Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНСТРУМЕНТОВ И ДОСТИЖЕНИЕ ОПЕРАЦИОННОЙ ЦЕЛИ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ

В 2022 году однодневные ставки денежного рынка находились преимущественно в нижней половине процентного коридора Банка России. За январь - первую половину октября 2022 года среднее отклонение ставки RUONIA от ключевой ставки Банка России (спред) составило -19 б.п., увеличившись в абсолютном выражении на 4 б.п. по сравнению с прошлым годом (среднее за 2021 год: -15 б.п.). При этом волатильность спреда за январь - первую половину октября 2022 года возросла до 37 б.п. (за 2021 год: 21 б.п.).

Ожидания банков относительно динамики ключевой ставки, как и в 2021 году, оказывали влияние на рыночную ставку RUONIA. С января по сентябрь 2022 года ключевая ставка изменялась в диапазоне от 7,5 до 20% годовых. Первое повышение на 1 п.п., до 9,5% годовых, было прогнозируемо рынком и в начале февральского периода усреднения обязательных резервов отразилось в росте рыночных ставок за несколько дней до принятия соответствующего решения. В апреле - сентябре участники рынка, наоборот, ожидали снижения ключевой ставки, из-за чего отрицательный спред в отдельные дни возрастал. В случае внеочередных заседаний Совета директоров Банка России по ключевой ставке подобные эффекты либо совсем отсутствовали, либо были значительно менее выражены.

В конце февраля - начале марта 2022 года в связи с резким переходом от профицита ликвидности к ее дефициту <2> волатильность RUONIA заметно возросла. В конце февраля после поступления налоговых платежей Федеральное казначейство не увеличило, как обычно, а, напротив, снизило объем размещения средств в банках, сформировав дополнительные остатки бюджетных средств на Едином казначейском счете в Банке России, которыми при необходимости можно было бы оперативно воспользоваться. Кроме того, для стабилизации ситуации на финансовом рынке Банк России в конце февраля несколько дней проводил интервенции на валютном рынке, что также привело к дополнительному оттоку ликвидности. Объем наличных денег вне Банка России в этот период значительно возрос. Во-первых, из-за повышенной экономической неопределенности население традиционно предъявляет высокий спрос на наличные деньги. Во-вторых, в ответ на рост спроса на наличные деньги со стороны клиентов кредитные организации увеличили собственные запасы наличных денег, чтобы полностью удовлетворить все запросы на снятие средств. Таким образом, около половины оттока наличных денег составил рост остатков в кассах и банкоматах банков. Возросшие опасения клиентов вынудили банки предъявлять повышенный спрос на ликвидность для проведения расчетов. Многие банки сформировали значительный запас средств на своих корреспондентских счетах. Обороты по операциям банков возросли и стали гораздо менее предсказуемыми.

--------------------------------

<2> В среднем по периодам усреднения обязательных резервов в январе - октябре позиция по ликвидности изменялась от дефицита в размере 1,9 трлн рублей до профицита в 2,8 трлн рублей. Рассматриваются периоды усреднения обязательных резервов с 12 января по 11 октября 2022 года. Среднее значение позиции по ликвидности за период усреднения обязательных резервов позволяет более объективно, чем при рассмотрении значения на фиксированную дату, оценить влияние долгосрочных факторов (в частности, бюджетных операций, динамики наличных денег в обращении) на ликвидность банковского сектора и снизить эффект от временных стратегий отдельных кредитных организаций по управлению остатками средств на корреспондентских счетах.

СТАВКИ ДЕНЕЖНОГО РЫНКА

(% годовых)

Рис. 4.1

00000020.jpg

Источник: Банк России.

ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИКВИДНОСТИ БАНКОВСКОГО СЕКТОРА

(накопленным итогом, трлн руб.)

Рис. 4.2

00000021.jpg

--------------------------------

<*> Без учета купонных выплат.

<**> Без учета операций по депозитам, репо и своп Федерального казначейства и операций Минфина России с ОФЗ, включая операции Минфина России по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке в рамках реализации бюджетного правила и прочие операции.

