Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

V. Методологические основы и алгоритмы формирования показателей "Объем платных услуг населению" и "Индекс физического объема платных услуг населению"

V. Методологические основы и алгоритмы формирования

показателей "Объем платных услуг населению" и "Индекс

физического объема платных услуг населению"

19. Объем платных услуг с учетом оценки ненаблюдаемой деятельности (Ов) определяется следующим образом:

Ов = Онб + Онн, (6)

где:

Онб - объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу, тыс руб;

Онн - оценка ненаблюдаемой деятельности по оказанию платных услуг населению, тыс руб.

20. При разработке годовых данных объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу хозяйствующих субъектов (Онб) определяется следующим образом:

Онб = Оксм + Омал + Омк + Оип + Осам, (7)

где:

Оксм - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, включая адвокатскими образованиями (за исключением адвокатских кабинетов), нотариусами, ОАО "РЖД" и его дочерними компаниями, ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", тыс руб;

Омал - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами - малыми предприятиями (кроме микропредприятий), тыс руб;

Омк - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами - микропредприятиями, тыс руб;

Оип - объем платных услуг населению, оказанных индивидуальными предпринимателями и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, тыс руб;

Осам - сумма доходов зарегистрированных налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятые), полученных от физических лиц, тыс руб.

21. В настоящей Методологии под ненаблюдаемой деятельностью в сфере услуг рассматривается работа по оказанию платных услуг населению, которая не может быть учтена традиционными методами статистического наблюдения.

Ненаблюдаемая деятельность по оказанию платных услуг населению подразделяется на следующие группы: теневые операции и неформальный сектор.

К теневым операциям относится скрытая от статистического учета деятельность официально зарегистрированных хозяйствующих субъектов. Она охватывает деятельность тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые предоставили органам государственной статистики заниженные сведения об объеме оказанных населению платных услуг.

Неформальный сектор включает в себя незарегистрированную деятельность по оказанию населению платных услуг гражданами (без государственной регистрации).

Теневые операции и неформальная деятельность включают в себя неофициальную оплату услуг.

Неофициальная оплата услуг представляет собой документально не оформленную плату за услуги (минуя кассу, сверх установленного тарифа, чаевые и тому подобное), включая плату за аренду домов, квартир и других жилых помещений у частных лиц.

Общая оценка ненаблюдаемой деятельности (Онн) определяется следующим образом:

Онн = Осд + Онд + Оноу, (8)

где:

Осд - объем сокрытия платных услуг населению, тыс руб;

Онд - оценка незарегистрированной деятельности, тыс руб;

Оноу - оценка неофициальной оплаты услуг, тыс руб.

Оценка производится по результатам годового наблюдения по форме N 1-услуги в отдельности по каждому виду услуг. По итогам этой оценки рассчитываются коэффициенты-соотношения, которые в дальнейшем используются для определения объема платных услуг населению по полному кругу хозяйствующих субъектов при проведении ежемесячного статистического наблюдения.

22. Для определения объемов сокрытия платных услуг населению производится расчет на основе привлечения косвенных данных из различных источников, включая административные, распространения сложившихся по сопряженным показателям тенденций и соотношений на искомый показатель, а также использование приемов сравнительного анализа, экстраполяции, моделирования, экспертной оценки и тому подобное.

Понятие "объем сокрытия платных услуг населению" (Осд) представляет собой разницу между фактическим объемом платных услуг населению (то есть в действительности оказанных и оплаченных услуг) и их объемом, включенным респондентами в статистическую отчетность.

Расчет объема сокрытия платных услуг населению производится ежегодно отдельно по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам по следующей формуле:

Осдi = Онбi x Ксi, (9)

где:

Онбi - объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу i-го типа хозяйствующих субъектов, тыс руб;

Ксi - коэффициент сокрытия по i-му типу хозяйствующих субъектов;

i - тип хозяйствующих субъектов: индивидуальные предприниматели (i = 1), юридические лица (i = 2).

При расчете объема сокрытия по индивидуальным предпринимателям объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу равен Оип, при расчете по юридическим лицам - сумме Оксм + Омал + Омк.

Коэффициент сокрытия объемов платных услуг населению по i-му типу хозяйствующих субъектов (Ксi) рассчитывается по следующей формуле:

00000014.wmz, (10)

где:

Дсi - доля респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений;

00000015.wmz - коэффициент-соотношение разницы между данными по среднемесячной начисленной заработной плате работников средних и малых предприятий к данным по малым предприятиям по j-му виду услуг.

Для расчета доли респондентов, допускающих отражение в статистической отчетности неполных сведений (Дсi), используются данные формы N 1-ККТ "Отчет о результатах работы налоговых органов по применению контрольно-кассовой техники и использованию специальных банковских счетов", размещенными на официальном сайте ФНС России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://www.nalog.gov.ru/Ваш регион/Деятельность/Иные функции ФНС/Статистика и аналитика/Данные по формам статистической налоговой отчетности.

