Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Мнение покупателей

Для товаров непроизводственного назначения определение приемлемых заменителей уменьшается до анализа предпочтений потребителей к разным товарам. Этот анализ не может быть математически точным. В этом случае нет необходимости проводить официальный опрос потребительских вкусов. Необходимые сведения можно получить путем опроса наиболее типичных потребителей. Можно также опросить производителей, потребителей и экспертов данной области промышленности о наличии последних примеров переключения потребителей с одного товара на другой в ответ на изменение относительных цен. При этом важно акцентировать внимание человека, дающего интервью именно на изменении относительных цен рассматриваемого товара.

Оценка взаимозаменяемости товаров основывается на определенном мнении. Если произвольно выбранные потребители (случайная выборка) достаточно однозначно указывают, что заменили бы один товар на другой, то можно заключить, что товары являются взаимозаменяемыми и относятся к одному и тому же товарному рынку. В случае неоднозначной оценки следует провести детальное изучение причин, по которым товары являются взаимозаменяемыми для одних потребителей и невзаимозаменяемыми для других.

Пример 6. Вернемся к примеру 3 с двумя типами генераторов, но теперь мы уже имеет дело с двумя типами покупателей.

Первым типом покупателей являются больницы, покупающие генераторы для применения их в аварийных ситуациях и ожидают произвести 1000 киловатт-часов электроэнергии в течение всего срока службы генератора. Ко второму типу относятся строительные компании, которые покупают генераторы для обеспечения энергией насосы, и они планируют получить 20000 киловатт-часов электроэнергии в течение срока службы генератора. Для строительных компаний высокие эксплуатационные расходы генератора 2-го типа делают его общую стоимость значительно выше, чем генератора 1-го типа. Для больниц высокие эксплуатационные расходы при использовании генератора 2-го типа не имеют большого значения в связи с редким использование последнего. Для больниц генераторов 2-го типа - дешевле. Для этих потребителей указанные типы генераторов не принадлежат к одному и тому же рассматриваемому рынку.

Для больниц

Тип 1. 10 млн. + 1000 х 1 х 1000 = 11 млн.

Тип 2. 5 млн. + 1500 х 1,5 х 1000 = 6,5 млн.

Для строительных компаний

Тип 1. 10 млн. + 1000 х 1 х 20000 = 30 млн.

Тип 2. 5 млн. + 1500 х 1,5 х 20000 = 35 млн.

При изменении условий могут измениться результаты. Так, например, если строительные компании запланируют произвести 10000 киловатт-часов электроэнергии, то для них оба типа генераторов будут принадлежать к одному рассматриваемому товарному рынку. В свою очередь для больниц только генераторы 2-го типа будет рассматриваемым товарным рынком.