Производство и потребление инструментальной продукции

Производство инструментальной продукции также является важнейшим элементом отрасли станкоинструментальной промышленности.

В 2014 - 2019 годах потребление инструмента стабильно росло со среднегодовым темпом роста на уровне 11,6 процента в год. Объем потребления инструмента в 2019 году составил 44,5 млрд. рублей, из которых потребление режущего инструмента составило 80 процентов, потребление абразивного инструмента составило 20 процентов. В 2014 - 2019 годах доля импорта в общем потреблении имела отрицательную динамику, снизившись с 77 до 68 процентов.

В период 2014 - 2019 годов наблюдался стабильный рост потребления режущего инструмента на внутреннем рынке на уровне 11 процентов, замедлившийся в 2019 году до 5 процентов в год. Одновременно с этим ориентированное на внутренний рынок производство режущего инструмента росло, за счет чего снижалась доля импорта внутреннего потребления, стабилизировавшись на уровне 77 процентов в 2017 - 2019 годах.

Наиболее самостоятельным сегментом в инструментальной промышленности является сегмент абразивного инструмента, отечественное производство которого обеспечивает 66 процентов внутреннего потребления (55 процентов в 2014 году). В 2014 - 2019 годах на российском рынке абразивного инструмента наблюдался стабильный рост потребления с 5 до 9,3 млрд. рублей в год.

Производство абразивного инструмента характеризуется стабильным ростом в 2014 - 2019 годах с 3,8 до 7,6 млрд. рублей. В отличие от общей динамики развития российской станкоинструментальной промышленности, заключающейся в низком уровне производства и насыщенности рынка зарубежными производителями, производство абразивного инструмента находится на высоком уровне, обеспечивая потребности как внутреннего рынка, так и поставки на внешние рынки.

Несмотря на сравнительно более сильные позиции производителей инструмента на российском рынке по отношению к производству конечной продукции станкостроения, в отрасли сохраняется значительная импортозависимость, обусловленная рядом следующих проблем:

отсутствие научно-технического задела и соответствующее отставание технологического уровня производства продукции;

дефицит кадровых ресурсов.

В рамках реализации Стратегии основными задачами в части развития конкурентоспособного инструментального производства в России являются:

выполнение крупных сквозных комплексных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по созданию и освоению серийного производства широкой номенклатуры отечественного инструмента мирового уровня;

устранение технологического отставания путем создания отечественных инновационных высокопроизводительных технологий и специального оборудования, а также посредством привлечения иностранных технологий (с передачей технологических решений) и оборудования, создания новых инструментальных предприятий, в том числе с совместным участием мировых лидеров и российских производителей;

развитие поставок российской инструментальной продукции на внешние рынки.