угля или горных пород", имеющие рабочие органы различных видов. Коллегия Суда учитывает, что Пояснения к ТН ВЭД ЕАЭС включают в субпозиции 8430 31 и 8430 39 ТН ВЭД ЕАЭС машины для выемки, резания или разрушения угля исходя из их объективных характеристик и функций.

Систематическое толкование текста товарной позиции 8430 ТН ВЭД ЕАЭС и относящихся к ней классификационных кодов совместно с частью III тома 4 Пояснений к указанной товарной позиции дает Коллегии Суда основание заключить, что исходя из их основного назначения машины очистные узкозахватные соответствуют описанию товара, подлежащего классификации в товарных субпозициях 8430 31 или 8430 39 ТН ВЭД ЕАЭС, в связи с чем они не могут относиться к подсубпозиции 8430 50 000 2 Товарной номенклатуры.

Аналогичный вывод содержится в решениях Суда по делу АО "СУЭК-КУЗБАСС".

5.2.3. Из решения Коллегии Суда по делу АО "СУЭК-КУЗБАСС" следует, что под изменением содержания и объема товарной позиции и субпозиции ТН ВЭД ЕАЭС, а также Гармонизированной системы при ее детализации в Товарной номенклатуре на уровне подсубпозиции понимается такая классификация, в результате которой товары, подлежащие отнесению к установленным позициям и субпозициям включаются в иные товарные позиции, субпозиции, подсубпозиции ТН ВЭД ЕАЭС.

С учетом изложенного Коллегия Суда полагает, что выделение товара "очистные узкозахватные машины" в самостоятельную "корзиночную" подсубпозицию 8430 50 000 2 ТН ВЭД ЕАЭС приводит к исключению указанного товара из бескодовой товарной субпозиции Товарной номенклатуры "врубовые машины для добычи угля и горных пород" и субпозиций 8430 31 и 8430 39, а, следовательно, к изменению их содержания. Изложенное свидетельствует о нарушении Комиссией описания товаров, примечаний и пояснений к товарной группе в решении Совета N 80, соблюдения принципа последовательности при формулировании и определении места оспариваемой подсубпозиции в ТН ВЭД ЕАЭС.

При таких обстоятельствах Коллегия Суда признает обоснованными доводы истца о нарушении Комиссией при принятии решения Совета N 80 содержания товарных позиций 8430 3* и 8430 5* Товарной номенклатуры, а также принципов однозначного отнесения товара к определенной позиции ТН ВЭД ЕАЭС и последовательности при формулировании и определении места оспариваемой подсубпозиции в Товарной номенклатуре.

Коллегия Суда отклоняет как противоречащий обстоятельствам дела довод Комиссии, согласно которому из решений 60-й сессии Подкомитета по пересмотру Гармонизированной системы от 6 апреля 2022 года, а также 69-й и 70-й сессий Комитета по Гармонизированной системе от 26 января и 7 сентября 2022 года следует, что очистные комбайны не включаются в товарную субпозицию 8430.3 Гармонизированной системы. Коллегия Суда, оценивая данный довод ЕЭК, учитывает, что согласно материалам 69-й сессии Комитета по Гармонизированной системе от 26 января 2022 года пояснения к товарной позиции 8430 Гармонизированной системы содержат открытый перечень машин, что позволяет включить в их число "машины очистные узкозахватные".

5.3. Исходя из оценки изложенных обстоятельств в их совокупности и взаимной связи, Коллегия Суда считает, что решение Совета N 80 в части включения в Товарную номенклатуру подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные" не соответствует статьям 8, 25, 42 и 45 Договора, статье 19 Таможенного кодекса, и в этой связи нарушает права и законные интересы ООО "Польские машины".

5.4. Согласно пункту 112 Статута при наличии обоснованного ходатайства стороны спора действие решения Комиссии или его отдельных положений, признанных Судом не соответствующими Договору и (или) международным договорам в рамках Союза, может приостанавливаться по решению Суда с даты его вступления в силу.

На основании пояснений сторон и анализа материалов дела Коллегия Суда находит обоснованным ходатайство истца о приостановлении действия решения Совета N 80 в оспариваемой части, поступившее в Суд 14 ноября 2022 года, и считает необходимым приостановить действие указанного решения в части включения в ТН ВЭД ЕАЭС товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные" с даты вступления в силу настоящего решения.

6. В соответствии с пунктом 64 Статута возврат пошлины, уплаченной хозяйствующим субъектом при обращении в Суд, осуществляется в случае удовлетворения его требований. Следовательно, пошлина, уплаченная ООО "Польские машины" подлежит возврату истцу.

На основании изложенного и руководствуясь пунктами 108 и 112 Статута, статьями 77, 78, 80 и 82 Регламента, Коллегия Суда

решила:

Признать решение Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии" в части включения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные" не соответствующим Договору о Евразийском экономическом союзе и Таможенному кодексу Евразийского экономического союза, нарушающим права и законные интересы общества с ограниченной ответственностью "Польские машины" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Приостановить действие решения Совета Евразийской экономической комиссии от 14 сентября 2021 года N 80 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза, а также об изменении и признании утратившими силу некоторых решений Совета Евразийской экономической комиссии" в части включения в единую Товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза товарной подсубпозиции 8430 50 000 2 "машины очистные узкозахватные" с даты вступления в силу настоящего решения Суда.

Уплаченную обществом с ограниченной ответственностью "Польские машины" пошлину возвратить.

Настоящее решение может быть обжаловано в Апелляционную палату Суда Евразийского экономического союза в течение пятнадцати календарных дней с даты его вынесения.

Решение направить сторонам.

Председательствующий

К.Л.ЧАЙКА

Судьи

В.Х.СЕЙТИМОВА

Г.А.СКРИПКИНА

А.Э.ТУМАНЯН

А.А.ФЕДОРЦОВ