Банком России утверждены Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2024 год и период 2025 и 2026 годов.

ПРОГНОЗ ЛИКВИДНОСТИ

Профицит ликвидности в конце 2021 года составил 1,7 трлн рублей, что выше прогноза Банка России в размере 0,6 - 1,0 трлн рублей, представленного в Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2022 год и период 2023 и 2024 годов. Основными факторами отклонения были больший, чем ожидалось, объем бюджетных расходов в декабре 2021 года и снижение уровня корреспондентских счетов банков.

При поддержании обязательных резервов в течение периода усреднения банки учитывают свои ожидания изменения ключевой ставки. В течение периода усреднения они могут в одни дни поддерживать относительно высокие остатки на корреспондентских счетах, сокращая объем вложений в депозиты Банка России, в другие дни - низкие. Так, банки прогнозировали повышение ключевой ставки на заседании Совета директоров Банка России 17 декабря 2021 года. Поэтому первую часть периода усреднения обязательных резервов они поддерживали относительно высокие остатки на корреспондентских счетах, а в конце года разместили избыточные средства на депозиты в Банке России.

Значительная концентрация бюджетных расходов, традиционная для конца года, в декабре 2021 года была заметно выше, чем обычно. Расходы превысили прогноз, в том числе за счет финансирования части обязательств прошлых лет. Как и ожидалось, Федеральное казначейство снизило уровень остатков бюджетных средств на Едином казначейском счете в Банке России. В результате в банках за 2021 год было дополнительно размещено 1,7 трлн рублей. Динамика наличных денег в 2021 году в целом сохранялась преимущественно вблизи траектории прошлых лет, которая наблюдалась до начала пандемии.

Прогноз структурного профицита ликвидности на конец 2022 года оценивается в диапазоне от 3,3 до 3,9 трлн рублей. Он учитывает предпосылку о приостановке Минфином России действия бюджетного правила и о финансировании части бюджетных расходов с использованием средств ФНБ. Эти операции, а также инвестирование средств ФНБ сформируют основной приток ликвидности в банки. Кроме того, ожидается, что для проведения части расходов могут быть использованы бюджетные средства, временно размещенные Федеральным казначейством или бюджетами субъектов Российской Федерации на депозитах в кредитных организациях. При этом такие операции нейтральны для ликвидности и не приводят к изменению профицита.

Рост объема наличных денег в обращении по итогам 2022 года, как ожидается, составит 1,4 - 1,6 трлн рублей. В конце сентября - первой половине октября спрос на наличные деньги заметно возрос. До конца года ожидается его постепенная нормализация. Однако в целом годовой отток наличных денег из банков прогнозируется выше обычной сезонной динамики.

Повышение нормативов обязательных резервов в сентябрьском периоде усреднения привело к росту спроса банков на ликвидность. При равномерном выполнении усреднения обязательных резервов банками объем их средств на корреспондентских счетах в Банке России в конце 2022 года составит 2,3 - 2,5 трлн рублей.

Банк России в дальнейшем планирует продолжить поэтапное повышение нормативов обязательных резервов. Данные решения будут приниматься с учетом ожидаемого увеличения структурного профицита, что позволит снизить волатильность спроса банков на ликвидность. Бюджетные операции будут формировать приток средств в банки, при этом фактором оттока ликвидности останется ежегодное увеличение объема наличных денег в обращении. Базовый прогноз Банка России предполагает траекторию роста объема наличных денег в соответствии с динамикой номинального ВВП. При этом постепенное расширение практики использования безналичных расчетов будет ограничивать увеличение данного показателя. В результате на трехлетнем горизонте величина профицита ликвидности будет относительно стабильной.

Динамика структурного профицита ликвидности в 2023 - 2025 годах может значительно изменяться в зависимости от объема бюджетных операций и влияния других факторов формирования ликвидности. При более активном использовании средств ФНБ для финансирования бюджетных расходов, как, например, в сценарии "Глобальный кризис", его величина при прочих равных будет выше. И наоборот, чем в меньшем объеме будет расходоваться ФНБ, тем ниже будет структурный профицит ликвидности банковского сектора на прогнозном горизонте (сценарий "Ускоренная адаптация").