ЭНЕРГЕТИКА

Коммерческий учет электроэнергии на розничных рынках и в целях оказания коммунальных услуг обеспечивают гарантирующие поставщики и сетевые организации в том числе посредством интеллектуальных систем учета

В ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению гарантирующие поставщики и сетевые организации обязаны осуществлять контроль соблюдения требований, при которых допускается использование прибора учета электрической энергии для коммерческого учета электрической энергии (мощности), а также извещать заинтересованных субъектов электроэнергетики, потребителей электрической энергии (мощности) и иных владельцев приборов учета электрической энергии о нарушении указанных требований.

Гарантирующие поставщики в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению обязаны осуществлять приобретение, установку, замену, допуск в эксплуатацию приборов учета электрической энергии и (или) иного оборудования, а также нематериальных активов, которые необходимы для обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности), в отношении многоквартирного дома и помещений в многоквартирных домах.

Аналогичные требования предусматриваются в отношении сетевых организаций.

Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии обязаны осуществлять информационный обмен данными, получаемыми в ходе обеспечения коммерческого учета электрической энергии (мощности) на розничных рынках и для оказания коммунальных услуг по электроснабжению, необходимыми для взаиморасчетов за поставки электрической энергии и мощности, а также за связанные с указанными поставками услуги, на безвозмездной основе.

Субъекты электроэнергетики, потребители электрической энергии (мощности) и иные владельцы приборов учета электрической энергии не вправе препятствовать обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) и контролю за осуществлением коммерческого учета электрической энергии (мощности).

В случае отсутствия возможности осуществления расчетов за электрическую энергию (мощность) на основании данных о количестве электрической энергии (мощности), определенных с использованием приборов учета электрической энергии, применяются расчетные способы определения объема или стоимости электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, которые могут предусматривать полное освобождение потребителя электрической энергии (мощности) от оплаты электрической энергии (мощности).

Одновременно в ЖК РФ внесены изменения, в соответствии с которыми предусматривается снижение платы за коммунальную услугу по электроснабжению вплоть до полного освобождения потребителя от оплаты в случаях, порядке и размере, которые установлены законодательством РФ в сфере электроэнергетики.

В целях реализации указанных положений изменены правила организации учета электрической энергии (Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 554), устанавливается порядок предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности) (Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 890), а также скорректированы правила содержания общего имущества в многоквартирном доме и правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (Постановление Правительства РФ от 29.06.2020 N 950).

(Федеральный закон от 27.12.2018 N 522-ФЗ; Письма Минстроя России от 02.07.2020 N 20689-ОГ/04 и от 03.07.2020 N 20753-ОГ/04, Письмо Минэнерго России от 17.09.2020 N ПГ-5780)

Вводится порядок технологического присоединения к электросетям энергопринимающих устройств отдельных категорий потребителей электрической энергии

Речь идет о заявителях:

- юрлицах или ИП при технологическом присоединении по 2-й или 3-й категории надежности энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 150 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных устройств);

- физлицах при технологическом присоединении энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенных устройств), которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

В отношении указанных заявителей:

- положения разделов I, II и IX Правил технологического присоединения применяются, если введенным порядком не установлено иное;

- если технологическое присоединение осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, предусмотрено обеспечение сетевой организацией возможности осуществить действиями заявителя фактическое присоединение к сетям и фактический прием (подачу) напряжения и мощности в соответствии с законодательством и на основании договоров, заключаемых заявителем на розничном рынке.

Установлен порядок заключения договора между сетевой организацией и заявителями, определены обязанности сетевой организации по размещению необходимой информации на официальном сайте в личном кабинете потребителя.

Особенности регулирования отношений с названными категориями заявителей закреплены также в Основных положениях функционирования розничных рынков электрической энергии. Кроме того, с 10 до 7 рабочих дней снижен срок, в течение которого гарантирующий поставщик обязан направить в адрес сетевой организации подписанный проект договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электроэнергии (мощности)) в соответствии с п. 39(1) Основных положений.

