4. Система визуализации

4.

СИСТЕМА ВИЗУАЛИЗАЦИИ

4.a.

Качество визуальной картины

4.a.1

Непрерывная зона обзора

Система визуализации, обеспечивающая одновременно каждому пилоту непрерывную зону обзора с углом, минимум, 210° по горизонтали и, минимум, 60° по вертикали

Неприменимо

+

+

+

+

Зона обзора должна измеряться с использованием визуального тестового шаблона, заполняющего всю визуальную картину (все каналы), представляющую собой матрицу из 5° квадратов

Учитывая центровку изображения относительно осевой линии вертолета, смещение от точки положения глаз каждого пилота не должно превышать 10°

Установленная настройка должна подтверждаться в ЗОС или результатами приемочных испытаний

Ограничение в 10° может быть увеличено до 12° по практическим соображениям (по причине размера купола кабины экипажа с двойным управлением)

Эксплуатант тренажера должен доказать уполномоченным органом что такое изменение не повлияет на качество обучения

4.a.1

Зона обзора изображения

Система визуализации, обеспечивающая одновременно каждому пилоту непрерывную зону обзора с углом, минимум, 45° по горизонтали и, минимум, 30° по вертикали, если эти параметры не ограничены типом вертолета.

Неприменимо

+

Минимальное расстояние от точки положения глаз пилота до поверхности дисплея прямого обзора не должно быть меньше расстояния до любого прибора на передней приборной панели

Зоны обзора в 30° по вертикали может быть недостаточно для обеспечения соответствия требованиям в отношении видимого участка земли (если требуется). Это должно учитываться при расчете зоны обзора

Принимая во внимание центровку изображения относительно осевой линии вертолета, смещение от точки положения глаз каждого пилота не должно превышать 10°

Ограничение в 10° может быть увеличено до 12° по практическим соображениям (по причине размера купола кабины экипажа с двойным управлением)

Эксплуатант тренажера должен доказать уполномоченным органом, что такое изменение не повлияет на качество обучения

4.a.2.a.1

Геометрия системы визуализации.

Положение изображения

Для каждой точки положения глаз пилотов центр изображения должен находиться между 0° и 2° в горизонтальной плоскости с центровкой изображения относительно осевой линии вертолета и в пределах +/- 0,25° по вертикали для коллимированных дисплеев.

Неприменимо

+

+

+

+

Положение изображения следует проверять относительно осевой линии тренажера. Если в центр изображения по вертикали внесена расчетная поправка, это должно указываться в ЗОС

Для экранов с прямой проекцией: Для каждой точки положения глаз пилотов центр изображения должен находиться между 0° и 10° в горизонтальной плоскости с центровкой изображения относительно осевой линии вертолета и в пределах +/- 0,25° по вертикали и +/- 0,5° по горизонтали дисплеев.

4.a.2.a.2

Геометрия системы визуализации.

Абсолютная геометрия

В указанной минимальной зоне обзора все точки на сетке с шагом 5° должны находиться в пределах 3° расчетного положения, измеренного из точки положения глаз каждого пилота, когда изображение выровнено относительно точки положения глаз пилота

Неприменимо

+

+

+

+

В системах визуализации с зоной обзора, превышающей минимальное значение, геометрия за пределами центральной зоны не должна иметь никаких отвлекающих внимание неоднородностей.

4.a.2.a.3

Геометрия системы визуализации.

Относительная геометрия

Измерения относительных положений точек следует проводить через каждые 5°

Неприменимо

+

+

+

+

При проведении периодического испытания в ходе проверок рекомендуется используется простой предельный калибр

В зоне от -10° до самой нижней видимой точки, для каждого пилота при азимуте 15° в сторону плоскости симметрии вертолета и 0°, 30°, 60° и 85° в противоположную сторону следует проводить вертикальные измерения каждые 1° до края видимого изображения

Относительное положение от одной точки до другой не должно превышать:

зона 1: 0,075°/градус;

зона 2: 0,157°/градус;

зона 3: 0,2°/градус

4.a.2.b

Геометрия изображения не должна иметь отвлекающих внимания неоднородностей

+

4.a.3

Разрешающая способность (детектирование объектов)

Не более 2 угловых минут

Неприменимо

+

+

+

+

Разрешающая способность демонстрируется испытанием объектов, которые занимают требуемый визуальный угол в каждом визуальном канале, используемом в картине, из точки положения глаз пилота. Объект, противолежащий глазу пилота, должен соответствовать допуску. Для испытания в горизонтальной плоскости это можно продемонстрировать с использованием разметки входной кромки ВПП. Следует также продемонстрировать такое соответствие и для испытания в вертикальной плоскости. В ЗОС противолежащие углы должны подтверждаться расчетами

