§ 2. Маркировка помещений, имущества, оборудования, горловин, люков и дверей на кораблях

§ 2. Маркировка помещений, имущества, оборудования,

горловин, люков и дверей на кораблях

660. На кораблях все аварийное и спасательное имущество, баллоны, трубопроводы и их запорные устройства, клапаны, вентиляционные закрытия и системы, обеспечивающие живучесть корабля, а также корабельное электрооборудование и кабели электропитания маркируются, окрашиваются и подписываются.

661. Отсекам и помещениям корабля присваиваются наименования, а имеющим одинаковое предназначение - номера. Нумерация начинается с помещений (цистерн) первого водонепроницаемого отсека корабля. Нумеруются все помещения водонепроницаемых отсеков сначала корпуса корабля, затем надстроек.

662. Нумерация производится последовательно в пределах каждого непроницаемого отсека, надстройки с носа на корму и снизу вверх. Нечетные номера присваиваются помещениям (цистернам) правого борта, а четные - левого борта. Палубы и платформы нумеруются сверху вниз, а ярусы надстроек - снизу вверх.

663. На всех дверях, люках помещений и горловинах цистерн устанавливаются шильдики (надписи), указывающие наименование и номер смежного, другого по назначению или значимого помещения (цистерны), в которое они ведут. Например: "Электростанция N 3".

664. Все водогазонепроницаемые двери, люки, горловины в соответствии с перечнем книги корабельных расписаний (далее - горловины) делятся на четыре категории (приложение N 9 к настоящему Уставу): Б, З, П, Т (по первым буквам слов "боеприпасы", "задраено", "приказание", "тревога"). В перечне указывается, кто и за состояние каких именно горловин несет ответственность.

665. Горловины, ведущие в погреба с боеприпасами, в помещения для хранения взрывчатых веществ, легкого топлива, ангары, гаражи, аккумуляторные помещения, помещения со сжатыми (сжиженными) газами, маркируются буквой "Б".

666. Горловины, маркированные буквой "Б", должны быть всегда задраены, а при отсутствии людей в этих помещениях - опечатаны и заперты на замок. Горловины, маркированные буквой "Б", отдраиваются:

1) по приказанию командира боевой части - заведующими для погрузки и выгрузки боеприпасов и подачи их по тревогам, а также для осмотра (обхода), вентилирования и охлаждения помещений;

2) с разрешения командира дозора по погребам с боеприпасами - дозорными по погребам с боеприпасами для обхода помещений в соответствии со специальной инструкцией;

3) по приказанию командира БЧ-5 помещения - хранилища авиационного горючего для обеспечения приема, передачи горючего, заправки летательных аппаратов; при проведении осмотра (обхода), других плановых работ, а также для вентилирования и охлаждения помещений; для обхода в соответствии с инструкцией лицами, несущими корабельный наряд.

667. Горловины, ведущие в междудонные и бортовые отсеки, кингстонные и эжекторные выгородки, подбашенные междудонные отсеки, топливные (в том числе и вкладные), масляные, водяные цистерны, балластные, креновые и дифферентные цистерны, форпик, ахтерпик, коридоры кабельных трасс, коффердамы, сухие отсеки, коридоры электропроводов, коридоры трубопроводов и воздухозаборные выгородки, маркируются буквой "З".

668. Горловины, маркированные буквой "З", должны быть всегда задраены, а горловины от кингстонных выгородок, подбашенных отсеков и цистерн пресной воды должны быть закрыты на замок.

669. Горловины, маркированные буквой "З", отдраиваются с разрешения командира БЧ-5 под руководством назначенного им лица. Об этом производится доклад дежурному по кораблю (вахтенному офицеру) через дежурного по БЧ-5 (вахтенного инженера-механика).

670. Об отдраивании и задраивании горловин, маркированных буквой "З", делается запись в суточном журнале электромеханической боевой части и в вахтенном журнале корабля.

671. К открытым горловинам, маркированным буквой "З" (во всех случаях), и горловинам, маркированным буквой "Б" (на время осмотра, вентилирования и охлаждения помещений), выставляются вахтенные. По истечении надобности горловины немедленно задраиваются. Вахтенные, выставленные у открытых горловин, обязаны:

1) не допускать разведения открытого огня вблизи открытых горловин;

2) поддерживать связь с работающими в помещениях лицами;

3) не допускать лиц, не имеющих соответствующего разрешения, в помещения, в которые ведут открытые горловины;

4) контролировать помещения с открытыми горловинами на предмет непроницаемости и взрывопожаробезопасности, немедленно докладывать дежурному по кораблю (вахтенному офицеру) и дежурному по БЧ-5 (вахтенному инженеру-механику) о появлении в помещении воды и дыма, а также о других происшествиях.

672. На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные на первой непрерывной палубе, проходящей над ватерлинией, а также все горловины, ведущие в непроницаемые помещения, расположенные ниже этой палубы и не вошедшие в группы горловин, маркированных буквами "Б" и "З", маркируются буквой "П".

673. На подводных лодках рубочный и переборочные люки и двери маркируются буквой "П".

674. Горловины, маркированные буквой "П", должны быть задраены в следующих случаях:

1) по команде "Корабль к бою и походу приготовить";

2) по команде "Задраить водонепроницаемые переборки";

3) по тревогам (в том числе и по команде "Радиационная опасность");

4) во время совместного маневрирования и выполнения совместных упражнений с другими кораблями;

5) в узкостях и районах, опасных для плавания;

6) при входе (выходе) в шлюз, док и тому подобное;

7) в местах скопления большого числа судов;

8) при буксировке;

9) при плавании в тумане и в штормовую погоду;

10) во время приема-передачи жидких и сухих грузов на ходу корабля.

675. В целях обеспечения нормальных условий для отдыха экипажа корабля часть горловин, маркированных буквой "П", нанесенной на фоне темно-синего круга, если позволяет обстановка, по приказанию дежурного по кораблю (вахтенного офицера) может быть отдраена. Перечень этих горловин указывается в приказе командира корабля. Лица, несущие корабельный наряд, обязаны следить за тем, чтобы все остальные горловины, маркированные буквой "П", были задраены.

676. Отдраивание горловин, маркированных буквой "П", производится по команде "Отдраить водонепроницаемые переборки". В обычной обстановке эта команда подается дежурным по кораблю утром после побудки.

677. На подводных лодках двери и люки, маркированные буквой "П", временно открываются для прохода личного состава или по приказанию центрального поста (при вентилировании подводной лодки, подаче воздуха к работающим дизелям, воздушным компрессорам и другое).

678. На надводных кораблях двери, люки и горловины, расположенные выше первой непрерывной палубы, проходящей над ватерлинией, и не вошедшие в группу горловин, маркированных буквами "Б" и "З", а также горловины, ведущие в герметичные помещения, расположенные ниже этой палубы, маркируются буквой "Т".

679. Горловины, маркированные буквой "Т", должны быть задраены только по тревогам и команде "Радиационная опасность". При понижении боевой готовности и прекращении действия команды "Радиационная опасность" эти горловины разрешается отдраивать.

680. Во время тревог отдраивание горловин, маркированных буквами "Б", "П" и "Т", для прохода личного состава или других нужд разрешается только по приказанию с ГКП или ПЭЖ. При длительном несении боевой готовности часть горловин, маркированных буквами "П" и "Т", окруженными двумя темно-синими кольцами, может быть отдраена для перемещения личного состава и проветривания помещений.

681. Буквенные обозначения "П" и "Т" на горловинах внешнего контура корабля наносятся на фоне красного квадрата. Эти горловины должны быть задраены по всем тревогам и команде "Радиационная опасность" в первую очередь.

682. Приказ командира корабля о разделении горловин на группы "Б", "З", "П", "Т" и о перечне горловин, которые могут быть отдраены для прохода личного состава и обеспечения его жизнедеятельности по боевым готовностям, тревогам и во время отдыха, отдается после постройки или модернизации корабля. Этим же приказом назначаются лица, ответственные за содержание в исправности горловин и задраивающие (отдраивающие) их по готовностям и тревогам, и определяется перечень горловин и иллюминаторов, которые дежурные по кораблю имеют право держать открытыми в обычных условиях ночью и по боевой готовности N 2.

683. Все иллюминаторы, имеющиеся на корабле, по команде "Корабль к бою и походу приготовить", по введению расписания по боевой тревоге (боевой готовности N 1) и расписания по боевой готовности N 2 или на ходу задраиваются. При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) по команде "Задраить водонепроницаемые переборки" задраиваются иллюминаторы, расположенные ниже верхней палубы. Только с разрешения дежурного по кораблю часть этих иллюминаторов (в жилых помещениях) отдраивается для обеспечения нормальных условий отдыха личного состава корабля. Соответствие состояния горловин, иллюминаторов по объявленным боевым готовностям и отданным командам обеспечивают лица, несущие корабельный наряд, и в первую очередь дозорные по живучести и дневальные по помещениям.

684. Личный состав подводной лодки независимо от ее нахождения (на ходу, на стоянке) обязан держать прочный корпус, межотсечные и внутриотсечные переборки герметично закрытыми, арматуру исправной и готовой к погружению.