См. Основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов, утв. Минфином России.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета

Ограничение уровня первичного структурного баланса в соответствии с "бюджетными правилами" предопределяет объем требуемых для финансирования исполнения федерального бюджета и квази-бюджетных операций "под чертой" источников на уровне порядка 2 трлн рублей в год (на чистой основе).

Основным источником финансирования дефицита федерального бюджета, как и ранее, будут выступать внутренние заимствования. При этом возможности российского рынка по абсорбированию первичного предложения долга несколько сократились вследствие выпадения спроса нерезидентов.

В целях минимизации рисков, связанных с обслуживанием и рефинансированием госдолга, долговая политика, как и ранее, будет нацелена на привлечение необходимого объема заемных ресурсов с приоритизацией предложения облигаций с постоянным доходом. Одновременно будет обеспечиваться комфортная дюрация долгового портфеля и минимизация стоимости заемных средств с учетом рыночной конъюнктуры, а также диверсификация предложения долговых инструментов по типам и срокам до погашения для максимального удовлетворения спроса различных категорий инвесторов, повышения ликвидности долгового рынка.

Таблица 4.1.4. Источники финансирования дефицита ФБ в 2019 - 2025 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022 <*>

2023

2024

2025

Источники финансирования дефицита

-1 974,3

4 102,5

-524,3

1 313,1

2 925,3

2 192,6

1 264,3

Связанные с использованием дополнительных НГД <**>

-2 956,8

257,1

-3 157,9

3 193,6

1 961,0

643,7

-488,5

использование ФНБ/увеличение остатков на спец. счете по учету доп. НГД

-2 956,8

257,1

-3 157,9

3 193,6

1 961,0

643,7

-488,5

Не связанные с использованием дополнительных НГД

982,5

3 845,4

2 633,6

-1 880,5

964,2

1 549,0

1 752,8

Источники внутреннего финансирования дефицита

693,2

4 146,2

2 673,1

-1 365,7

1 478,3

1 695,1

2 059,1

Государственные ценные бумаги

1 377,6

4 600,6

1 538,1

-953,6

1 747,4

1 937,6

2 000,5

Приватизация

11,5

12,6

5,3

7,4

1,5

1,5

1,5

Бюджетные кредиты

53,3

-214,2

-265,9

-641,0

-198,6

-180,7

110,2

Прочие

-749,2

-252,8

1 395,6

221,5

-72,0

-63,3

-53,1

Источники внешнего финансирования

289,3

-300,8

-39,4

-514,8

-514,0

-146,2

-306,3

Заемные источники

260,0

-206,8

165,3

-169,9

-149,5

51,8

-68,3

Государственные кредиты

29,4

-94,0

-204,7

-339,4

-356,5

-195,5

-235,6

Прочие

-0,1

0,0

0,0

-5,5

-8,0

-2,4

-2,4

--------------------------------

<*> Оценка.

Формирование параметров федерального бюджета в целом и источников финансирования дефицита в соответствии с "бюджетными правилами" позволит сохранить уровень долговой нагрузки на устойчивом уровне.

Таблица 4.1.5. Государственный долг РФ в 2019 - 2025 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022 <*>

2023

2024

2025

Объем государственного долга

13 567,4

18 940,4

20 921,9

23 407,4

25 368,6

27 679,0

29 939,5

%% ВВП

12,3

17,7

16,0

16,0

16,9

17,3

17,5

в т.ч. по госгарантиям

1 660,9

1 995,2

2 126,2

5 446,9

5 684,4

5 846,7

6 002,5

%% ВВП

1,5

1,9

1,6

3,7

3,8

3,7

3,5

Внутренний госдолг

10 171,9

14 751,4

16 486,4

18 890,3

20 697,0

22 804,3

24 994,0

%% к общему объему

75,0

77,9

78,8

80,7

81,6

82,4

83,5

в т.ч. по госгарантиям

840,5

695,2

726,6

3 538,1

3 618,2

3 696,3

3 772,4

Внешний госдолг

3 395,4

4 189,0

4 435,4

4 517,0

4 671,6

4 874,7

4 945,5

%% к общему объему

25,0

22,1

21,2

19,3

18,4

17,6

16,5

в т.ч. по госгарантиям

820,4

1 300,0

1 399,7

1 908,8

2 066,2

2 150,4

2 230,1

--------------------------------

<*> Оценка.

В течение переходного периода 2024 - 2025 гг. предусмотрена возможность использования средств ФНБ на цели финансирования дефицита федерального бюджета в размере до 2,9 и 1,3 трлн рублей соответственно.

В силу превышения прогнозируемых нефтегазовых доходов над базовыми в течение прогнозного периода будут формироваться дополнительные нефтегазовые доходы, подлежащие зачислению в ФНБ (их объем в 2023 г. - 0,9 трлн рублей, в 2024 г. - 0,7 трлн рублей, в 2025 г. - 0,5 трлн рублей).

Возврат к накоплению дополнительных нефтегазовых доходов позволит инвестировать часть средств ФНБ на финансирование самоокупаемых инфраструктурных проектов. На данные инвестиции до 2030 г. предусмотрен лимит в размере около 5,1 трлн рублей, из которых 3,5 трлн рублей планируется выделить до конца 2025 г. В результате на конец 2025 г. совокупный объем вложений средств ФНБ превысит 7 трлн рублей.

Таблица 4.1.6. Фонд национального благосостояния в 2019 - 2025 гг.

млрд рублей

Показатель

2019

2020

2021

2022 <*>

2023

2024

2025

ФНБ и доп. НГД

(конец года)

10 729,9

13 578,4

16 734,3

8 987,4

7 191,9

6 603,5

7 132,8

%% ВВП

9,8

12,7

12,8

6,2

4,8

4,1

4,2

счет в ЦБ <**>

9 094,6

8 690,6

11 601,5

5 329,2

3 532,5

2 957,2

3 515,4

(64,8) <***>

%% ВВП

8,3

8,1

8,9

3,6

2,4

1,9

2,1

(0,04) <***>

иные финансовые активы

1 635,3

4 887,8

5 132,8

3 658,3

3 659,4

3 646,3

3 617,4

(7 068,0) <***>

%% ВВП

1,5

4,6

3,9

2,5

2,4

2,3

2,1

(4,1) <***>

--------------------------------

<*> Оценка.

<**> В т.ч. резерв на новые самоокупаемые инфраструктурные проекты и антикризисные инвестиции.

<***> С учетом финансирования новых самоокупаемых инфраструктурных проектов в объеме 3,5 трлн руб.