Срок действия ограничен 31 декабря 2025 года.

XX. Требования охраны труда при проведении водолазных работ с маломерных плавсредств

XX. Требования охраны труда при проведении водолазных работ

с маломерных плавсредств

253. Водолазные спуски с маломерных и маломореходных плавучих средств, шлюпок, катеров, лодок (далее - маломерное судно) проводятся при производстве водолазных работ, когда спуски непосредственно с борта судна или с берега (причала, гидротехнического сооружения, береговой площадки) невозможны или нецелесообразны.

Проведение водолазных спусков с маломерных плавучих средств ограничивается волнением моря не более двух баллов и глубиной спусков до 20 м. Решение о применении маломерных плавсредств для водолазных спусков принимается по результатам оценки рисков руководителем водолазных спусков. При этом необходимо принять к сведению следующие факторы:

а) условия проведения водолазных спусков;

б) вид водолазного снаряжения;

в) безопасность метода спуска водолаза и возможность выхода из воды как самостоятельно, так и с помощью обеспечивающего персонала;

г) технические характеристики и возможности плавсредства;

д) физические возможности водолаза.

254. Водолазные спуски с маломерных плавсредств должны проводиться при обеспечении работы плавсредства с берега или с судна (плавучего объекта). При этом плавсредство должно оставаться в непосредственной близости или на линии прямой видимости, а между ними должна быть организована двухсторонняя связь. При размещении водолазной станции на маломерном плавсредстве на нем должно быть не менее двух человек, допущенных к спускам под воду. При водолазных спусках с плавсредства работающего на удалении от судна или берега руководитель водолазных спусков должен находиться в плавсредстве.

255. Условия, при которых применение маломерных плавсредств для проведения водолазных спусков может быть ограничено:

а) технические характеристики плавсредства (мореходность, остойчивость, непотопляемость, маневренность) не обеспечивают безопасное проведение водолазных спусков и (или) нахождение в плавсредстве работников в конкретных погодных условиях;

б) ограниченные возможности плавсредства по размещению людей и грузов, водолазной станции и недостаточная рабочая площадь палубы;

в) повышенная травмоопасность при работе с плавсредства, при спуске людей в плавсредство или выходе из него, при спуске на воду или подъеме с воды непосредственно самого плавсредства;

г) отсутствие систем навигации или их низкая точность;

д) дальность действия средств связи;

е) мощность движителя и резервирование средств обеспечения движения;

ж) отсутствие на плавсредстве устройств для самостоятельного удержания водолаза возле борта и средств, облегчающих подъем водолаза в плавсредство;

з) отсутствие возможности оказания помощи при нештатной или аварийной ситуации с водолазом.

256. При использовании надувных плавсредств непотопляемость и остойчивость должны обеспечиваться при повреждении одного отсека с учетом размещаемого в плавсредстве персонала и груза (водолазной станции) на время проведения водолазных спусков, а плавсредство должно быть готово дать ход с использованием весел и (или) движителя.

На плавсредстве с жесткими бортами должно быть предусмотрено средство, обеспечивающее свободный выход водолаза из воды, малый трап или площадка.

Среди персонала плавсредства должно быть не менее одного лица, допущенного к управлению плавсредством. Персонал плавсредства должен при проведении водолазных спусков постоянно контролировать место нахождения водолаза любым доступным способом.

257. Спуск водолаза с маломерного плавсредства производится по трапу, падением (вываливанием) спиной за борт из положения сидя на борту или на транцевой доске (для шлюпки без руля) или "приставным шагом" с соблюдением необходимых мер безопасности (поза тела, фиксация элементов снаряжения, отсутствие в воде посторонних предметов и людей).

При производстве водолазных работ с маломерного плавсредства дополнительными вредными и опасными производственными факторами являются:

а) повреждение при ударе о руль и (или) движитель;

б) попадание под винт водолаза, элементов водолазного снаряжения, КШС или сигнального конца;

в) неконтролируемое всплытие водолаза под плавсредство;

г) неконтролируемое падение за борт;

д) травмирование водолаза и повреждение водолазного снаряжения при подъеме на плавсредство.

258. На плавсредстве перед спуском водолаза должен подниматься предупредительный сигнал о проведении водолазных работ.

Особенности производства водолазных работ с маломерного плавсредства в конкретных условиях производственной деятельности, с учетом характеристик и возможностей используемого плавсредства, должны быть учтены в технологической карте на выполнение работ, документах производственного планирования и в инструкциях (руководствах, стандартах), разрабатываемых организацией, выполняющей водолазные работы.