(Постановление Правительства РФ от 10.03.2020 N 262)

С 1 июля 2020 года объемы покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым договорам для обеспечения потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, должны составлять не более 50%

Речь идет о покупателях, функционирующих в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством РФ установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков.

(Федеральный закон от 29.12.2014 N 466-ФЗ)

Изменяются правила организации учета электрической энергии

Изменения внесены в Основные положения функционирования розничных рынков электроэнергии, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электроэнергии и Правила технологического присоединения к электрическим сетям.

Расширено понятие "безучетное потребление". К нему отнесены, в частности, случаи вмешательства в работу измерительного комплекса, измерительных трансформаторов, компонентов интеллектуальной системы учета, а также нарушения (повреждения) нанесенных на них пломб или знаков визуального контроля.

В новой редакции изложены правила организации учета электроэнергии на розничных рынках. К существенным условиям договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) и договора о возмездном оказании услуг по передаче электроэнергии отнесена неустойка в размере и в случаях, которые предусмотрены указанными правилами.

Гарантирующие поставщики и сетевые организации обеспечивают коммерческий учет электроэнергии (мощности) на розничных рынках, в том числе путем приобретения, установки, замены, допуска оборудования, а также необходимых нематериальных активов, и последующей их эксплуатации, в том числе с помощью интеллектуальных систем учета электроэнергии (мощности):

- при отсутствии, выходе из строя, утрате, истечении срока эксплуатации или межповерочного интервала оборудования, используемого для коммерческого учета, в том числе не принадлежащего сетевой организации (гарантирующему поставщику);

- в процессе технологического присоединения энергопринимающих устройств (объектов электросетевого хозяйства, объектов по производству электроэнергии (мощности), за исключением установленных случаев.

Изменяются требования к договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)). Например, такой договор должен содержать порядок установки прибора учета, наименование и контакты юридического лица, ответственного за эксплуатацию прибора учета.

Используемые на 1 июля 2020 года приборы учета электрической энергии (измерительные трансформаторы), не соответствующие новым требованиям, могут быть использованы вплоть до истечения их межповерочного интервала, до истечения срока эксплуатации либо до момента выхода их из строя или утраты.

(Постановление Правительства РФ от 18.04.2020 N 554)

Устанавливается порядок предоставления доступа к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета электрической энергии (мощности)

По всем приборам учета электрической энергии, допускаемым (вводимым) в эксплуатацию с 1 января 2022 года для целей коммерческого учета электроэнергии на розничных рынках или предоставления коммунальных услуг по электроснабжению, владельцы интеллектуальных систем учета безвозмездно обеспечивают пользователям возможность использования их функций.

Предоставление пользователю интеллектуальной системы учета доступа к ее функциям в отношении прибора учета электрической энергии должно быть обеспечено с момента присоединения соответствующего прибора учета к интеллектуальной системе учета соответствующего гарантирующего поставщика или сетевой организации.

Предоставление доступа должно быть обеспечено в объеме, необходимом для реализации прав и обязанностей пользователей интеллектуальной системы учета, предусмотренных законодательством РФ.

Приборы учета электрической энергии, присоединенные к интеллектуальной системе учета, могут передавать информацию по проводным или беспроводным сетям связи, а также по линиям электропередачи с применением соответствующих технологий.

Владельцы интеллектуальных систем учета обязаны обеспечить пользователям интеллектуальных систем учета непрерывный доступ к минимальному набору функций интеллектуальных систем учета.

Также определены перечень функций интеллектуальной системы учета и требования к ним; перечень функций приборов учета электрической энергии, которые могут быть присоединены к интеллектуальной системе учета, и требования к ним; порядок присоединения приборов учета к интеллектуальной системе и предоставления доступа к ее функциям; требования по защите размещаемой информации; требования к порядку обмена информацией.

(Постановление Правительства РФ от 19.06.2020 N 890)