Из раздела II указанной формы используются следующие показатели:

единиц

Показатель

Код строки

Индивидуальные предприниматели

Организации

Количество проведенных проверок

2010

Количество проверок, которыми установлены нарушения

2013

Применение этих данных для расчета Дсi осуществляется с допущением, что если у какой-то части хозяйствующих субъектов в ходе проводимых органами ФНС России проверок по применению контрольно-кассовой техники (далее - ККТ) были установлены факты неприменения ККТ и/или нарушения порядка работы с денежной наличностью и ведения кассовых операций, то такова же в пропорции и доля респондентов, указывающих в статистической отчетности неполные сведения:

00000016.wmz, (11)

где:

Пнi - количество проведенных проверок организаций (ИП), по которым установлены нарушения, единиц;

Пвi - общее количество проведенных проверок организаций (ИП), единиц.

Поскольку форма N 1-ККТ разрабатывается налоговыми органами в целом без распределения проверок по видам экономической деятельности, которыми занимаются проверяемые хозяйствующие субъекты, то условно принимается, что доля респондентов, не показывающих в статотчетности полные сведения, одинакова по всем видам услуг.

В целом по экономике балансовым методом производится оценка ненаблюдаемой оплаты труда наемных работников. Так, например, в 2020 году фактическая оплата труда превышала официальную на 32,5%. Исходя из этого средний уровень занижения респондентами сведений в статистической отчетности в целом по экономике можно оценить в 0,325.

Однако использование этого соотношения может служить лишь общим ориентиром при определении среднего уровня занижения сведений об объеме платных услуг населению в статотчетности, так как оно не учитывает ни территориальные различия, ни особенности видов деятельности по оказанию разных видов услуг.

Для учета этих различий и особенностей в расчетах используются данные о среднемесячной начисленной заработной плате работников организаций, которые разрабатываются в разрезе субъектов Российской Федерации, видов экономической деятельности и категорий хозяйствующих субъектов.

При этом исходя из предположения, что на предприятиях, занимающихся производством одних и тех же видов услуг, уровень оплаты труда работников примерно одинаков у средних и малых предприятий, а также что вероятность сокрытия объемов деятельности наиболее высока в сфере малого бизнеса, рассчитывается коэффициент-соотношение среднемесячной начисленной заработной платы работников средних и малых предприятий 00000017.wmz по видам услуг (j).

Для расчета коэффициента-соотношения 00000018.wmz применяются данные форм NN П-4, ПМ.

Поскольку содержание видов платных услуг по форме N 1-услуги не полностью совпадает с видами экономической деятельности по ОКВЭД2 по формам NN П-4, ПМ, то при выборе вида деятельности, соответствующего виду платных услуг населению, используются группировки ОКВЭД2 на уровне двух, трех знаков (классы/подклассы).

Расчет 00000019.wmz производится согласно схеме, представленной ниже таблицы:

Классы (подклассы) видов экономической деятельности (ОКВЭД2)

Среднемесячная начисленная заработная плата работников в году, рублей

Виды платных услуг населению

Коэффициент-соотношение разницы между данными по среднемесячной начисленной заработной плате работников средних и малых предприятий к данным по малым предприятиям 00000020.wmz

средние предприятия

малые предприятия

1

2

3

4

5 = (2 - 3) / 3

15.2 Производство обуви

Ремонт, окраска и пошив обуви

14 Производство одежды

Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

95 Ремонт компьютеров, предметов личного потребления и хозяйственно-бытового назначения

Ремонт и техническое обслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий

45.2 Техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств

Техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, машин и оборудования

31.0 Производство мебели

Изготовление и ремонт мебели

96.0 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Химическая чистка и крашение, услуги прачечных

41 Строительство зданий

Ремонт и строительство жилья и других построек

74.2 Деятельность в области фотографии

Услуги фотоателье

96.0 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Услуги саун, бань и душевых

96.0 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Парикмахерские и косметические услуги

77.2 Прокат и аренда предметов личного пользования и хозяйственно-бытового назначения

Услуги по аренде, лизингу и прокату

96.0 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Ритуальные услуги

96.0 Деятельность по предоставлению прочих персональных услуг

Прочие виды бытовых услуг

49.3 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта

Транспортные услуги

53 Деятельность почтовой связи и курьерская деятельность

Услуги почтовой связи и курьерские услуги

61 Деятельность в сфере телекоммуникаций

Услуги телекоммуникационные

68.3 Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе

Жилищные услуги

35.3 Производство, передача и распределение пара и горячей воды; кондиционирование воздуха

Коммунальные услуги

93.2 Деятельность в области отдыха и развлечений

Услуги учреждений культуры

79 Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

Услуги туристических агентств, туроператоров и прочие услуги по бронированию и сопутствующие им услуги