Источник: расчеты Банка России.

Все эти факторы привели к росту стоимости заимствований на денежном рынке и снижению объемов сделок в его необеспеченном сегменте. В частности, в начале марта отдельные участники заключали сделки в сегменте МБК овернайт по ставке, превышающей верхнюю границу процентного коридора Банка России.

Чтобы поддержать устойчивость кредитных организаций, а также успокоить банки, которые практически перестали предоставлять средства друг другу, Банк России принял ряд оперативных мер. Так, с начала марта основные недельные аукционы стали проводиться в форме репо вместо депозитов. С 28 февраля по 1 марта аукционы репо (недельный и "тонкой настройки") проводились без объявления лимита, то есть средства предоставлялись всем участникам в запрашиваемых ими объемах под соответствующее рыночное обеспечение.

На фоне значительного оттока средств из банков, непредсказуемого поведения клиентов, сложной ситуации на финансовых рынках и снижения доверия кредитных организаций друг к другу у банков сократились возможности прогноза собственной позиции по ликвидности. В результате увеличился их спрос не только на рефинансирование, но и на операции абсорбирования ликвидности. Поэтому Банк России ежедневно проводил и аукционы репо "тонкой настройки", и депозитные аукционы "тонкой настройки". Лимит по этим операциям был установлен на уровне 3 трлн рублей, что превышало потребность банков как в привлечении, так и в размещении средств, однако формировало сигнал о том, что недостатка ликвидности у кредитных организаций не будет. Частично заменив своими операциями денежный рынок, Банк России тем самым стабилизировал ситуацию.

Помимо операций репо, где залогом являются ценные бумаги, банки привлекали кредиты, обеспеченные нерыночными активами. Задолженность по этим операциям в начале марта достигла максимума в 5,0 трлн рублей. Для снижения операционной нагрузки на сотрудников кредитных организаций Банк России с 1 марта снизил ставки по кредитам под нерыночные активы на сроки от 2 до 90 дней до уровня ставок по однодневным операциям. С 25 марта были введены ломбардные кредиты на сроки от 2 до 90 дней по плавающей ставке, также приравненной к ставкам по однодневным операциям.

СТРУКТУРА ОПЕРАЦИЙ БАНКА РОССИИ <*>

(трлн руб.)

Рис. 4.3

00000022.jpg

--------------------------------

<*> Требования Банка России к кредитным организациям по инструментам рефинансирования/обязательства Банка России перед кредитными организациями по инструментам абсорбирования избыточной ликвидности на начало операционного дня.

<**> Операции "валютный своп" по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.

<***> Специализированные инструменты рефинансирования Банка России, кредиты, предоставленные Банком России в рамках безотзывных кредитных линий, операции "валютный своп" по продаже Банком России долларов США и евро за рубли.

Источник: Банк России.

Из-за резкого роста потребности банков в ликвидности в конце февраля Банк России расширил Ломбардный список и смягчил требования к нерыночным активам, принимаемым в обеспечение по кредитам, увеличил индивидуальные лимиты банков по кредитам и операциям репо, чтобы банки могли при необходимости привлечь больший объем ликвидности <3>. Также было принято решение временно зафиксировать стоимость ценных бумаг для целей привлечения ликвидности у Банка России. Эти меры увеличили объем доступного кредитным организациям обеспечения в условиях высокой рыночной волатильности.

