§ 1. Основные мероприятия по обеспечению безопасности военной службы на корабле

§ 1. Основные мероприятия по обеспечению безопасности

военной службы на корабле

596. Безопасность военной службы на корабле заключается в поддержании условий военной службы и порядка ее несения, обеспечивающих защищенность личного состава корабля, командования и лиц, временно находящихся на корабле, осуществляющих профессиональную служебную деятельность, и защиту окружающей среды от воздействия опасных факторов военной службы.

597. Лица, прибывающие на корабль к новому месту службы или в командировку, в день прибытия обязаны пройти в установленном порядке инструктаж по требованиям безопасности военной службы на корабле и корабельным правилам. Прибывающие на корабль представители предприятий промышленности проходят инструктаж по требованиям безопасности перед выполнением работ.

598. Командиры боевых частей (начальники служб) обязаны принимать все меры для обеспечения безопасности проводимых в их подразделениях работ.

599. Для предупреждения несчастных случаев перед выполнением работ проводится инструктаж личного состава, участвующего в работах, по требованиям безопасности, о чем делается запись в журнале инструктажа и в вахтенном журнале. В местах грузоподъемных работ выставляются таблички с предупредительными надписями, а при необходимости выставляется оцепление. Открытые люки и выступающие части устройств и механизмов ограждаются леерами.

600. Для обеспечения безопасности грузоподъемных работ на кранах, стрелах, шлюпбалках и талях обязательны надписи с указанием грузоподъемности и даты очередного испытания.

601. Перед тем как поднять человека на высоту для проведения работ, руководитель работ обязан убедиться в прочности и надежности средств, применяемых для этой цели. Кроме того, он обязан получить разрешение у вахтенного офицера (дежурного по кораблю), а при работах в местах расположения антенн также поставить в известность командиров подразделений, в заведовании которых они находятся. Применяемые работающими на высоте лицами инструменты и предметы оборудования крепятся штертами так, чтобы исключить их падение вниз.

602. При необходимости работ за бортом корабля руководитель работ производит спуск назначенного лица, который обязан быть обвязан страховочным концом (поясом) и обязан быть в спасательном жилете поверх страховочного конца, на специально подготовленной закрепленной беседке (люльке). На месте работ выставляется страхующий, который обязан надежно крепить страховочный конец и находиться на месте спуска до окончания работ за бортом. Длина страховочного конца выбирается таким образом, чтобы предупредить травмирование работающего за бортом лица за счет рывка конца или удара о твердые поверхности.

603. Тральные расчеты, лотовые и личный состав постов сбрасывания мин и приема (передачи) грузов на ходу корабля во время работы обязаны быть в спасательных жилетах и страховочных поясах (одетыми под спасательный жилет).

604. Лица, выходящие на верхнюю палубу в штормовых условиях, при выполнении полетов корабельной авиации и при обледенении палуб корабля обязаны быть в спасательных жилетах и страховочных поясах (одетыми под спасательный жилет).

605. Личный состав швартовых групп (команд) для выполнения работ независимо от погодных условий обязан быть в спасательных жилетах и защитных касках, а на подводной лодке также пристегнуты стропами к палубным направляющим рельсам страховочными поясами (одетыми под спасательный жилет).

606. При стоянке корабля у причальных сооружений или в доке помощник командира корабля и главный (старший) боцман обязаны обеспечить исправность бортовых ограждений, а также надежность крепления сходней, трапов и доковых лесов, в темное время суток - освещение трапов, лесов и сходней.

607. Перед выходом в море заведующие надежно крепят все предметы, которые могут сместиться под действием качки, в том числе летательные аппараты, робототехнические комплексы, корабельные плавсредства. Кроме того, обязаны проверить и обтянуть леерное ограждение, штормовые леера, убедиться в герметичности дверей, люков и горловин, выходящих на верхнюю палубу и надстройки.