55.1 Деятельность гостиниц и прочих мест для временного проживания

Услуги гостиниц и аналогичные услуги по предоставлению временного жилья

93.1 Деятельность в области спорта

Услуги физической культуры и спорта

86 Деятельность в области здравоохранения

Медицинские услуги

55 Деятельность по предоставлению мест для временного проживания

Услуги специализированных коллективных средств размещения

86.9 Деятельность в области медицины прочая

Услуги санаторно-курортных организаций

75 Деятельность ветеринарная

Ветеринарные услуги

69.1 Деятельность в области права

Услуги юридические

85 Образование

Услуги системы образования

87 Деятельность по уходу с обеспечением проживания

Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам

62.0 Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги

Прочие платные услуги

В среднем по кодам 62.0, 68.3, 69.2, 73.1

68.3 Операции с недвижимым имуществом за вознаграждение или на договорной основе

69.2 Деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, по проведению финансового аудита, по налоговому консультированию

73.1 Деятельность рекламная

По виду услуг "Прочие платные услуги" для расчета коэффициента-соотношения среднемесячной начисленной заработной платы работников средних и малых предприятий производится расчет по средним и малым предприятиям. Сумма произведений среднемесячной начисленной заработной платы работников и среднесписочной численности работников каждого класса/подкласса вида деятельности из графы 1 делится на сумму среднесписочной численности работников видов деятельности, перечисленных в графе 1. После этого рассчитывается разница между полученными значениями по средним и по малым предприятиям.

Коэффициент-соотношение разницы между данными по среднемесячной начисленной заработной плате работников средних и малых предприятий к данным по малым предприятиям 00000021.wmz рассчитывается только в разрезе видов услуг (без распределения по типам хозяйствующих субъектов), поэтому в расчет Ксi для совокупностей юридических лиц и индивидуальных предпринимателей берется одинаковое значение этого показателя.

В случае если при расчете по данной схеме по какому-либо виду услуг получено отрицательное значение 00000022.wmz, производится экспертная оценка 00000023.wmz на основе других источников информации. Например, путем замены подкласса экономической деятельности на другой, если данный вид платных услуг включает наряду с этим и другие подклассы, или использования в расчетах разницы между соответствующими данными по малым предприятиям (без микропредприятий) и микропредприятиям, или аналогичных данных по одному из близлежащих субъектов Российской Федерации, или средних значений по этому виду услуг за последние 4 - 5 лет.

Общий объем сокрытия платных услуг населению (Осд) определяется как сумма объемов сокрытий по индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам:

00000024.wmz. (12)

23. Оценка незарегистрированной деятельности производится из предположения, что имеющие государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя и не имеющие таковой граждане, занимающиеся оказанием населению одинаковых видов платных услуг, работают с одинаковой производительностью труда. Исходя из этого объем платных услуг населению, оказанных незарегистрированными предпринимателями (Онд), определяется по формуле:

Онд = Оип * Снд, (13)

где:

Оип - объем платных услуг населению, оказанных индивидуальными предпринимателями, имеющими государственную регистрацию, тыс руб;

Снд - соотношение численности незарегистрированных предпринимателей к численности граждан, имеющих государственную регистрацию в качестве индивидуального предпринимателя.

Указанное соотношение (Снд) рассчитывается следующим образом:

00000025.wmz, (14)

где:

Чнд - численность граждан, занимающихся оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и работающих у индивидуальных предпринимателей и других граждан на основе устной договоренности, чел;

ЧНф - численность занятых в неформальном секторе экономики, чел.

Численность занятых в неформальном секторе экономики и численность граждан, занимающихся оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, определяются на основе данных выборочного обследования рабочей силы, которое проводится во всех субъектах Российской Федерации с целью формирования официальной статистической информации о численности составе рабочей силы, занятых и безработных, лиц, не входящих в состав рабочей силы.

Обследование проводится путем опроса членов домашних хозяйств (респондентов) и записи ответов на вопросы в соответствии с утвержденной приказом Росстата от 30 июля 2021 г. N 457 формой федерального статистического наблюдения N 1-З "Анкета выборочного обследования рабочей силы" (далее - Анкета), которая находится в открытом доступе на официальном сайте Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (https://rosstat.gov.ru).

Более подробная информация об этом обследовании содержится в Методологических положениях по проведению выборочного обследования рабочей силы, утвержденных приказом Росстата от 30 июня 2017 г. N 445.

В данные о численности занятых в неформальном секторе экономики (Чнф) включаются данные о численности не только тех граждан, для которых работа в неформальном секторе является основным занятием (основная работа), но и тех граждан, для кого это дополнительный приработок (дополнительная работа).

Совокупность тех, для кого это основная работа, определяется по количеству респондентов, указавших при ответе на вопросы Анкеты N 19, 20, 33 следующие варианты ответов:

N вопроса в анкете

Вопрос

Нужные варианты ответов

N ответа

Ответ

19

Скажите, пожалуйста, как бы Вы описали свою работу на прошлой неделе?

