§ 18. Вахтенный офицер

511. Вахтенный офицер назначается из числа офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению вахты.

512. Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля. При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.

513. Личный состав корабля обязан исполнять все требования вахтенного офицера в пределах его ответственности.

514. Вахтенный офицер отвечает за поддержание установленной боевой готовности корабля, внешнюю безопасность корабля и исполнение обязанностей подчиненными лицами, несущими корабельный наряд.

515. Вахтенный офицер обязан:

1) знать тактико-технические элементы корабля, уметь управлять кораблем, применять оружие и использовать технические средства;

2) поддерживать постоянную боевую готовность корабля;

3) применять оружие для обороны корабля при внезапном нападении на корабль;

4) требовать исправного несения службы личным составом корабельной вахты, при этом особое внимание обращать на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения;

5) знать район плавания и уметь использовать технические средства кораблевождения для определения места корабля;

6) обеспечивать внешнюю безопасность корабля и принимать меры по предупреждению аварий;

7) знать состояние зрительных и технических средств связи и наблюдения корабля, уметь их использовать, правильно применять опознавательные сигналы;

8) объявлять тревоги по приказанию командира корабля или лица, его замещающего, а в их отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства, - самостоятельно;

9) руководствоваться корабельными расписаниями и другими документами, определяющими состояние корабля;

10) знать состояние главной энергетической установки корабля;

11) требовать от заведующих поддержания исправного состояния и надлежащего функционирования механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе и надстройках;

12) знать запасы корабля;

13) знать меры, применяемые при плавании в сложных условиях, и заблаговременно готовить корабль к такому плаванию;

14) обеспечивать постоянную готовность дежурных спасательных средств к использованию;

15) иметь практические навыки руководства борьбой за живучесть корабля;

16) немедленно объявлять аварийную тревогу в случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов систем воздуха высокого давления, гидравлики, появления опасных кренов, дифферентов, концентраций газов (вредных веществ), а на подводной лодке - при заклинивании горизонтальных рулей на ходу;

17) организовывать своевременное отбитие склянок на надводном корабле.

516. В случае, если у вахтенного офицера возникнут сомнения в безопасности плавания корабля, а также в других случаях, если появится необходимость в помощи или присутствии командира корабля (его помощников), он обязан как днем, так и ночью немедленно вызвать командира корабля (его помощников). Например: "Товарищ капитан 2 ранга. Прошу выйти наверх (прибыть на ЦП)".

517. В крайних, не терпящих отлагательства случаях вахтенный офицер действует самостоятельно, известив об этом как можно скорее командира корабля и других лиц в зависимости от обстоятельств.

518. Запрещается смена вахтенных офицеров до окончания текущего маневра корабля по уклонению от опасности.

519. Вахтенный офицер на ходу корабля обязан неотлучно находиться на ходовом мостике (ЦП). Смена вахтенных офицеров производится с разрешения командира корабля.

520. Вахтенный офицер является непосредственным помощником командира корабля в вопросах обеспечения безопасности плавания, маневрирования, применения оружия для обороны корабля, уклонения от атак противника.

521. Вахтенный офицер на ходу корабля обязан:

1) уметь управлять кораблем;

2) знать и понимать замысел командира корабля на выполнение поставленной перед кораблем задачи;

3) контролировать точное удержание назначенных курса корабля, скорости хода, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки;

4) удерживать корабль в назначенной позиции в ордере;

5) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически лично определять место корабля;

6) руководить работой расчета ГКП - БИП - штурман по обеспечению безопасности плавания;

7) обеспечивать безопасные условия расхождения с другими кораблями (судами);

8) проверять исправность работы ходовых огней, при плавании без огней обеспечивать полное затемнение корабля, при выявлении недостатков добиваться их устранения;

9) принимать меры по прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления, а также меры светомаскировки в ночное время;

10) контролировать положение подъемно-мачтовых, опускаемых и буксируемых устройств, возможность их использования в зависимости от глубины места, волнения моря и скорости хода корабля;

11) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса корабля, скорости хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

12) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всех обстоятельствах, которые могут повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания. В случае непринятия доклада и рекомендаций об уклонении от опасности произвести запись об этом в вахтенном журнале корабля и продолжать исполнение своих обязанностей по обеспечению безопасности плавания корабля, вызвав командира корабля на ходовой мостик (ГКП);

13) информировать штурмана (БИЦ, БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости хода, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута перехода, места в ордере, о появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях и обстоятельствах;

14) получать от штурмана справочные данные, необходимые для исполнения обязанностей, информацию о времени поворота на новый курс (за пять минут, за одну минуту и в расчетный момент начала поворота), продолжительности галса на новом курсе и его безопасности;

15) контролировать исправность работы и своевременность переключения размагничивающего устройства;

16) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости, линии повышения готовности), а также в других случаях, если он сочтет это необходимым;

17) контролировать расчеты маневрирования БИЦ, БИП, штурмана при совместном плавании в ордере, а также при обеспечении взлета и посадки летательных аппаратов;

18) делать в вахтенном журнале корабля запись о вступлении должностных лиц в управление кораблем;

19) направлять повседневную деятельность личного состава корабля согласно корабельному недельному распорядку и суточному плану.

