Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Проведение проверок контролируемого лица

35. Основанием для начала административной процедуры являются:

1) ежегодный план проведения плановых проверок по вопросам экспортного контроля, утверждаемый директором ФСТЭК России в соответствии с Федеральным законом N 294-ФЗ и Правилами подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. N 489 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 28, ст. 3706; 2021, N 37, ст. 6540).

2) истечение срока исполнения контролируемым лицом ранее выданного ФСТЭК России предписания об устранении контролируемым лицом выявленных нарушений обязательных требований;

3) заявления физических лиц, юридических лиц, органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления о нарушении контролируемым лицом обязательных требований;

4) мотивированное представление должностного лица органа государственного контроля по результатам рассмотрения или предварительной проверки поступивших в орган государственного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и юридических лиц, информации от органов государственной власти, иных государственных органов, из средств массовой информации, а также полученных из иных источников, содержащих сведения, указывающие на признаки нарушений обязательных требований, в том числе условий и требований выданных ФСТЭК России лицензий или разрешений, предусмотренных статьями 19 и 20 Федерального закона N 183-ФЗ, если такие нарушения:

создают угрозу безопасности Российской Федерации либо угрозу нанесения ущерба ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;

причиняют вред безопасности Российской Федерации либо наносят ущерб ее политическим интересам вследствие несоблюдения международных обязательств в области нераспространения оружия массового поражения, средств его доставки, а также в области экспортного контроля;

5) приказ органа государственного контроля, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации или на основании требований прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

36. Административная процедура осуществляется путем проведения документарных (плановых и внеплановых) и выездных (плановых и внеплановых) проверок (далее - проверки).

37. Административная процедура включает следующие административные действия:

1) организация проверки контролируемого лица;

2) осуществление проверки контролируемого лица;

3) оформление результатов проверки контролируемого лица.

38. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 37 Административного регламента, является:

1) установление основания для проведения проверки;

2) издание приказа органа государственного контроля о проведении проверки;

3) уведомление проверяемого контролируемого лица о проведении проверки;

4) запрос материалов и информации, необходимых для проведения проверки.

39. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 1 пункта 37 Административного регламента, является уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля.

40. При наличии одного из оснований, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 5 пункта 35 Административного регламента, должностное лицо органа государственного контроля подготавливает проект приказа органа государственного контроля о проведении проверки по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

41. При отсутствии в поступивших в орган государственного контроля заявлениях (обращениях), указанных в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 35 Административного регламента, достоверной информации о лице, допустившем нарушение обязательных требований, достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченными должностными лицами органа государственного контроля может быть проведена предварительная проверка поступившей информации. В ходе проведения предварительной проверки поступившей информации принимаются меры по запросу дополнительных сведений и материалов у лиц, направивших заявления и обращения, представивших информацию, проводится рассмотрение документов объекта контроля, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля.

В рамках предварительной проверки у объекта контроля могут быть запрошены пояснения в отношении полученной информации, но представление таких пояснений и иных документов не является обязательным. При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о нарушении обязательных требований уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля подготавливает проект приказа органа государственного контроля о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 40 Административного регламента.

При выявлении по результатам предварительной проверки лиц, допустивших нарушение обязательных требований, получении достаточных данных о фактах, указанных в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 35 Административного регламента, уполномоченное должностное лицо органа государственного контроля подготавливает мотивированное представление о назначении внеплановой проверки контролируемого лица по основаниям, указанным в подпунктах 3 и (или) 4 пункта 35 Административного регламента, с последующей подготовкой приказа органа государственного контроля о проведении проверки в соответствии с пунктом 40 Административного регламента.

42. Проверяемое контролируемое лицо уведомляется должностными лицами органа государственного контроля не позднее чем за три рабочих дня до начала проведения плановой проверки, или не менее чем за двадцать четыре часа до начала проведения внеплановой проверки посредством направления копии приказа органа государственного контроля о начале проведения проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится в едином государственном реестре юридических лиц, либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом.

43. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 37 Административного регламента, является рассмотрение уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля:

1) материалов и документов о деятельности контролируемого лица, находящихся в распоряжении органа государственного контроля;

2) материалов и документов о деятельности контролируемого лица, полученных в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

3) материалов предыдущих проверок, предостережений и иных документов о результатах государственного контроля в отношении проверяемого контролируемого лица (при их наличии) на предмет соблюдения обязательных требований;

4) пояснений контролируемого лица.

44. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 37 Административного регламента, является должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки.

45. Документарная проверка проводится по месту нахождения органа государственного контроля.

46. В процессе проведения документарной проверки уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля в первую очередь рассматриваются документы контролируемого лица, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля, акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленного в отношении контролируемого лица государственного контроля.

47. В случае, если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении органа государственного контроля, вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить соблюдение контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное на проведение документарной проверки, направляет в адрес контролируемого лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа органа государственного контроля о проведении документарной проверки.

48. В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса контролируемое лицо обязано направить в орган государственного контроля указанные в запросе документы.

49. Указанные в запросе документы направляются контролируемым лицом в адрес органа государственного контроля в виде копий, заверенных печатью и подписью руководителя контролируемого лица или уполномоченного представителя контролируемого лица.

50. В случае, если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных контролируемым лицом документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у органа государственного контроля документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется контролируемому лицу с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.

51. Контролируемое лицо, представляющее в орган государственного контроля пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных в пункте 49 Административного регламента сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

52. Должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение документарной проверки, обязано в течение 3 рабочих дней рассмотреть представленные контролируемым лицом пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.

53. При проведении документарной проверки орган государственного контроля не вправе требовать у контролируемого лица сведения и документы, не относящиеся к предмету документарной проверки, а также сведения и документы, которые могут быть получены органом государственного контроля от иных органов государственного контроля (надзора).