Вы работали:

10

В сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП), на предприятии индивидуального предпринимателя 00000026.wmz в. 20

2

В фермерском хозяйстве 00000027.wmz в. 20

5

На индивидуальной основе, включая самозанятость (в том числе незарегистрированную) 00000028.wmz в. 21

8

По найму у индивидуальных предпринимателей 00000029.wmz в. 23

9

По найму у других граждан 00000030.wmz в. 20-1

6

В собственном домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи 00000031.wmz в. 28

20

Работали ли Вы в качестве:

1

Наемного работника за заработную плату (денежное довольствие), вознаграждение деньгами или в натуральной форме 00000032.wmz в. 23

2

Владельца (совладельца) собственного предприятия или бизнеса 00000033.wmz в. 21

33

Назовите, пожалуйста, преобладающий вид деятельности структурного подразделения организации, в котором Вы работали на прошлой неделе, или собственного дела, если Вы занимались предпринимательской деятельностью или работали по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей. Если в Вашей организации нет структурных подразделений, то укажите преобладающий вид деятельности организации.

Должен быть указан один из видов экономической деятельности, перечисленных в таблице на стр. 23 - 26 <1>

--------------------------------

<1> С учетом того, что данные обследований рабочей силы участвуют в расчетах незарегистрированной деятельности по оказанию платных услуг населению не в абсолютном выражении, а в качестве относительных величин (в виде доли), при выборе видов экономической деятельности по ОКВЭД2, соответствующих выделяемым в статистической отчетности по платным услугам населению видам услуг, необязательно их полное совпадение по содержанию. Достаточно использовать группировки ОКВЭД2 на уровне трех знаков (подклассы).

Совокупность тех, для кого это дополнительная работа - следующие варианты ответов на вопросы Анкеты N 44, 45, 49:

N вопроса в анкете

Вопрос

Нужные варианты ответов

N ответа

Ответ

44

Расскажите, пожалуйста, о той дополнительной работе или подработке, которую Вы считаете наиболее важной. Была ли эта работа:

10

В сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП), на предприятии индивидуального предпринимателя 00000034.wmz в. 45

2

В фермерском хозяйстве 00000035.wmz в. 45

5

На индивидуальной основе, включая самозанятость (в том числе незарегистрированную) 00000036.wmz в. 46

4

По найму у индивидуального предпринимателя или других граждан 00000037.wmz в. 48

6

В собственном домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи 00000038.wmz в. 49

45

Работали ли Вы на дополнительной работе в качестве:

1

Наемного работника за заработную плату (денежное довольствие), вознаграждение деньгами или в натуральной форме 00000039.wmz в. 48

2

Владельца (совладельца) собственного предприятия

или собственного дела 00000040.wmz в. 46

49

Назовите, пожалуйста, преобладающий вид деятельности структурного подразделения, организации, где у Вас была дополнительная работа, о которой Вы мне рассказали, или собственного дела, если Вы в качестве дополнительной работы занимались предпринимательской деятельностью или работали по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей. Если в этой организации нет структурных подразделений, то укажите преобладающий вид деятельности организации, где у Вас была дополнительная работа.

Должен быть указан один из видов экономической деятельности, перечисленных в таблице на стр. 23 - 26 <1>

<1> См. сноску на стр. 29.

Полученные таким образом совокупности суммируются.

Далее из этого количества граждан необходимо выделить число граждан, занимающихся оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя на основной или дополнительной работе. Это делается на основе ответов, данных этой же совокупностью интервьюируемых, на вопросы Анкеты N 21 (для тех, для кого это основная работа) и N 46 (для тех, для кого это дополнительная работа). Таким образом, число граждан, занимающихся оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (Чнд), определяется на основе сочетания следующих вариантов ответов:

Для основной работы:

N вопроса в анкете

Вопрос

Нужные варианты ответов

N ответа

Ответ

19

Скажите, пожалуйста, как бы Вы описали свою работу на прошлой неделе? Вы работали:

10

В сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП), на предприятии индивидуального предпринимателя 00000041.wmz в. 20

2

В фермерском хозяйстве 00000042.wmz в. 20

5

На индивидуальной основе, включая самозанятость (в том числе незарегистрированную) 00000043.wmz в. 21

8

По найму у индивидуальных предпринимателей 00000044.wmz в. 23

9

По найму у других граждан 00000045.wmz в. 20-1

6

В собственном домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи 00000046.wmz в. 28

20

Работали ли Вы в качестве:

1

Наемного работника за заработную плату (денежное довольствие), вознаграждение деньгами или в натуральной форме 00000047.wmz в. 23

2

Владельца (совладельца) собственного предприятия или бизнеса 00000048.wmz в. 21

21

На каких условиях осуществлялась деятельность Вашего предприятия или собственного дела?

2

Без регистрации или оформления документов 00000049.wmz в. 22

23

Ваши трудовые отношения оформлены на основе:

3

Устной договоренности с работодателем, без оформления документов 00000050.wmz в. 23-1

33

Назовите, пожалуйста, преобладающий вид деятельности структурного подразделения организации, в котором Вы работали на прошлой неделе, или собственного дела, если Вы занимались предпринимательской деятельностью или работали по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей. Если в Вашей организации нет структурных подразделений, то укажите преобладающий вид деятельности организации.