522. Командир корабля назначает курс и скорость хода корабля, а на подводной лодке также глубину погружения через вахтенного офицера.

523. Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить назначенный курс и скорость хода корабля (на подводной лодке также глубину погружения) только в случаях, если кораблю грозит опасность (во избежание столкновения с другим кораблем (судном), при обнаружении внезапной навигационной опасности, для уклонения от внезапных атак противника), а также для спасания упавшего за борт человека, при этом он обязан немедленно доложить командиру корабля о принятых мерах.

524. На подводной лодке, находящейся в подводном положении, вахтенный офицер обязан:

1) вести круговое наблюдение в перископ за морским и воздушным пространством при движении подводной лодки на перископной глубине;

2) удерживать заданные дифферент и глубину погружения подводной лодки и при необходимости поддифферентовывать ее;

3) поддерживать заданный режим работы главной энергетической установки корабля, контролировать радиационную обстановку, плотность электролита и напряжение аккумуляторной батареи, процентное содержание водорода в отсеках и аккумуляторных ямах, о чем докладывать командиру подводной лодки;

4) учитывать изменения гидрологических условий в районе плавания, принимать меры по обеспечению безопасности плавания и выполнению поставленных задач;

5) контролировать состав газовоздушной среды, руководить использованием средств регенерации и перемешиванием воздуха между отсеками;

6) руководить подъемом и опусканием подъемно-мачтовых (выдвижных, буксируемых) устройств и контролировать состояние забортной арматуры;

7) руководить передвижением личного состава из отсека в отсек, требовать соблюдения тишины и порядка в них.

525. На подводной лодке, находящейся в надводном положении, при нахождении личного состава на верхней палубе перед выполнением поворота на новый курс вахтенный офицер обязан заблаговременно перевести личный состав с верхней палубы в ограждение рубки.

526. Вахтенный офицер при заступлении на вахту на ходу корабля обязан принять сведения, касающиеся:

1) установленной боевой готовности корабля, готовности оружия и технических средств;

2) координат места корабля, предварительной прокладки и навигационной обстановки по маршруту перехода на предстоящую вахту;

3) средств навигационного оборудования по маршруту перехода для определения места корабля;

4) ордера, назначенной позиции корабля в нем при плавании в составе соединения (группы, отряда) кораблей;

5) соответствия заданного курса (по основным и резервным средствам курсоуказания) и назначенного хода (по лагу и оборотам движителей);

6) соответствия показаний эхолота глубине места на карте (на подводной лодке, находящейся в подводном положении, - с разрешения командира корабля);

7) глубин моря, навигационных опасностей в районе плавания;

8) фактической и прогнозируемой гидрометеорологической обстановки;

9) состояния и режима работы технических средств наблюдения, обстановки в районе плавания (наличия средств навигационного оборудования и берегового технического наблюдения, кораблей (судов), находящихся в пределах видимости, условий расхождения и опасности столкновения с ними);

10) опознавательных сигналов и времени их смены, действующих режимов использования радиосредств и радиотехнических средств;

11) местонахождения командира корабля и старшего помощника командира корабля, а также прямых начальников командира корабля (при их нахождении на корабле);

12) приказаний и распоряжений, отданных командиром корабля, а также прямыми начальниками командира корабля (при их нахождении на корабле);

13) выполнения суточного плана;

14) состояния и режима работы главной энергетической установки корабля, батарейной и судовой вентиляции, времени последнего вентилирования аккумуляторных ям, действующих механизмов, а также машин и устройств, с помощью которых осуществляется движение корабля и управление им;

15) состояния радиационной обстановки на корабле и режима радиационной безопасности;

16) состояния корабельных запасов.

527. Вахтенный офицер, заступающий на вахту, обязан лично определить координаты места корабля (проверить качество счисления пути корабля от момента последней обсервации), курс, скорость хода и положение корабля в ордере, изучить обстановку по маршруту перехода в течение предстоящей вахты, принять доклады о заступлении вахтенных.

