Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками

IV. Порядок разработки и реализации мер

по управлению рисками

9. Порядок разработки и реализации мер по управлению рисками включает в себя сбор и анализ информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, выявление и оценку риска, определение мер по минимизации рисков и порядка их применения, разработку и утверждение профилей рисков, риск-категорирование Объектов, участников ВЭД.

10. Сбор и обработка информации, в том числе предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы, проведение анализа и оценки рисков, разработка мер по предотвращению и минимизации рисков осуществляются координаторами СУР следующим образом:

1) сбор, обработка и анализ информации для формирования информационных ресурсов СУР;

2) распределение Объектов, участников ВЭД по категориям уровня риска;

3) формирование профилей рисков,

4) проведение анализа результатов воздействия на риски в целях актуализации, в том числе изменения профилей рисков.

11. Информация, представляемая участниками ВЭД в таможенные органы, передается таможенными органами в информационную систему Роспотребнадзора по межведомственным каналам связи в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия <3>.

--------------------------------

<3> Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

12. Сбор информации осуществляется Роспотребнадзором и его территориальными органами с использованием следующих источников:

1) предварительной информации, представляемой участниками ВЭД в таможенные органы и содержащейся в ЕАИС ТО);

2) информации, содержащейся в ГИР Роспотребнадзора;

3) информации, содержащейся во внеочередных донесениях о возникновении чрезвычайных ситуаций санитарно-эпидемиологического характера <4>, представляемых территориальными органами Роспотребнадзора;

--------------------------------

<4> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.02.2016 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано Минюстом России 24.03.2016 регистрационный N 41525) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.04.2016 N 48 "О внесении изменений в Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.02.2016 N 11 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера" (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2016, регистрационный N 42072).

4) информации, полученной от уполномоченных в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия и общественного здравоохранения служб и организаций иностранных государств, международных организаций, включая уведомления о выявлении опасной и (или) недоброкачественной продукции в рамках международного информационного обмена;

5) информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти;

6) информации, полученной пользователями СУР при непосредственном осуществлении санитарно-карантинного контроля.

13. Анализ информации, полученной из источников, указанных в пункте 12 Порядка, осуществляется координаторами СУР путем обработки собранной информации, включая ее учет, систематизацию, актуализацию, преобразование и хранение.

Преобразование информации осуществляется координаторами СУР путем приведения полученной информации к формату и виду, используемым в информационно-программных средствах Роспотребнадзора и ФТС России.

Хранение информации осуществляется координаторами СУР путем поддержания полученной информации в неизменном состоянии, обеспечивающем возможность ее последующего использования при оценке рисков.

14. Анализ собранной и обработанной информации проводится в целях выявления рисков.

При анализе информации применяются информационно-программные средства ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, алгоритм проведения оценки информации в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2318-08. "Санитарная охрана территории Российской Федерации", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3 <5>, а также прикладное программное обеспечение.

--------------------------------

<5> Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.01.2008 N 3 "Об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.4.2318-08" (зарегистрировано Минюстом России 03.04.2008, регистрационный N 11459) с изменениями, внесенными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 11.01.2016 N 1 "О внесении изменения N 2 в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 10.02.2016 N 41052), постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.11.2016 N 178 "О внесении изменения N 3 в санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации" (зарегистрировано Минюстом России 20.12.2016, регистрационный N 44816).

В случае выявления риска проводится его оценка.

Результат оценки риска является основой для разработки профиля риска.

15. Профили рисков разрабатываются координатором СУР с учетом:

1) применения в отношении Объектов требований Положения о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими таможенную границу Евразийского экономического союза, подконтрольной продукцией (товарами), перемещаемой через таможенную границу Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Евразийском экономическом союзе" (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 28.06.2010) <6> (далее - Решение N 299), в части проведения досмотра подконтрольной продукции (товаров) при наличии санитарно-эпидемиологических показаний, указанных в Решении N 299;

--------------------------------

<6> Являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

2) наименования Объекта в соответствии с Единым перечнем продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденным Решением N 299;

3) кода Объекта по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, утвержденной Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 N 54 "Об утверждении единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза" (официальный сайт Евразийской экономической комиссии http://www.tsouz.ru/, 23.07.2012) <7>;

--------------------------------

<7> Являющимся обязательным для Российской Федерации в соответствии с Договором о Евразийской экономической комиссии от 18.11.2011, ратифицированным Федеральным законом от 01.12.2011 N 374-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийской экономической комиссии" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 49, ст. 7052); Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, ратифицированным Федеральным законом от 03.10.2014 N 279-ФЗ "О ратификации Договора о Евразийском экономическом союзе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2014, N 40, ст. 5310).