Должен быть указан один из видов экономической деятельности, перечисленных в таблице на стр. 23 - 26 <1>

<1> См. сноску на стр. 29.

Для дополнительной работы:

N вопроса в анкете

Вопрос

Нужные варианты ответов

N ответа

Ответ

44

Расскажите, пожалуйста, о той дополнительной работе или подработке, которую Вы считаете наиболее важной. Была ли эта работа:

10

В сфере предпринимательской деятельности без образования юридического лица (ИП), на предприятии индивидуального предпринимателя 00000051.wmz в. 45

2

В фермерском хозяйстве 00000052.wmz в. 45

5

На индивидуальной основе, включая самозанятость (в том числе незарегистрированную) 00000053.wmz в. 46

4

По найму у индивидуального предпринимателя или других граждан 00000054.wmz в. 48

6

В собственном домашнем хозяйстве производством продукции сельского, лесного хозяйства, охоты и рыболовства для продажи 00000055.wmz в. 49

45

Работали ли Вы на дополнительной работе в качестве:

1

Наемного работника за заработную плату (денежное довольствие), вознаграждение деньгами или в натуральной форме 00000056.wmz в. 48

2

Владельца (совладельца) собственного предприятия или собственного дела 00000057.wmz в. 46

46

На каких условиях осуществлялась деятельность Вашего предприятия или собственного дела на дополнительной работе?

2

Без регистрации или оформления документов 00000058.wmz в. 47

48

Ваши трудовые отношения оформлены на основе:

3

Устной договоренности с работодателем, без оформления документов 00000059.wmz в. 48-1

49

Назовите, пожалуйста, преобладающий вид деятельности структурного подразделения, организации, где у Вас была дополнительная работа, о которой Вы мне рассказали, или собственного дела, если Вы в качестве дополнительной работы занимались предпринимательской деятельностью или работали по найму у физических лиц, индивидуальных предпринимателей. Если в этой организации нет структурных подразделений, то укажите преобладающий вид деятельности организации, где у Вас была дополнительная работа.

Должен быть указан один из видов экономической деятельности, перечисленных в таблице на стр. 23 - 26 <1>

<1> См. сноску на стр. 29.

Полученные в результате совокупности суммируются, и таким образом определяется численность граждан, занимающихся оказанием платных услуг населению без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (Чнд).

24. Для оценки неофициальной оплаты услуг применяется метод сопоставления данных об объеме потребленных населением платных услуг, полученных из разных источников: от производителей услуг (на основе федерального статистического наблюдения с досчетами на скрытую и незарегистрированную деятельность) и от потребителей услуг (на основе материалов обследования бюджетов домашних хозяйств (ОБДХ).

В рамках ОБДХ рассчитываются потребительские расходы домашних хозяйств на оплату услуг с выделением отдельных видов услуг. С некоторым допуском можно принять этот показатель идентичным показателю "Объем платных услуг населению". В этом случае превышение данных ОБДХ над данными об объеме платных услуг населению можно считать оценкой неофициальной оплаты услуг.

При этом следует иметь в виду, что неофициальная оплата услуг распространена при оказании не всех видов услуг, а только отдельных из них (медицинских, образовательных, физической культуры и спорта, ремонтных, парикмахерских, ритуальных услуг, услуг бань и тому подобных).

Расхождение данных об объеме платных услуг населению с данными ОБДХ может быть за счет разной методологии учета экспорта услуг и оплаты услуг работодателями.

Для сопоставления данных об объеме платных услуг населению с данными ОБДХ последние должны быть переформированы под видовую структуру объема платных услуг населению с использованием таблицы соответствия видов услуг по ОКПД2 и направлений потребления по используемому в бюджетном обследовании Классификатору индивидуального потребления домашних хозяйств по целям, версия 5 (далее - КИПЦ-ДХ), приведенной в приложении N 3 к настоящей Методологии.

Поскольку уровень дезагрегации большинства направлений потребления по КИПЦ-ДХ позволяет достигнуть лишь частичного их соответствия подгруппам/видам услуг по ОКПД2, для корректного сопоставления при распределении данных ОБДХ по соответствующим подгруппам/видам платных услуг населению необходимо использовать экспертные оценки.

Значения экспертных оценок в разрезе направлений потребления приведены в приложении N 3. Специалист территориального органа Росстата, осуществляющий оценку неофициальной оплаты услуг, вправе в ходе расчетов уточнить эти значения с тем, чтобы учесть местные особенности в потреблении услуг на данной территории. При этом должен быть соблюден арифметический контроль: если сумма приведенных в приложении N 3 по какому-то направлению потребления экспертных оценок доли равна единице, то и после уточнения они также должны в сумме давать единицу.