528. Вахтенный офицер на подводной лодке при заступлении на вахту, наряду со сведениями, предусмотренными статьей 526 настоящего Устава, обязан принять сведения, касающиеся:

1) глубины погружения;

2) режима движения;

3) способности управляться горизонтальными рулями;

4) дальности видимости в перископ (в перископном положении подводной лодки);

5) гидрологических данных и времени их последнего определения;

6) газового состава воздуха;

7) состояния специальных приборов и средств регенерации воздуха;

8) положения;

9) состояния цистерны быстрого погружения;

10) батарейной и судовой вентиляции;

11) организации выхода на ходовой мостик (в надводном положении подводной лодки).

529. Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан:

1) постоянно находиться на ходовом мостике вблизи постов контроля за текущей обстановкой и органов управления машинами и рулем;

2) контролировать безопасность стоянки корабля в соответствии с принятым командиром корабля решением на стоянку;

3) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю обо всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях (судах), а также обо всем, что может повлиять на безопасность стоянки корабля и выполнение поставленных задач;

4) организовывать правильное использование корабельных плавсредств, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

5) требовать выполнения рейдовых и портовых правил личным составом и проходящими плавсредствами, проверять их выполнение;

6) принимать меры по обеспечению безопасности стоянки и движения плавсредств у борта корабля;

7) принимать меры по оказанию помощи плавсредствам, терпящим бедствие, и спасанию утопающих;

8) требовать от личного состава корабля соблюдения корабельных правил, правил ношения установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и бортов корабля;

9) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, а также включением и выключением якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море;

10) представлять за 30 минут до подъема Военно-морского флага старшему помощнику командира корабля утренний рапорт по форме согласно приложению N 4 к настоящему Уставу;

11) подготавливать корабль к приему к борту судов снабжения (уборка трапов, плавсредств, заваливание шлюпбалок, кранов, выстрелов и другое), организовывать приемку и подачу швартовов, приемку запасов, обеспечивающую минимальный срок стоянки судна снабжения у борта корабля.

530. Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан организовать наблюдение:

1) за якорной цепью и ее вытравленным количеством, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды;

2) за швартовами;

3) за готовностью к отдаче второго якоря.

531. При усилении ветра вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) устанавливает периодичность докладов ему замеров направления и силы ветра через каждые 30 минут или чаще, в зависимости от обстановки, принимает меры по подъему на борт плавсредств или отсылает их в места укрытия и докладывает об этом командиру корабля или старшему помощнику (помощнику) командира корабля.

532. В случае если якорь не держит ("ползет"), вахтенный офицер обязан немедленно доложить об этом командиру корабля, приготовить энергетическую установку к даче хода, вызвать буксиры к борту и удерживать корабль с их помощью и с помощью движителей корабля в площади безопасности, контролируя положение корабля в ней по контрольным пеленгам и дистанциям, лично определяя место корабля, вести учет дрейфа.

533. Перед дачей пробных оборотов линий валов машин вахтенный офицер при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) принимает необходимые меры предосторожности в отношении плавсредств и устанавливает наблюдение за швартовами, якорной цепью и сходней. С разрешения старшего помощника командира корабля, убедившись в готовности машинного телеграфа, он дает разрешение на дачу пробных оборотов. Вахтенный офицер немедленно прекращает пробные обороты при обнаружении превышения установленного числа оборотов или перемещениях корабля выше допустимых.

534. Вахтенный офицер при заступлении на вахту при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан принять сведения, касающиеся:

1) установленной боевой готовности корабля, готовности корабля к походу, готовности дежурных технических средств и оружия;

2) удифферентованности подводной лодки и готовности ее к погружению;

3) места корабля (на местности и на карте), глубины, грунта и течения, диспозиции кораблей, стоящих на рейде, местонахождения старшего на рейде;

4) ориентиров и параметров, назначенных для контроля за безопасностью стоянки;

5) количества якорной цепи на клюзе (заведенных на бочку перлиней или на причальное сооружение швартовов), готовности второго якоря к отдаче;

6) действующих механизмов и устройств;

7) фактической и прогнозируемой гидрометеорологической обстановки;

8) опознавательных сигналов и времени их смены, действующих режимов использования радиосредств и радиотехнических средств;

9) состояния и режима работы технических средств наблюдения;

10) состояния и режима работы главной энергетической установки, батарейной и судовой вентиляции, а также времени последнего вентилирования аккумуляторных ям;

11) состояния радиационной обстановки на корабле и режима радиационной безопасности;

12) местонахождения командира корабля и старшего помощника командира корабля, а также прямых начальников командира корабля (при их нахождении на корабле);

13) приказаний и распоряжений, отданных командиром корабля, а также прямыми начальниками командира корабля (при их нахождении на корабле);

14) выполнения суточного плана;

15) отсутствия на корабле лиц из числа личного состава корабля, а также пребывания посторонних лиц на корабле;

16) отсутствия и наличия у борта плавсредств;

17) состояния корабельных запасов.

535. Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке) организует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, а также доставку грузов.