III. Современное состояние и тенденции развития круизного туризма

III. Современное состояние и тенденции развития

круизного туризма

Круизный туризм вносит значительный вклад в экономику, создавая мультипликативный эффект, придает импульс развития таким отраслям, как судостроение, приборо- и машиностроение, металлургия, смежные виды транспорта, торговля и сфера услуг, музейное и реставрационное дело, народные промыслы, а также содействует развитию особо охраняемых природных территорий.

Положительный эффект наблюдается в социальной сфере, а именно в рекреационно-оздоровительной, образовательной и воспитательной деятельности.

Круизы подразделяются на классические (не требующие специальной подготовки туристов) и экспедиционные (требующие определенного уровня физической подготовки туристов, наличия экипировки, соответствующей климатическим условиям, обязательного инструктажа и др.).

Круизы могут начинаться и заканчиваться в одном порту (кольцевой маршрут) и разных портах (линейный маршрут), иметь различную тематическую направленность (экскурсионно-познавательная, экспедиционная), что в значительной степени влияет на специфику организации обслуживания пассажиров и выбор класса круизных судов.

Общим для круизов, осуществляемых по морским и (или) внутренним водным путям, является предоставление большого спектра услуг (размещение, питание, экскурсионное обслуживание, услуги учреждений культуры и обеспечение туристскими товарами на берегу во время стоянок судна, дополнительные услуги на борту). Круизный пассажир, как правило, путешествует по всему маршруту на одном судне и в одной каюте.

В состав круизного туристского продукта, помимо самого круиза, могут входить дополнительные услуги, включающие предоставление авиа- или железнодорожных билетов до места посадки и высадки, трансфер от аэропорта или железнодорожного вокзала до порта и обратно, дополнительную экскурсионную программу до (после) круиза, страховые услуги, визовую поддержку и др.

Отдельно в структуре круизного туризма следует выделить внутригородские маршруты или экскурсионно-прогулочные рейсы (прогулочные круизы). Экскурсионно-прогулочные рейсы способствуют развитию туристского потенциала города и населенного пункта, являются одной из точек притяжения, акцентируя внимание жителей и гостей на основных достопримечательностях, расположенных, как правило, вдоль водных артерий.

По данным Международной морской организации и Всемирной туристской организации, до начала распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) в 2019 году суммарный доход мировой круизной индустрии (с учетом мультипликативного эффекта) составил 150 млрд. долларов США, при этом отрасль обеспечила сохранность 1,2 млн. рабочих мест, выплачивая 50 млрд. долларов США заработной платы.

Круизный туризм является одним из быстро растущих сегментов туристского рынка. Количество круизных пассажиров в 2019 году составило 26,8 млн. человек (рост на 3,2 процента по сравнению с 2018 годом), при этом на российский сегмент пришлось всего 500 тыс. человек.

Российский круизный рынок является одним из наиболее перспективных направлений развития сферы туризма.

Одной из основных тенденций последних лет в круизном судостроении стал переход к более просторным и комфортным каютам с меньшим количеством пассажиров на борту. Современное пассажирское (круизное) судно вмещает 130 - 200 туристов с размещением в каютах категорий "четыре звезды" и "пять звезд" (от 18 - 20 кв. метров до 30 - 40 кв. метров с индивидуальными балконами). Аналогичная тенденция прослеживается на экспедиционных круизных судах.

Особенно перспективны в развитии круизного рынка территории Российской Федерации, через которые проходят крупные реки (Волга, Ока, Кама, Енисей, Обь, Иртыш, Амур и др.) и которые имеют морскую береговую линию (г. Санкт-Петербург, Республика Крым, Архангельская, Калининградская, Мурманская, Сахалинская области, Камчатский, Приморский, Хабаровский края и другие субъекты Российской Федерации).

В последние годы вновь появились колесные суда, которые позволяют добраться до регионов, расположенных вдоль мелководных рек и рек с меняющимся уровнем воды.

Основными факторами, влияющими на развитие круизного туризма, являются:

наличие физико-географических условий, морской акватории, внутренних водных путей и климатических условий, способствующих развитию этого вида туризма;

наличие историко-культурных, природных и иных туристских ресурсов, которые можно использовать для создания круизных программ;

наличие федеральных и региональных круизных операторов (компаний), судовладельцев круизного флота;

наличие нормативной правовой базы, способствующей развитию круизного туризма в регионе, развитой системы экологического менеджмента;

использование административных и финансовых механизмов, поддерживающих развитие круизного туризма (налоговые и неналоговые льготы, субсидии и субвенции, система грантов, льготное кредитование, лизинг и др.);

устойчивое социально-экономическое состояние региона, наличие высококвалифицированных кадров - научных сотрудников, инженеров, представителей рабочих профессий, способствующих развитию судостроения в регионе, наличие судостроительных (судоремонтных) компаний, верфей и др.;

наличие круизного флота у региональных круизных операторов (компаний), судовладельцев или возможность использования круизного флота под флагом иностранных государств в морской акватории или на внутренних водных путях региона (наличие соответствующей нормативной правовой базы, заинтересованности администрации региона в развитии этого вида туризма и др.);

наличие развитой береговой инфраструктуры для приема круизных судов разного класса (морские и (или) речные порты, пассажирские терминалы, в том числе с обустроенными пунктами пограничного пропуска через государственную границу Российской Федерации, причальные стенки и др.), оборудованной береговыми и плавучими навигационными средствами;

наличие диспетчерских и гидрометеорологических служб, разработанного плана проведения дноуглубительных работ, служб экстренного реагирования в чрезвычайных ситуациях и др.;

налаженная система продвижения и реализации круизного туристского продукта;

наличие развитой системы подготовки (переподготовки) кадров для круизного туризма (экипаж и береговые службы, круизный отельный и ресторанный менеджмент, экскурсоводы и гиды-сопровождающие, транспорт и связь на берегу, экспедиционные лидеры);

наличие в местах туристского показа инфраструктуры и подготовленных кадров для организации экскурсионных программ, включая использование экскурсионных автобусов, и активных береговых программ;

реализация мероприятий по повышению устойчивости территорий туристского показа к рекреационной нагрузке;

наличие исторических традиций развития судоходства в регионе;

наличие платежеспособного сегмента потребителей круизных программ.