Пример (данные условные):

По данным ОБДХ, "Ремонт, пошив и прокат одежды" (код идентификационный по КИПЦ-ДХ - 214) составил в отчетном периоде 150 млн рублей. В части пошива одежды это направление потребления соответствует подгруппе услуг "Ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий" (код ОКПД2 95.29.11.001.АГ), а в части проката одежды - виду "Услуги по аренде, лизингу и прокату" (код ОКПД2 77.21.10.001.АГ). Данные ОБДХ должны быть распределены между этими двумя видами услуг следующим образом:

Наименование видов услуг

Код ОКПД2

Экспертная оценка доли

Расчет

ремонт и пошив швейных, меховых и кожаных изделий, головных уборов и изделий текстильной галантереи, ремонт, пошив и вязание трикотажных изделий

95.29.11.001.АГ

0,85

150 x 0,85 = 127,5

услуги по аренде, лизингу и прокату

77.21.10.001.АГ

0,15

150 x 0,15 = 22,5

Таким образом, из 150 млн рублей, показанных в ОБДХ по строке "Ремонт, пошив и прокат одежды" 127,5 млн рублей соответствует коду ОКПД2 95.29.11.001.АГ и 22,5 млн рублей - коду ОКПД2 77.21.10.001.АГ.

После переформирования данных ОБДХ по структуре объема платных услуг населению производится оценка неофициальной оплаты услуг (Оноу) по следующей формуле:

Оноу = Обдх - (Онб + Осд + Онд), (14)

где:

Обдх - расходы населения на оплату услуг по данным ОБДХ, распространенные на генеральную совокупность и переформированные с использованием таблицы соответствия видов услуг по ОКПД2 направлениям потребления по КИПЦ-ДХ и экспертных оценок доли, тыс руб;

Онб - объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу, тыс руб;

Осд - объем сокрытия платных услуг населению по всем типам хозяйствующих субъектов, тыс руб;

Онд - оценка объемов незарегистрированной деятельности, тыс руб.

Полученные отрицательные величины разницы между Обдх и О(нб+сд+нд) не рассматриваются, в дальнейшие расчеты берутся только положительные значения Оноу.

Для повышения качества оценки объемов неофициальной оплаты услуг необходимо провести ретроспективный анализ.

Если из года в год тенденция в соотношении Обдх и О(нб+сд+нд) меняется, то причина может быть в разном наполнении этих показателей. Тогда следует проверить, соблюдены ли соответствия и пропорции между идентификационными кодами КИПЦ-ДХ и ОКПД2, приведенными в приложении N 3 к настоящей Методологии.

Если в отчетном году наблюдается резкое отличие в соотношении Обдх и (Онб + Осд + Онд) по сравнению со сложившейся на протяжении 4 - 5 последних лет единой тенденцией, необходимо учитывать следующие факторы:

а) приобретение услуг жителями данного субъекта Российской Федерации в соседнем субъекте. Это особенно характерно для Московской и Ленинградской областей;

б) особенности оказания отдельных услуг. Например, не имеет смысла производить сопоставление на уровне субъекта Российской Федерации по услугам гостиниц и аналогичным услугам по предоставлению временного жилья, так как эта услуга потребляется за пределами обычного места жительства потребителя, причем по большей части в других субъектах Российской Федерации. В некоторой мере это относится и к услугам санаторно-курортных организаций;

в) из-за разного методологического наполнения при сопоставлении по услугам туристических агентств, туроператоров и прочим услугам по бронированию и сопутствующим им услугам необходимо учитывать, что при бюджетном обследовании в них включается полная стоимость зарубежного тура (путевки), в объеме же платных услуг населению зарубежный тур учитывается только в части услуг, оказанных туристу резидентами российской экономики. В случае получения по этому виду услуг некорректного результата сопоставления необходимо провести дополнительный анализ с привлечением данных федерального статистического наблюдения за деятельностью туристских фирм (форма N 1-турфирма);

г) корректное распространение итогов бюджетного обследования на генеральную совокупность по коммунальным услугам возможно только при условии, если структура попавших в выборку домохозяйств по оснащению занимаемых ими жилых помещений видами благоустройств (горячее и холодное водоснабжение, канализация, электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение) близка к соответствующим характеристикам жилищного фонда в целом по субъекту Российской Федерации.

По результатам проведенного анализа специалист территориального органа Росстата, осуществляющий расчет по настоящей Методологии, принимает решение о целесообразности корректировки полученного значения Оноу на основе учета региональных особенностей, привлечения косвенных данных и другой информации из имеющихся источников. В случае значительных расхождений возможно использование средних за 4 - 5 последних лет данных ОБДХ, соответствующих виду услуг.

25. В месячных разработках объем платных услуг населению по наблюдаемому кругу хозяйствующих субъектов (Онб) определяется следующим образом:

Онб = Оксм + Осам, (15)

где:

Оксм - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, включая адвокатскими образованиями (за исключением адвокатских кабинетов), нотариусами, ОАО "РЖД" и его дочерними компаниями, ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", тыс руб;

Осам - сумма доходов зарегистрированных налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход" (самозанятые), полученных от физических лиц, тыс руб.