4) происхождения товаров, страны отправления и назначения товаров;

5) данных об изготовителе;

6) результатов федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора ранее ввезенных Объектов, произведенных изготовителем;

7) информации о выявленных несоответствующих требованиям технических регламентов Евразийского экономического союза (технических регламентов Таможенного союза) или Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), утвержденным Решением N 299, на продукцию (товары), включенную в раздел II Единого перечня продукции (товаров), подлежащей государственному санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на таможенной границе и таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением N 299 (далее - требования Евразийского экономического союза), Объектах, произведенных изготовителем, и результатов санитарно-эпидемиологической и гигиенической оценки (экспертизы) в отношении указанных Объектов;

8) данных о документах, подтверждающих соответствие Объектов требованиям Евразийского экономического союза, в части санитарно-эпидемиологических требований;

9) информации об организациях, осуществляющих экспорт Объектов, в стране-экспортере (при наличии);

10) информации об организациях, осуществляющих импорт Объектов, в Российской Федерации (при наличии);

11) информации об организациях, осуществляющих перевозку Объектов, и о получателях указанного Объекта (данные о ранее ввезенных Объектах, включая результаты федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора указанных Объектов);

12) предварительной информации, полученной Роспотребнадзором и таможенными органами в соответствии с Законодательством.

16. В зависимости от степени автоматизации выявления рисков определяются следующие профили рисков:

1) профили рисков, направляемые пользователям СУР в электронном виде, риски по которым выявляются в автоматическом режиме информационно-программными средствами на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, без участия должностного лица (далее - автоматические профили рисков);

2) профили рисков, направляемые пользователям СУР в электронном виде, риски по которым выявляются координатором СУР с последующим внесением их в информационно-программные средства на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО на основании информации, полученной из источников, указанных в пункте 12 Порядка (далее - автоматизированные профили рисков);

3) профили рисков, доводимые до пользователей СУР на бумажном носителе, риски по которым выявляются координатором СУР с последующим внесением их в информационно-программные средства на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, без участия должностного лица (далее - неавтоматизированные профили рисков).

17. Выбор Объектов, участников ВЭД для проведения контроля осуществляется в соответствии со следующими индикаторами рисков, включаемыми в область риска автоматических, автоматизированных и неавтоматизированных профилей рисков:

1) индикаторы рисков, определяемые (выявляемые) в автоматическом режиме информационно-программными средствами на базе ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО, алгоритм формирования которых основан, в том числе на сведениях, содержащихся в коммерческих, транспортных (перевозочных) документах;

2) индикаторы рисков, определяемые (выявляемые) самостоятельно пользователями СУР без использования информационно-программных средств ГИР Роспотребнадзора и ЕАИС ТО в соответствии с показаниями и случаями, указанными в пунктах 15 и 22 Порядка проведения государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) на таможенной границе Евразийского экономического союза и на таможенной территории Евразийского экономического союза, утвержденного Решением N 299, и в пункте 18 Правил осуществления санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2011 N 500 <8> (далее - Правила).

--------------------------------

<8> Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3936; 2012, N 18, ст. 2227; 2016, N 47, ст. 6638; 2017, N 10, ст. 1488.

18. Риск-категорирование Объектов, участников ВЭД применяется в целях дифференцированного воздействия на Объекты, участников ВЭД.

Риск-категорирование Объектов, участников ВЭД должно предусматривать выявление в ходе федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора Объектов с признаками риска в соответствии с пунктом 18 Правил, а также использование сведений об уровне риска Объектов, участников ВЭД при применении мер по минимизации рисков.

19. По результатам риск-категорирования все Объекты и участники ВЭД, в отношении которых проводился анализ, группируются по следующим категориям уровня риска Объектов, участников ВЭД:

1) низкий уровень риска,

2) средний уровень риска,

3) высокий уровень риска.

Риск-категорирование осуществляется в целях дифференцированного применения мер по минимизации рисков в зависимости от отнесения Объектов, участников ВЭД к категориям низкого, среднего или высокого уровня риска.

20. На основе мер по управлению рисками пользователями СУР принимается одно из следующих решений <9>:

--------------------------------

<9> Пункт 4.2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

о немедленном вывозе товаров и грузов с территории Российской Федерации;

о ввозе товаров и грузов на территорию Российской Федерации в целях их дальнейшей перевозки в соответствии с заявленной таможенной процедурой;

о направлении товаров и грузов в соответствии с заявленной таможенной процедурой в места назначения (доставки) для проведения досмотра товаров и грузов уполномоченными должностными лицами федерального органа исполнительной власти.

21. Доступ пользователям СУР к информации, содержащейся в информационно-программных средствах, обеспечивающих функционирование СУР, предоставляется координаторами СУР.