IV. Целевая аудитория потребителей круизного туризма

В начале и конце навигации (май, сентябрь - октябрь) более 60 процентов российских (внутренних) туристов относятся к возрастной категории старше 60 лет. В летние месяцы (июнь - август) до 50 процентов туристов составляют семьи с детьми и внуками дошкольного и младшего школьного возраста, пожилые семейные пары - 30 - 40 процентов. В последнее время увеличивается количество туристов более молодых возрастных категорий, что связано с появлением тематических круизных программ и в целом с повышением популярности такого вида отдыха.

Российские туристы, выбирающие круизный туризм, проявляют интерес к культурно-историческим достопримечательностям. Более 80 процентов туристов составляют возвратные туристы, для которых приоритетным при покупке туристских продуктов является появление новых маршрутов и расширение береговых экскурсионных программ в рамках уже существующих маршрутов.

Большую часть российских туристов составляют индивидуальные туристы, которые предпочитают стандартное двухместное размещение со средней продолжительностью маршрутов 7 дней. Организованные группы (экскурсионные группы) и инсентив-программы встречаются реже. Российские туристы предпочитают круизные маршруты, начинающиеся в городе их проживания, и редко дополняют круизные поездки экскурсионными программами до (после) начала.

Более 95 процентов въездных (иностранных) туристов, принимающих участие в российских речных круизах, принадлежат к возрастной категории старше 60 лет, из них более 70 процентов принадлежат к возрастной категории старше 70 лет, остальные туристы относятся к возрастной категории старше 80 лет. При этом от 15 до 20 процентов иностранных круизных туристов могут быть отнесены к маломобильной категории (испытывают проблемы при ходьбе, постоянно используют трости и костыли, передвигаются в инвалидных колясках). Иностранные круизные туристы интересуются в основном культурно-историческими достопримечательностями, при этом их предпочтения зависят от страны проживания.

На мировом круизном рынке основными направлениями формирования и реализации круизных программ, которые интересны потребителю, являются:

персонализация услуг и повышение качества обслуживания;

тематическая направленность круизов;

семейный отдых;

забота об окружающей среде;

здоровый образ жизни, сбалансированное питание;

привлечение более молодой аудитории (30 - 45 лет).

Значительная конкуренция на мировом и в первую очередь на европейском рынке заставляет круизные компании для привлечения новых потребителей предлагать принципиально новые концепции путешествий и конструкционные решения круизных судов, новые подходы к взаимодействию с потребителями.