54. В случае, если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений орган государственного контроля установит признаки нарушения контролируемым лицом обязательных требований, должностное лицо органа государственного контроля вправе провести выездную проверку.

55. Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения контролируемого лица.

56. Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:

1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении органа государственного контроля документах контролируемого лица;

2) оценить соответствие деятельности контролируемого лица обязательным требованиям без проведения соответствующего мероприятия по контролю.

57. Выездная проверка начинается с предъявления должностными лицами органа государственного контроля, уполномоченными на проведение проверки, служебных удостоверений, обязательного ознакомления руководителя или уполномоченного представителя контролируемого лица с приказом органа государственного контроля о проведении выездной проверки, полномочиями проводящих выездную проверку должностных лиц, целями, задачами и основаниями проведения выездной проверки, видами и объемом мероприятий по контролю, а также со сроками и условиями проведения проверки.

58. Руководитель или уполномоченный представитель контролируемого лица обязан предоставить должностным лицам органа государственного контроля, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые контролируемым лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемому контролируемым лицом оборудованию, продукции, являющейся предметом внешнеэкономической деятельности.

59. При проведении выездной проверки запрещается требовать от контролируемого лица представления документов и (или) информации, которые были представлены им в ходе проведения документарной проверки.

60. Срок осуществления проверки не может превышать сроки, указанные в пунктах 28 и 29 Административного регламента.

Срок осуществления проверки может быть продлен в случаях, указанных в пунктах 30 и 31 Административного регламента.

61. Содержанием административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 34 Административного регламента, является составление акта проверки и вручение руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица для ознакомления (в случае проведения выездной проверки), либо направление акта проверки в адрес проверяемого контролируемого лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении и (или) посредством электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью и направленного по адресу электронной почты контролируемого лица, если такой адрес содержится в Едином государственном реестре юридических лиц либо ранее был представлен в орган государственного контроля, или иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения акта проверки (в случае проведения документарной проверки, либо в случае отказа руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица в ознакомлении с актом проверки и от его получения при проведении выездной проверки).

62. Ответственным за выполнение административного действия, указанного в подпункте 3 пункта 34 Административного регламента, является должностное лицо органа государственного контроля, уполномоченное приказом органа государственного контроля на проведение проверки.

63. Акт проверки оформляется непосредственно после завершения административного действия, указанного в подпункте 2 пункта 34 Административного регламента, по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России N 141.

64. В случае если для составления акта проверки необходимо получить заключения по результатам проведенных исследований, испытаний, специальных расследований, экспертиз, акт проверки составляется в срок, не превышающий трех рабочих дней после завершения мероприятий по контролю, и вручается руководителю или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта проверки, хранящемуся в деле органа государственного контроля.

65. К акту проверки прилагаются протоколы отбора образцов (проб) продукции, протоколы или заключения проведенных исследований, испытаний и экспертиз, объяснения работников контролируемого лица, на которых возлагается ответственность за нарушение обязательных требований, предписания об устранении выявленных нарушений (при их наличии) и иные связанные с результатами проверки документы или их копии.

66. При устранении контролируемым лицом выявленного нарушения в период проведения проверки в акт проверки вносится соответствующая запись об устранении выявленного нарушения в присутствии должностных лиц органа государственного контроля.

67. Акт проверки, содержащий информацию, составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, оформляется с соблюдением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

68. Акт проверки оформляется в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю контролируемого лица под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки (в случае проведения выездной проверки) либо направляется в адрес проверяемого контролируемого лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (в случае проведения документарной проверки, либо в случае отказа руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица в ознакомлении с актом проверки и от его получения при проведении выездной проверки.

69. Направление акта проверки в адрес контролируемого лица по результатам проведения документарной проверки осуществляется не позднее одного рабочего дня со дня его подписания уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля.

70. При проведении проверки филиала, представительства, обособленного подразделения контролируемого лица, являющегося юридическим лицом, копия акта направляется контролируемому лицу - юридическому лицу.

71. В случае если для проведения внеплановой выездной проверки требовалось согласование ее проведения с органом прокуратуры, копия акта проверки направляется в орган прокуратуры, которым принято решение о согласовании проведения проверки, в течение пяти рабочих дней со дня составления акта.

72. По результатам проведения выездной проверки в случае отсутствия руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя контролируемого лица, а также в случае отказа проверяемого лица дать расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки в акте проверки проставляется соответствующая отметка и он направляется в адрес контролируемого лица заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

73. Контролируемое лицо, проверка которого проводилась, в случае несогласия с фактами и выводами, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение 15 календарных дней с даты получения акта проверки вправе представить в орган государственного контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленного нарушения в целом или его отдельных положений. При этом контролируемое лицо вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок представить их органу государственного контроля.

74. В журнале учета проверок контролируемого лица (при его наличии) должностным лицом органа государственного контроля, уполномоченным на проведение проверки, осуществляется запись о проведенной проверке, содержащая сведения о наименовании органа государственного контроля, датах начала и окончания проведения проверки, времени ее проведения, правовых основаниях, целях и предмете проверки, выявленных нарушениях и выданных предписаниях, а также указываются фамилии, имена, отчества (последнее - при наличии) и должности должностных лиц органа государственного контроля, уполномоченных на проведение проверки, их подписи.

75. При отсутствии журнала учета проверок контролируемого лица уполномоченным должностным лицом органа государственного контроля, указанным в пункте 61 Административного регламента, делается соответствующая запись в акте проверки.

76. Результатом административной процедуры и способом его фиксации является оформленный в соответствии с пунктами 62 - 67 Административного регламента акт проверки.