--------------------------------

<3> С 24 февраля 2022 года Банк России возобновил включение в Ломбардный список долговых ценных бумаг широкого круга эмитентов (облигаций субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, облигаций с ипотечным покрытием, корпоративных облигаций и еврооблигаций). С 25 февраля 2022 года для облигаций юридических лиц - резидентов Российской Федерации, облигаций субъектов Российской Федерации и облигаций муниципальных образований, включаемых в Ломбардный список, минимальный уровень кредитного рейтинга выпуска (эмитента) установлен на уровне "A-(RU)"/"ruA-" по классификации кредитных рейтинговых агентств АКРА (АО)/АО "Эксперт РА". Для долговых эмиссионных ценных бумаг, выпущенных юридическими лицами - нерезидентами Российской Федерации, включаемых в Ломбардный список, минимальный уровень кредитного рейтинга выпуска установлен на уровне "BB-"/"Ba3" по классификации рейтинговых агентств S&P Global Ratings, Fitch Ratings/Moody's Investors Service. С 28 февраля 2022 года для организаций, входящих в Перечень, а также субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, входящих в Список субъектов, минимальный кредитный рейтинг установлен на уровне "A-(RU)"/"ruA" по классификации кредитных рейтинговых агентств АКРА (АО)/АО "Эксперт РА". С 27 февраля 2022 года расширен список основных видов деятельности юридических лиц, являющихся обязанными лицами или заемщиками по кредитным договорам, права требования по которым принимаются в обеспечение по кредитам Банка России.

Перечень - перечень юридических лиц, обязанных по кредитным договорам, права требования по которым включаются в пул обеспечения кредитов без проверки Банком России показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности и иной информации об указанных лицах. Список субъектов - список субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, которые могут являться лицами, обязанными по кредитным договорам, права требования по которым могут быть включены в пул обеспечения кредитов Банка России.

Дополнительной мерой поддержки банков стали изменения обязательных резервов. Для максимально оперативного предоставления ликвидности Банк России отменил штраф за невыполнение усреднения обязательных резервов по итогам февральского периода усреднения. Штраф не применялся в случае, если размер этого невыполнения не превышал 20% от величины, которую банки должны были поддерживать на корреспондентских счетах в этот период. Такая мера была эквивалентна оперативному снижению усредняемой части обязательных резервов на 20%. Это дало возможность банкам снизить корреспондентские счета и тем самым быстро высвободить значительный объем средств. В мартовском периоде усреднения Банк России снизил до 2% нормативы обязательных резервов по всем видам резервируемых обязательств и повысил до 0,9 коэффициент усреднения для банков с универсальной лицензией и банков с базовой лицензией, что также высвободило дополнительные средства как со счетов по учету обязательных резервов, так и с корреспондентских счетов банков.

В марте 2022 года приток ликвидности в банки возобновился. Федеральное казначейство и бюджеты субъектов Российской Федерации начали наращивать объем размещения средств на депозиты в банках. Объем этих операций за март - июнь не только превысил отток по ним в феврале, но и компенсировал превышение доходов бюджета над расходами за этот период. После того как спрос на наличные деньги стабилизировался, банки вернули невостребованные средства из касс и банкоматов на свои корреспондентские счета в Банке России. Также часть наличных денег впоследствии была возвращена населением в банки на фоне роста депозитных ставок. К середине мая динамика наличных денег приблизилась к сезонной траектории. В апреле банковский сектор вернулся к структурному профициту ликвидности.

В результате принятых Банком России мер и снижения потребности банков в ликвидности ситуация на денежном рынке со второй половины марта 2022 года начала стабилизироваться: ставка RUONIA стала формироваться вблизи ключевой ставки с небольшим отрицательным спредом. Активность денежного рынка также начала восстанавливаться: обороты в сегменте МБК овернайт приблизились к своему среднегодовому значению. Однако количество участников на рынке сократилось по сравнению с началом года, а наибольшая доля заимствований приходилась на несколько крупных банков. Кроме того, банки сохраняли высокий спрос на более надежные и краткосрочные инструменты для размещения избыточных средств: обеспеченные рыночные сделки репо овернайт и депозиты Банка России постоянного действия. Ожидается, что в дальнейшем банки перераспределят свои избыточные средства с депозитов в Банке России на депозиты в сегменте МБК овернайт.

Спрос на обеспеченные кредиты Банка России постоянного действия на фоне притока ликвидности снизился. Банки привлекали дополнительные средства лишь в отдельные дни, что, как правило, было связано с разовыми факторами, в том числе со стратегиями банков по выполнению усреднения обязательных резервов на фоне ожиданий снижения ключевой ставки.