26. После формирования по итогам отчетного года официальной статистической информации об объеме платных услуг населению с учетом оценки ненаблюдаемой деятельности рассчитываются коэффициенты-соотношения, предназначенные для досчета объема платных услуг населению до полного круга при разработке месячных данных в период до следующего годового отчета. По каждому виду услуг рассчитываются два коэффициента:

а) коэффициент-соотношение для определения объема платных услуг населению, оказанных субъектами малого предпринимательства (официально зарегистрированными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями), сведения о деятельности которых поступают в органы государственной статистики только с годовой периодичностью (Км).

Коэффициент-соотношение Км определяется по формуле:

00000060.wmz, (16)

где:

Омал - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами малыми предприятиями (кроме микропредприятий), тыс руб;

Омк - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами - микропредприятиями, тыс руб;

Оип - объем платных услуг населению, оказанных индивидуальными предпринимателями и адвокатами, учредившими адвокатские кабинеты, тыс руб;

Оксм - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, включая адвокатскими образованиями (за исключением адвокатских кабинетов), нотариусами, ОАО "РЖД" и его дочерними компаниями, ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии", тыс руб;

б) коэффициент-соотношение для определения объема платных услуг населению, оказанных в ненаблюдаемом секторе экономики (Кнн).

Для расчета коэффициента-соотношения Кнн применяется следующая формула:

00000061.wmz, (17)

где:

Осд - объем сокрытия платных услуг населению, тыс руб;

Онд - оценка незарегистрированной деятельности, тыс руб;

Оноу - оценка неофициальной оплаты услуг, тыс руб;

Оксм - объем платных услуг населению, оказанных юридическими лицами, не относящимися к субъектам малого предпринимательства, адвокатскими образованиями (за исключением адвокатских кабинетов), нотариусами, ОАО "РЖД" и его дочерними компаниями, ПАО "Аэрофлот - Российские авиалинии".

27. При разработке месячных данных объем платных услуг населению с учетом оценки ненаблюдаемой деятельности (Ов) получается суммированием объемов:

Ов = Оксм + Омал + Омк + Оип + Осам + Онн. (18)

Расчеты производятся по данным за отчетный и предыдущий отчетному месяцы. Нарастающий итог получается суммированием месячных данных.

28. В случае если в субъекте Российской Федерации оказанием населению какого-либо вида услуг занимаются только субъекты малого предпринимательства (то есть Ов = Омал + Омк + Оип + Онн, а Оксм = 0 и Осам = 0), и по этой причине при формировании ежемесячных данных будет отсутствовать необходимая база для досчета до полного круга (поскольку Оксм + Осам = 0), расчет объема платных услуг населению, оказанных субъектами малого предпринимательства (Омал, Омк, Оип), и объема платных услуг населению, оказанных в ненаблюдаемом секторе экономики (Онн), по данному виду услуг следует производить следующим образом:

соответствующая составляющая объема платных услуг данного вида (Омал + Омк + Оип и Онн), сформированная при разработке формы N 1-услуги за предыдущий год, делится на 12 месяцев, а затем умножается на ИПЦ по данному виду услуг к соответствующему месяцу предыдущего года.

29. Для разработки годового отчета за предыдущий год в расчет берутся данные за предшествующий предыдущему году отчет, но при этом их следует умножить на ИПЦ, равный произведению индексов за требуемый месяц предыдущего года к соответствующему месяцу года, предшествующего предыдущему, и за аналогичный месяц отчетного года к соответствующему месяцу предыдущему году.

30. В целях повышения точности оценки ненаблюдаемой деятельности по оказанию платных услуг населению на основе коэффициентов-соотношений, рассчитанных по данным за предыдущий год, допускается их корректировка в ходе дальнейшего использования.

В случае, когда организация в отчетном году по сравнению с предыдущим годом изменила тип предприятия (например, перешла из "коммерческих предприятий, не относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства", в "малые предприятия"), необходимо увеличить коэффициент-соотношение для определения объема платных услуг населению, оказанных субъектами малого предпринимательства (Км), с момента этого перехода на долю в нем этого предприятия.

Коэффициент-соотношение для определения объема платных услуг населению, оказанных в ненаблюдаемом секторе экономики (Кнн), также может быть скорректирован в целях учета ситуации, складывающейся на рынке услуг в текущем году. Индикаторами этой ситуации могут выступать следующие факторы:

а) Деловая активность и потребительские ожидания в сфере услуг.

Сложившиеся и ожидаемые тенденции в развитии деловой активности на рынке услуг, отражаемые рассчитываемыми на основе федерального статистического наблюдения по форме N 1-ДА (услуги) "Обследование деловой активности в сфере услуг" индикаторами (прежде всего индексом предпринимательской уверенности), и потребительских ожиданиях населения, характеризуемые индексом потребительской уверенности <1>, могут быть обоснованием необходимости корректировки коэффициентов.