608. На подводной лодке, находящейся в море в надводном положении, при благоприятных гидрометеорологических условиях с разрешения командира корабля личному составу разрешается выходить наверх (в ограждение рубки) в количестве, им установленном, сделав об этом запись в вахтенном журнале. Вахтенный офицер обязан постоянно знать число лиц, находящихся в ограждении рубки.

609. При следовании подводной лодки в надводном положении запрещается без разрешения командира корабля выходить на верхнюю палубу, а также выходить наверх (в ограждение рубки) в штормовую погоду.

610. Находящиеся на ходовом мостике подводной лодки в штормовую погоду командир корабля и вахтенные во избежание падения их за борт обязаны быть в страховочных поясах, надежно закрепленных страховочными концами к ограждению рубки.

611. На подводной лодке в условиях штормовой погоды, при большом заливании мостика, для исключения попадания забортной воды в помещение центрального поста по приказанию командира корабля задраивается верхний рубочный люк.

612. При приготовлении подводной лодки к бою и походу в ограждении рубки надежно закрываются (задраиваются) двери, при приближении штормовой погоды вахтенный офицер лично проверяет их надежное задраивание, докладывает об этом командиру корабля и делает запись в вахтенном журнале.

613. В случае крайней необходимости выход личного состава на верхнюю палубу подводной лодки осуществляется только с разрешения командира корабля. Перед выходом личного состава на палубу командир корабля приводит подводную лодку на курс и дает скорость хода, при которых качка и заливаемость верхней палубы водой отсутствуют или являются наименьшими. Лица, выходящие на верхнюю палубу, обязаны быть в спасательных жилетах, пристегнуты стропами к палубным направляющим рельсам страховочными поясами (одетыми под спасательный жилет) и обвязаны страховочными концами, закрепленными под спасательным жилетом и у ограждения рубки. Их выход должны обеспечивать специально назначенные и подготовленные для этого лица, находящиеся у ограждения рубки и закрепленные страховочными поясами к ней. Всеми работами на верхней палубе руководит помощник командира корабля.

614. За контроль и поддержание газового состава воздуха в отсеках подводной лодки в пределах установленных норм отвечает начальник службы РХБЗ корабля или, если он не предусмотрен штатом, химик-санинструктор. Начальник медицинской службы подводной лодки обязан контролировать самочувствие личного состава.

615. Контроль наличия вредных примесей в воздухе отсеков, концентрации водорода, кислорода, углекислого газа осуществляется непрерывно под руководством начальника службы РХБЗ с помощью стационарных средств газового контроля и периодически с помощью переносных средств газового контроля. Результаты измерений начальник службы РХБЗ докладывает на ГКП (ЦП), делает запись в вахтенном журнале и в случае отклонения вредных примесей от установленных норм принимает меры по нормализации воздуха.

616. На кораблях для обеспечения безопасности работ при необходимости осуществляется газовый контроль в помещении, в котором проводятся работы, и в смежных с ним помещениях.

617. Меры безопасности при проведении пожароопасных работ на кораблях предусматриваются руководствами, утверждаемыми главнокомандующим Военно-Морским Флотом.

618. Запрещается тушение пожара в помещениях корабля, а также работа в задымленных и загазованных помещениях без изолирующих средств защиты органов дыхания. Для работы в таких помещениях назначается не менее двух человек в изолирующих средствах защиты органов дыхания. Для оказания срочной помощи работающим и поддержания связи с ними вблизи входа в эти помещения выставляются страхующие с изолирующими средствами защиты органов дыхания в положении "наготове".

619. Руководитель и лица, работающие в изолирующих средствах защиты органов дыхания, обязаны строго соблюдать установленные требования безопасности:

1) убедиться в исправности изолирующих средств защиты органов дыхания;

2) обеспечить надежную взаимную страховку работающих;

3) обеспечить страховку работающих и устойчивую связь с ними;

4) контролировать продолжительность работы, не допускать превышения установленного времени работы в изолирующих средствах защиты органов дыхания с учетом температурных условий в помещении и характера выполняемой работы;

5) выполнять другие необходимые мероприятия в зависимости от условий работы.

620. Перед использованием системы объемного химического пожаротушения следует оповестить личный состав корабля и приказать личному составу, находящемуся в помещении и смежных с ним помещениях, включиться в изолирующие средства защиты органов дыхания и по возможности убедиться в этом.

621. Начальник медицинской службы (фельдшер) корабля обязан обследовать всех лиц, подвергшихся воздействию неблагоприятных химических, биологических, физических (в том числе радиационных) факторов, результаты их обследования доложить командиру корабля.

622. Назначение личного состава, подвергшегося воздействию неблагоприятных химических, биологических, физических (в том числе радиационных) факторов, на дежурство, вахту или работы осуществляется только после вынесения начальником медицинской службы (фельдшером) корабля заключения об отсутствии у них медицинских противопоказаний к несению дежурства, вахты, выполнению работ.

623. При проведении работ в междудонных выгородках, топливных и масляных цистернах, цистернах главного балласта, ракетных шахтах и контейнерах, других подобных им изолированных необитаемых помещениях руководитель работ обязан:

1) обеспечить тщательное вентилирование помещения перед спуском в него личного состава;

2) разрешить работы только при полной уверенности в том, что газовый состав воздуха в помещении соответствует допустимым нормам, для чего постоянно осуществлять приборный контроль за наличием вредных примесей в объеме воздуха этого помещения;

3) организовать работу в помещении в изолирующих средствах защиты органов дыхания в случаях, если работа срочная или нет уверенности, что состав воздуха безвреден для нахождения в помещении;

4) обвязать лиц, работающих в помещении, страховочными концами для непрерывной связи со страхующим и срочного подъема их страхующими в случае необходимости;

5) не допускать при любых обстоятельствах в помещение работающего без страхующего.

624. Весь личный состав подводной лодки и личный состав боевых постов надводного корабля, установленных приказом командира корабля, обязан постоянно иметь при себе портативные устройства защиты органов дыхания. Эти средства немедленно приводятся в действие самостоятельно для предотвращения поражения токсичными газами и аэрозолями, появляющимися при возникновении пожаров, а также протечек ядовитых технических жидкостей и другого.

625. В аварийном отсеке (помещении) личный состав в возможно короткие сроки полностью герметизирует отсек (помещение) для предотвращения распространения загрязненного воздуха по кораблю, принимает меры по выявлению и ликвидации причин аварийной ситуации и переключается из портативных защитных устройств в изолирующие средства защиты органов дыхания длительного действия. Все работающие в аварийном отсеке (помещении) обязаны осуществлять взаимную страховку и наблюдать за самочувствием друг друга. Учет продолжительности работы в средствах индивидуальной защиты ведется одновременно на ЦП (ПЭЖ) и непосредственно на месте работ.

626. Руководитель водолазных работ отвечает за выполнение мер безопасности при их проведении. Он обязан осуществлять общее руководство водолазными работами и контроль за действиями расчетов всех командных пунктов и боевых постов, участвующих в обеспечении водолазных работ.

627. При проведении водолазных работ запрещается:

1) выполнение взрывных работ;

2) проворачивание гребных винтов (включение движительно-рулевого комплекса);

3) открытие (закрытие) кингстонов и иной донно-забортной арматуры;

4) включение водозаборных насосов;

5) заполнение (продувание) цистерн главного балласта, баллонов гальюнов в районе работы водолазов;

6) перешвартовка (перестановка) корабля;

7) выбирание или вытравливание якорных цепей;

8) включение гидролокационных и гидроакустических станций (кроме водолазных);

9) проведение электросварочных работ на корпусе корабля в районе работы водолазов;

10) выбрасывание мусора и каких-либо предметов за борт;

11) использование оборудования и устройств, выступающих за пределы корпуса (в том числе успокоителей качки и рулевых устройств), за исключением случаев, если это требуется для выполнения водолазных работ, приняв при этом все меры по обеспечению безопасности водолазов.

628. Во время работы механизмов запрещается открывать ограждения, охранные поручни и другие предохранительные приспособления и заходить за них. Все предохранительные устройства (предохранительные клапаны, регуляторы и другое) постоянно содержатся в исправном состоянии и периодически проверяются согласно инструкциям по эксплуатации. За состояние этих устройств отвечают их заведующие. В случае несрабатывания гидравлических и воздушных предохранительных устройств запрещается создавать давление, превышающее допустимое. Предохранительные устройства при этом заново регулируются.

629. Входить в помещения кораблей и выходить из помещений при наличии в них повышенного давления или разряжения запрещается. В этом случае необходимо предварительно выравнять давление внутри и снаружи помещения.

630. Перед вскрытием механизмов, трубопроводов, арматуры и цистерн руководитель работ обязан заранее убедиться, что в них отсутствует давление пара, газа или жидкостей.

631. В ходе ремонта котлов, трубопроводов, систем, арматуры и других подобных механизмов руководитель работ обязан предварительно убедиться в закрытии клапанов, разобщающих эти механизмы и системы от участков, находящихся под давлением, и наличии на клапанах таблички с предупредительной надписью: "Не трогать! Жизнеопасно!". Заведующий обязан надежно глушить открытые концы трубопроводов равнопрочными с этими трубопроводами заглушками.

632. При испытаниях под воздушным давлением отсеков (цистерн, шахт) командир отсека подводной лодки (заведующий помещением, в которое имеются выходы цистерн, шахт) у дверей (люков, горловин) выставляет вахтенных, также вывешиваются таблички с надписью: "Не трогать! Жизнеопасно!".

633. Работы на арматуре и трубопроводах, связанные с забортными отверстиями, на корабле выполняются с разрешения командира БЧ-5 и контролируются дежурным по кораблю. В суточном журнале БЧ-5 и вахтенном журнале подводной лодки указывается руководитель, время начала и окончания работ, их объем, должность и фамилия лица, проводившего инструктаж по выполнению работ, и результаты этих работ.

634. Запрещается проводить работы на непроницаемых, герметичных корпусных конструкциях, палубах, цистернах и горловинах, связанные с вырезом отверстий на них. В исключительных случаях такие работы проводятся с разрешения технического управления (служб эксплуатации и ремонта) флота. При боевых и аварийных повреждениях разрешение на проведение таких работ дает командир корабля, если это вызвано необходимостью спасания личного состава. Непроницаемость, герметичность корпусных конструкций немедленно восстанавливаются по завершении работ.

635. При отсутствии заведующего запрещается находиться в помещениях, в которых имеются вскрытые механизмы и арматура паровых систем или воздуха высокого давления.

636. Первый обнаруживший поступление забортной воды, взрыв, возникновение пожара, появление дыма или пара, аварийное состояние боеприпаса, повышенную концентрацию взрывоопасных и токсичных газов (вредных веществ) обязан объявить аварийную тревогу голосом в отсеке (помещении). Любым видом связи он должен немедленно доложить о месте и характере аварии на ГКП (ЦП) или дежурному по кораблю (вахтенному офицеру), а если это невозможно, - в смежный отсек (помещение) и принять меры по ликвидации аварии (повреждения). Последующие доклады о ходе борьбы за живучесть должны идти без запросов или напоминаний со стороны начальников. Дежурный по кораблю (вахтенный офицер), получив доклад об аварии, одновременно с подачей звонком сигнала "Аварийная тревога" обязан ввести расписание по борьбе за живучесть корабля с указанием места и характера аварии (повреждения).

637. Никто не имеет права самостоятельно покинуть аварийный отсек (помещение). Борьбу за живучесть обязан вести весь личный состав корабля, включая лиц, временно находящихся на корабле. Борьбу за живучесть корабля в помещениях, не занятых командными пунктами и боевыми постами, а также на верхней палубе, надстройках и на бортах корабля ведут аварийные партии (группы). Если меры, принятые по ликвидации аварии и ее последствий, не дают должного эффекта и дальнейшее пребывание в условиях аварийной обстановки становится опасным, командир корабля по возможности организует вывод личного состава из аварийного отсека (помещения). При этом он принимает меры по обеспечению безопасности смежных отсеков (помещений).

638. Нарушенная термическая изоляция паропроводов и газоотводов восстанавливается при первой же возможности заведующим паропроводами или газоотводами. Прежде всего заведующий обязан выполнять это требование в местах пребывания личного состава.

639. На кораблях разрешается применять переносные лампы только с предохранительными сетками и электроинструмент, работающий только от сети напряжения не более 27 В. На кораблях, на которых такой сети нет, вместо переносных ламп разрешено пользоваться переносными аккумуляторными фонарями.

640. Личный состав, выполняющий работу в помещениях с повышенной влажностью, в которых установлено электрооборудование, обязан быть в проверенных резиновых перчатках и галошах (резиновых сапогах).

641. На кораблях проведение работ с электромеханизмами и устройствами, находящимися под напряжением, категорически запрещается. Места, где возможно прикосновение людей к механизмам и устройствам, находящимся под напряжением, опасным для жизни человека, ограждаются и снабжаются надписью: "Не трогать! Жизнеопасно!".

642. Перед работами с электромеханизмами и устройствами (распределительные щиты, сети) заведующий обязан убедиться в том, что они не находятся под напряжением (обесточены).

643. В чрезвычайных ситуациях (в бою или при аварии) с разрешения командира корабля допускается проведение работ под напряжением. При этом принимаются все необходимые меры предосторожности. Вблизи распределительных щитов постоянно должны размещаться ключи для их открытия, проверенные резиновые коврики и перчатки.

644. Заведующие механизмами (устройствами) перед их пуском обязаны предупредить личный состав, работающий с этими механизмами (устройствами) и находящийся рядом, а также установить наблюдение за работой механизмов (устройств). В повседневной деятельности перед включением на излучение радиолокационных станций и других радиоэлектронных средств заведующий обязан убедиться в отсутствии личного состава на опасных в связи с облучением участках верхней палубы и надстроек. При необходимости дежурный по кораблю (вахтенный офицер) подает сигнал "Слушайте все" и объявляет о включении радиолокационной станции. Например: "В районе антенного поста МР-500 не находиться. Антенна работает на вращение и излучение".

645. Прикосновение к корабельным антенным устройствам категорически запрещается.

646. На подводных лодках подъем и опускание антенно-мачтовых устройств, вываливание и заваливание горизонтальных рулей, открытие и закрытие щитов и крышек ракетных шахт (контейнеров), проворачивание линий валов производятся с разрешения дежурного по кораблю (вахтенного офицера) и только после того, как личный состав, находящийся вблизи этих устройств, будет предупрежден.

647. Если для обеспечения безопасности личного состава, выполняющего работы с механизмами (устройствами), необходимо, чтобы эти или связанные с ними механизмы (устройства) находились в отключенном (обесточенном, остановленном) состоянии, после отключения указанных механизмов (устройств) на постах управления ими в течение всего времени работ вывешиваются таблички с надписью: "Не трогать! Жизнеопасно!".

648. Запрещается осматривать в стесненных условиях движущиеся детали механизмов (устройств) во время их работы, если при этом отсутствуют защитные приспособления (решетки, кожухи, ограждения и другое).

649. Руководитель работ, выполняемых с аккумуляторными батареями (в аккумуляторных ямах), обязан:

1) разрешать работу личному составу только в специальной одежде и изолированным инструментом;

2) применять для освещения места работ переносные лампы только с предохранительными сетками;

3) подготовить рабочее место для нейтрализации электролита при попадании его на тело, одежду или обувь личного состава.

650. При приемке на корабль и хранении на нем баллонов с воздухом высокого давления, кислородом, ацетиленом и другими газами лица, в заведовании которых находятся эти баллоны, обязаны:

1) принимать баллоны только при наличии паспортов, клейм об их испытании, предохранительных колец и колпаков, защищающих головки баллонов от ударов;

2) хранить баллоны на специально оборудованных стеллажах или ячейках, в которых они надежно крепятся;

3) систематически вентилировать помещения, в которых хранятся баллоны;

4) регулярно проверять баллоны на герметичность;

5) не допускать падения баллонов или случайные удары по ним.

651. При хранении баллонов с воздухом высокого давления, кислородом, ацетиленом и другими газами запрещается:

1) хранить в одном помещении баллоны с кислородом и горючими газами, а также баллоны с газами, образующими при их соединении взрывчатые или горючие смеси;

2) хранить в одном помещении баллоны с взрывчатыми веществами и легковоспламеняющимися материалами;

3) размещать баллоны вблизи нагревательных приборов;

4) изменять установленную окраску баллонов, окрашивать или восстанавливать окраску баллонов с взрывоопасными газами (кислород, ацетилен и другие).

652. Заведующие ядовитыми и другими опасными или вредными для здоровья веществами обязаны:

1) хранить такие вещества в местах, определенных приказом командира корабля, и содержать в исправной таре, на которую нанесены предупредительные надписи;

2) закрывать и опечатывать помещения, в которых хранятся ядовитые технические жидкости.

653. Заведующие коллективными спасательными средствами перед каждым выходом в море проверяют их наличие и правильное крепление. Командиры подразделений проверяют наличие и комплектность индивидуальных спасательных средств еженедельно и перед каждым выходом в море. Помощник командира корабля перед выходом в море обязан убедиться в наличии коллективных и индивидуальных спасательных средств на всех выходящих в море членов экипажа и лиц, временно находящихся на корабле, при необходимости доложить командиру корабля, организовать получение дополнительных спасательных средств.

654. Старший помощник (помощник) командира, командиры отсеков подводной лодки и командиры подразделений надводного корабля перед выходом в море обязаны убедиться в исправности средств индивидуальной защиты органов дыхания, их наличии на всех, выходящих в море. Старший помощник (помощник) командира корабля при необходимости докладывает командиру корабля, организует получение дополнительных средств индивидуальной защиты органов дыхания.

655. Отсеки для ведения борьбы за живучесть корабля оборудуются специальными системами, обеспечивающими взрывопожаробезопасность, оснащаются средствами индивидуальной защиты органов дыхания, средствами связи с дежурным по кораблю (вахтенным офицером), ГКП (ЦКП, ЦП), ПЭЖ.

656. Все лица, выходящие в море на корабле, обязаны знать место хранения своего средства индивидуальной защиты органов дыхания, индивидуального спасательного средства и расположение коллективного спасательного средства, на которое такое лицо расписано.

657. На кораблях с ядерными энергетическими установками и судах, обеспечивающих их эксплуатацию, постоянно действует режим радиационной безопасности. В связи с этим старший помощник командира корабля организует выполнение необходимых мероприятий, в том числе ведение непрерывного радиационного контроля. При превышении установленных контрольных уровней дежурный по кораблю (вахтенный офицер) подает сигнал "Радиационная опасность".

658. Заведующие источниками ионизирующих излучений обязаны проверять их состояние, вести учет таких источников и организовывать их охрану, при выявлении недостатков устранять их. Все работы, которые проводятся на корабле в условиях воздействия радиоактивных веществ и источников ионизирующих излучений, выполняются только с разрешения командира корабля и под контролем начальника службы РХБЗ.

659. Ящики с первичными средствами взрывания и воспламенения подрывного боеприпаса на всех кораблях хранятся только в сейфе в каюте командира корабля. Сейф запирается и опечатывается печатью заведующего подрывным боеприпасом, ключ от сейфа хранится у командира корабля.