По мере нормализации ситуации с ликвидностью и возврата к структурному профициту Банк России начал сворачивать ранее принятые меры: лимиты операций "тонкой настройки" были снижены, а затем последовательно прекращено их ежедневное проведение. Также Банк России вернулся к определению стоимости обеспечения на основании рыночных цен и ужесточил требования к ряду активов, принимаемых в обеспечение.

Начиная с майского периода усреднения обязательных резервов, было возобновлено проведение недельных депозитных аукционов вместо аукционов репо. Это позволило абсорбировать избыточную ликвидность банков и поддержать ставку RUONIA вблизи ключевой ставки. В дальнейшем по мере увеличения структурного профицита устойчивая часть избытка ликвидности при необходимости будет абсорбироваться также через выпуск купонных облигаций, а объем эмиссии каждого выпуска, как и ранее, будет устанавливаться на основании прогноза ликвидности.

Начиная с регулирования размера обязательных резервов за май 2022 года, Банк России повысил нормативы обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств в иностранной валюте <4>. Эта мера была направлена в том числе на сохранение тенденции на девалютизацию балансов кредитных организаций. Кроме того, после снижения нормативов в марте 2022 года соблюдение обязательных резервных требований не являлось для ряда банков основным стимулом поддержания средств на корреспондентских счетах. Чтобы иметь возможность проводить клиентские платежи, особенно в вечернее время, банки были вынуждены формировать избыточный запас средств на корреспондентских счетах. Это приводило к дополнительной волатильности спроса кредитных организаций на ликвидность. В результате снижалось предложение банков на недельных аукционах Банка России, но сохранялся спрос на краткосрочные инструменты размещения ликвидности, в том числе, как было отмечено выше, на депозиты постоянного действия. Очередное повышение нормативов обязательных резервов в июле <5> способствует формированию более устойчивого спроса кредитных организаций на ликвидность.

--------------------------------

<4> Пресс-релиз Банка России от 29 апреля 2022 года (http://www.cbr.ru/press/pr/?file=29042022_181714DKP29042022_161859.htm). Банк России повысил до 4% нормативы обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств в иностранной валюте для банков с базовой лицензией и банков с универсальной лицензией.

<5> Пресс-релиз Банка России от 25 июля 2022 года (http://www.cbr.ru/press/pr/?file=25072022_195944dkp22072022_170353.htm). Банк России повысил нормативы обязательных резервов:

- на 1 п.п., до 3%, по всем категориям резервируемых обязательств в валюте Российской Федерации для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций;

- на 1 п.п. для банков с универсальной лицензией и банков с базовой лицензией и на 3 п.п. для небанковских кредитных организаций, до 5%, по всем категориям резервируемых обязательств в иностранной валюте.

Новые нормативы применяются начиная с регулирования размера обязательных резервов за август 2022 года. Нормативы обязательных резервов по всем категориям резервируемых обязательств в валюте Российской Федерации для банков с базовой лицензией остаются без изменения.

Банк России продолжил проведение аукционов репо на срок 1 месяц по фиксированной ставке и на срок 1 год по плавающей ставке, чтобы и далее обеспечить возможность для отдельных кредитных организаций компенсировать локальные дисбалансы в распределении ликвидности.

Как показал опыт 2022 года, система инструментов денежно-кредитной политики Банка России даже в условиях крайне высокой волатильности денежных потоков смогла в полном объеме удовлетворить потребность банков в ликвидности и компенсировать воздействие внешних факторов. Несмотря на экстраординарность шоков, с которыми столкнулся банковский сектор, действующая операционная процедура показала свою эффективность, гибкость и позволила в короткие сроки стабилизировать ситуацию. Немаловажным фактором в реализации этой цели стала достигнутая в преддверии кризиса устойчивость банковской системы. Банки обладали достаточным объемом качественных активов, под которые они смогли привлечь необходимый объем средств от Банка России. Меры поддержки, принятые Банком России, обеспечили непрерывность работы банков и способствовали восстановлению в короткие сроки оборотов в краткосрочном сегменте МБК денежного рынка в среднем до уровня начала 2022 года.