--------------------------------

<1> Рассчитывается по данным проводимого Росстатом в соответствии с Федеральным планом статистических работ выборочного обследования потребительских ожиданий населения (позиция 1.9.12). Поскольку данный индекс не разрабатывается в разрезе субъектов Российской Федерации, следует использовать индекс по соответствующему федеральному округу.

б) Динамика цен на услуги.

При рыночных отношениях цена является главным уравновешивающим элементом соотношения спроса и предложения на товар или услугу. Плавный, незначительный рост цены говорит об относительной стабильности указанного соотношения и соотношения между разными секторами реализации (корректировка коэффициентов досчета не требуется). После резкого скачка цены следует ожидать сокращения физического объема спроса на данную услугу и соответственно ее реализации (обоснованным будет уменьшение коэффициентов). Замедление темпов роста цены на услугу после резкого ее удорожания свидетельствует о том, что падение спроса достигло максимальной отметки и в ближайшей перспективе можно ожидать повышения реализации услуги (обоснованным будет увеличение коэффициентов).

в) Динамика заработной платы, пенсий, пособий и динамика задолженности по их выплате.

Рост абсолютного размера заработной платы, пенсий и пособий и сокращение задолженности по их выплате стимулирует платежеспособность населения и способствует росту реализации услуг, нарастание же задолженности, напротив, ведет к снижению покупательского спроса и соответственно объема реализации услуг. В соответствии с этой тенденцией корректируются и коэффициенты Кнн.

г) Динамика оборота розничной торговли.

При возникновении по любой причине ажиотажного спроса на товары, как правило, происходит перераспределение денежных расходов населения в сторону увеличения расходов на покупку товаров за счет сокращения расходов на услуги. В такой ситуации коэффициенты Кнн по услугам должны быть уменьшены.

д) Вид услуг.

Все услуги можно условно разделить на две группы:

услуги, "обязательные" к оплате (жилищно-коммунальные, пассажирского транспорта, ритуальные, услуги абонементной телефонной связи), - физический объем их реализации практически не зависит от экономической ситуации и коэффициент Кнн по ним наименее подвержен изменениям;

остальные услуги - коэффициент Кнн на них может корректироваться в зависимости от текущей ситуации на рынке.

е) Уровень отчетной дисциплины.

При принятии решения о корректировке коэффициента Кнн следует учитывать динамику соотношения отчитавшихся и неотчитавшихся организаций за отчетный месяц. При росте числа неотчитавшихся организаций Кнн должен быть увеличен.

ж) Проводимые мероприятия по борьбе с теневой экономикой.

Это касается мероприятий, проводимых как на федеральном уровне, так и в субъекте Российской Федерации и направленных на повышение собираемости налогов, упорядочивания лицензирования и патентирования определенных видов деятельности, повышения уровня регистрации в установленном порядке хозяйствующие субъектов, а также проводимой политики в отношении индивидуального предпринимательства и других мероприятий, способствующих расширению реального сектора экономики. Индикатором эффективности этих мероприятий является положительная динамика уровня собираемости налогов: в этом случае коэффициент Кнн должен быть уменьшен.

Величина корректировки коэффициентов определяется экспертным путем с учетом всех перечисленных факторов в комплексе, что обеспечивает обоснованное объяснение каждого случая изменения коэффициента.

31. Индекс физического объема платных услуг населению (ИФО) - относительный показатель, характеризующий изменение (динамику) объема платных услуг населению в текущем периоде по сравнению с базисным периодом в сопоставимых ценах. Этот индекс показывает, насколько увеличился (уменьшился) объем платных услуг населению в результате изменения только его физического объема при исключении влияния ценового фактора.

При разработке годовых данных ИФО рассчитывается за отчетный год по сравнению с предыдущим годом, при разработке месячных данных - за отчетный месяц по сравнению с предыдущим месяцем и с соответствующим месяцем предыдущего года, а также за период с начала текущего года по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года.

ИФО (Iq) исчисляется путем деления темпа роста объема платных услуг населению по данному виду услуг в фактических ценах на соответствующий индекс потребительских цен (ИПЦ):

00000062.wmz, (20)

где:

qj1pj1, qj0pj0 - стоимость оказанной j-услуги (j-й группы услуг) в текущем и базисном периодах.

Ip - индекс потребительских цен на j-услугу (j-ю группу услуг).

32. ИПЦ на услуги и ИПЦ на бытовые услуги для расчета соответствующих ИФО не используются в связи со структурными различиями их с объемом платных (и соответственно бытовых) услуг населению по видам.

Для определения сводного ИФО по платным услугам в целом и сводного ИФО по бытовым услугам населению применяется процедура взвешивания ИПЦ по видам услуг на видовую структуру соответственно объема платных услуг населению и объема бытовых услуг населению.

Расчет производится по месячным и годовым данным по следующей схеме: