5. Система имитации акустических эффектов

5.

СИСТЕМА ИМИТАЦИИ АКУСТИЧЕСКИХ ЭФФЕКТОВ

5.a

Основные требования

Измерения уровней звукового давления должны производится шумомером 1 класса точности с анализатором спектра, соответствующего требованиям 1 класса точности

Оборудование для моделирования шума в тренажерах вертолетов типов V и IV должны иметь возможность выравнивания частотной характеристики акустической системы в третьоктавных полосах частот с соответствующими допусками

Усилители мощности акустической системы должны обеспечивать пиковый фактор не менее 12 дБ при воспроизведении звуков с наибольшими звуковыми давлениями

Все измерения звукового давления на соответствие данным проверочной контрольной библиотеки для типов тренажеров IV - V в данном разделе должны проводиться в третьоктавных полосах частот в диапазоне от 20 Гц до 10 кГц.

Измерения следует проводить в контрольных точках, соответствующих утвержденному набору данных

Следует проводить измерение в месте, соответствующем утвержденному набору данных

Утвержденный набор данных и результаты испытаний тренажера, должны готовиться с использованием методов анализа сопоставимых данных

Измерения для типов тренажеров I, II и III в данном разделе производятся по уровню звука A

Продолжительность измерений звукового давления в контрольных точках, соответствующих утвержденному набору данных, должно быть не менее 180 с для стационарных режимов полета

5.a.

1) Готовность к запуску двигателя

Первоначальная оценка:

+/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБот первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

На земле

+

Нормальный режим перед запуском двигателей

По мере необходимости должна быть запущена ВСУ

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов

Первоначальная оценка: +/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

+

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Периодическая оценка: различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавных полосе частот

Первоначальная оценка: +/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц,

Периодическая оценка: +/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.a.

2) Работа всех двигателей на нормальном режиме малого газа

a) НВ не вращается (если применимо);

b) НВ вращается

Первоначальная оценка: +/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/-1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

На земле

+

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц,

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

+

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в октавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в октавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

3) Нормальный режим работы всех двигателей в полете

Первоначальная оценка: +/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

На земле

+

Нормальный режим перед отрывом от земли

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов

Первоначальная оценка: +/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

+

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.a.

4) В режиме висения:

а) в зоне влияния земли; м

б) вне зоны влияния земли

Первоначальная оценка: +/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

Висение

+

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Первоначальная оценка: +/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц,

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

+

Первоначальная оценка: +/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.a.

5) При наборе высоты

Первоначальная оценка: +/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

Набор высоты при выполнении полета по маршруту

+

Средняя высота полета

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Первоначальная оценка: +/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

+

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.a.

6) В полете на крейсерском режиме

Первоначальная оценка:

+/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

Полет в крейсерском режиме

+

Нормальная конфигурация крейсерского полета.

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

+

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Первоначальная оценка: +/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.a.

7) Установившийся разворот

Первоначальная оценка:

+/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в треть октавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

Полет в крейсерском режиме

+

Углы крена от 30° до 45°.

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

+

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.a.

8) В режиме РСНВ (авторотация)

Первоначальная оценка:

+/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

РСНВ в стабильном режиме снижении

+

Номинальная частота вращения НВ.

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов.

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

+

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.a.

9) На конечном этапе захода на посадку

Первоначальная оценка:

+/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

Посадка

+

Постоянная воздушная скорость

Для типов тренажеров IV и V соответствие пространственных характеристик определяется возможностями системы воспроизведения звука. Соответствие шумовых характеристик кратковременных режимов полета на фоне соответствующего основного режима и шума окружающей среды устанавливается по субъективной оценке экспертов. Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 40 - 160 Гц и +/- 2.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 1.5 дБ от первоначальной в любой третьоктавной полосе частот

+

Первоначальная оценка:

+/- 6.0 дБ в третьоктавных полосах частот 80 - 160 Гц и +/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

+/- 2.0 дБ от эквивалентного уровня звука А по сравнению с первоначальной оценкой

+

5.b

Особые случаи

5.b.1

Особые случаи продолжительностью более 300 с

Первоначальная оценка:

+/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в третьоктавных полосах частот 200 - 10000 Гц.

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 3 дБ по трем последовательным полосам по сравнению с первоначальной оценкой, а средняя величина абсолютных различий между результатами первоначальной и периодических оценок не может превышать 1.5 дБ

+

Первоначальная оценка:

+/- 3.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в октавных полосах частот 200 - 10000 Гц,

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 3 дБ по трем последовательным полосам по сравнению с первоначальной оценкой, а средняя величина абсолютных различий между результатами первоначальной и периодических оценок не может превышать 2.0 дБ

+

Первоначальная оценка:

+/- 4.0 дБ в третьоктавных полосах частот 20 - 160 Гц и +/- 1.5 дБ в октавных полосах частот 200 - 10000 Гц,

Периодическая оценка:

различие не может превышать +/- 3 дБ по трем последовательным полосам по сравнению с первоначальной оценкой, а средняя величина абсолютных различий между результатами первоначальной и периодических оценок не может превышать 2.0 дБ

+

5.b.2

Особые случаи продолжительностью менее 300 с

Оценка инструментальными методами не проводится. Соответствие устанавливается по субъективной оценке экспертов шумовых характеристик кратковременных режимов полета в особых случаях

Это особые случаи неустойчивого состояния, имеющие особое значение для пилота, которые важно учитывать при его обучении, или характерные для конкретного типа или модели самолета

Обучение должно производиться с применением авиагарнитур

5.c

Фоновый шум

5.c.1

Проникающий шум внешних источников из помещения, где установлен тренажер (далее - фоновый шум) при выключенном оборудовании тренажера (фон 1 на схеме 1)

Первоначальная оценка: уровни фонового шума не должны уровней спектра фон 1, представленных на схеме 1 после таблицы.

Периодическая оценка:

Не более +/- 1 дБ в любой третьоктавной полосе по сравнению с первоначальной оценкой

+

+

+

Измерения уровней звукового давления должны производится шумомером 1 класса точности с анализатором спектра, соответствующего требованиям 1 класса точности

Измерения следует проводить в контрольных точках, соответствующих утвержденному набору данных.

5.c.2

Фоновый шум при включенном оборудовании тренажера без запуска программы обучения (фон 2 на схеме 1)

Первоначальная оценка: уровни фонового шума не должны уровней спектра фон 2, представленных на схеме 1 после таблицы. Периодическая оценка: Не более +/- 1 дБ в любой третьоктавной полосе по сравнению с первоначальной оценкой

+

+

+

Продолжительность измерений не менее 180 с