Помимо поддержки банков, Банк России принимал и ряд других мер для оказания помощи наиболее уязвимым сегментам экономики. Так, для субъектов МСП Банк России во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разработал антикризисные программы льготного кредитования. Общий лимит фондирования банков по этим программам составил 0,7 трлн рублей. Они дают возможность бизнесу получить оборотные кредиты сроком до 1 года, а также инвестиционные кредиты на срок до 3 лет по более низким ставкам. Программа оборотного кредитования позволила малым предприятиям получить льготные кредиты (или рефинансировать ранее полученные) по ставке не выше 15% годовых, а средним предприятиям - не выше 13,5%. По инвестиционным кредитам ставка конечному заемщику также не превышала 15% для малого и 13,5% для среднего бизнеса. К началу октября задолженность банков по данным инструментам составила 0,1 трлн рублей.

Банк России продолжает работу по совершенствованию инструментов денежно-кредитной политики. В ближайшие годы планируется реализовать более четкое разделение операций по предоставлению ликвидности по их функциям. В частности, Банк России планирует разделить операции постоянного действия на операции в рамках управления ставками денежного рынка и дополнительные операции для случаев, когда Банк России выполняет функции кредитора последней инстанции. При этом Банк России стремится создать систему инструментов, которая дестимулирует кредитные организации избыточно полагаться на операции постоянного действия Банка России в стабильных условиях и даст им возможность оперативно привлекать необходимую ликвидность в стрессовой ситуации при ее оттоке.

По мере развития системы быстрых платежей и иных платежных инноваций, введения цифрового рубля платежная система Банка России также будет адаптироваться и развиваться. В частности, в ближайшие годы будут разрабатываться варианты нового регламента ее работы, которые призваны, с одной стороны, расширить возможности осуществлять расчеты для банков и их клиентов, а с другой - сохранить эффективность реализации денежно-кредитной политики. Кроме того, цифровой рубль уже в 2023 году станет фактором, который будет оказывать влияние на ликвидность банковского сектора наряду с наличными деньгами. Кредитные организации начнут обменивать средства с корреспондентских счетов на цифровые рубли. Однако с учетом того, что на первоначальном этапе цифровые рубли будут использоваться в небольших объемах, на горизонте трех лет эти операции не окажут значимого влияния на ликвидность банков.

Кроме того, Банк России продолжит совершенствовать механизм обязательного резервирования <6>. Также Банк России проводит оценку целесообразности установления дифференцированных нормативов обязательных резервов по обязательствам кредитных организаций в зависимости от вида иностранной валюты (валюты дружественных и недружественных стран). Реализация указанного подхода потребует внесения изменений в нормативные акты Банка России и доработки программных комплексов, используемых кредитными организациями и Банком России при расчете и регулировании размера обязательных резервов. С учетом этого, по предварительным оценкам, указанная возможность может быть реализована ориентировочно к 1 апреля 2023 года.

--------------------------------

<6> В мае 2022 года состоялся переход на новый порядок формирования кредитными организациями обязательных резервов, при котором размер обязательных резервов рассчитывается Банком России по каждой кредитной организации исходя из величины резервируемых обязательств, определяемых по данным отдельных форм отчетности на одну дату (для банков с базовой лицензией) и данным о среднемесячных остатках балансовых счетов за отчетный период (для банков с универсальной лицензией и небанковских кредитных организаций). Введена обязанность для всех кредитных организаций использовать механизм усреднения. При проведении Банком России ежемесячного регулирования обязательных резервов усредняемая часть обязательных резервов изменяется каждый месяц, а остаток средств на счете по учету обязательных резервов - один раз в год (в период регулирования с перерасчетом). Кроме того, предполагается уточнить перечень подлежащих резервированию балансовых счетов с учетом изменений бухгалтерского учета отдельных обязательств (субординированных инструментов), а также порядок расчета штрафа исходя из размера ключевой ставки, действующей в период нарушения. Также Банк России рассмотрит возможность представления кредитными организациями в качестве исходных данных для расчета размера обязательных резервов остатков балансовых счетов за каждый день отчетного периода.