Не более 4 угловых минут

+

4.a.4

Размер точечного источника света

Не более 5 угловых минут

Неприменимо

+

+

+

+

Размер точечного источника света должен измеряться с помощью тестового шаблона, состоящего из одного ряда световых точек белого цвета, отображаемого горизонтальной и вертикальной строками. Должна предусматриваться возможность перемещения световых точек относительно точки положения глаз пилота по всем осям. В точке, в которой модуляция света в каждом визуальном канале становится заметной, следует произвести расчет для определения интервалов между световыми точками. Требуется ЗОС для указания метода испытаний и расчета

Не более 8 угловых минут

+

4.a.5

Коэффициент контрастности растрового изображения поверхности

Не менее чем 8:1

Неприменимо

+

+

+

+

Коэффициент контрастности поверхности следует измерять с помощью растрового тестового шаблона, заполняющего все визуальное изображение (все каналы). Тестовый шаблон должен состоять из квадратов черного и белого цвета размерами не более 10° (для типов тренажера II - V)/5° (для типа I) с белым квадратом в центре каждого канала

Не менее чем 4:1

+

Следует проводить измерения яркости белых квадратов, используя апертурный фотометр с полем зрения 1°, и вычислять среднее значение. Величина минимальной яркости белых квадратов должна составлять 7 кд/м2 (2 фут-ламберт). Аналогично проводится измерение яркости черных квадратов

Коэффициент контрастности составляет среднюю величину яркости белого квадрата, деленную на среднюю величину яркости черного квадрата

При тестировании коэффициента контрастности уровни общего освещения задней части кабины и кабины экипажа тренажера должны быть минимально возможными. Измерения следует проводить в центре квадратов, чтобы не допустить проникновения паразитного света в измерительный прибор

4.a.6

Коэффициент контрастности точечного источника света

Не менее чем 25:1

Неприменимо

+

+

+

+

Коэффициент контрастности точечного источника света следует измерять с помощью тестового шаблона, показывающего область более 1° площади, заполненной белыми точечными источниками света, и сравнивать с соседним фоном.

Не менее чем 8:1

+

Модуляция точечных источников света должна быть заметной на каллиграфических системах и не заметной на растровых системах.

При измерении яркости фона яркий квадрат должен находиться вне зоны обзора фотометра

При тестировании коэффициента контрастности уровня общего освещения задней части кабины и кабины экипажа тренажера должны быть минимально возможными

4.a.7

Яркость точечного источника света

Не менее чем 30 кд/м2

(8,8 фут-ламберт)

Неприменимо

+

+

+

+

Точечные источники света должны воспроизводиться в виде матрицы, образующей квадрат

В каллиграфических системах точечные источники света должны слегка сливаться

На растровых системах точечные источники света должны перекрываться таким образом, чтобы квадрат был сплошным (отдельные точечные источники света не видны)

4.a.8

Яркость поверхности

Не менее чем 20 кд/м2

(5,8 фут-ламберт) на изображении

Неприменимо

+

+

+

+

Яркость поверхности следует измерять на белом растре, используя апертурный фотометр с полем зрения 1°

Точечные источники света не применяются

Допускается использование каллиграфических возможностей для усиления яркости растрового изображения

4.a.9

Уровень черного и последовательная контрастность

Интенсивность черного:

Неприменимо

+

+

+

+

Фотометр должен устанавливаться неподвижно с обзором передней центральной части каждого дисплея

яркость черного многоугольника - яркость фона < 0,015 кд/м2

(0,004 фут-ламберт).

Все проекторы должны быть выключены и в кабине создана максимально возможная темнота. Следует снять основные показания оставшегося окружающего освещения экрана

Последовательная контрастность:

яркость белого многоугольника и яркость черного многоугольника - (яркость фона) > 2000:1

После этого следует включить проекторы, чтобы отобразился черный многоугольник, а затем вторично снять показания и зафиксировать различия между этими показаниями и данными об уровне окружающего освещения.

После этого следует измерить полную яркость белого многоугольника для тестирования последовательной контрастности

Это испытание обычно требуется проводить только для светоклапанных проекторов.

Если это испытание не проводится, то следует представлять ЗОС с указанием причин

4.a.10

Размытость движения

Модуляция между белыми квадратами должна быть видимой с зазорами, составляющими 3 угловые минуты или меньше, при вращении шаблона со скоростью 10°/с

Неприменимо

+

+

+

+

Тестовый шаблон представляет собой решетку, состоящую из пяти квадратов самого яркого белого цвета и уменьшающихся по ширине черных зазоров между ними.

Диапазон ширины черных зазоров должен выходить за пределы требуемого различимого зазора выше и ниже с шагом в 1 угловую минуту

Ширина самых ярких белых квадратов должна быть в 4 раза больше ширины черных зазоров, чтобы избежать временных искажений

Шаблон вращается с требуемой скоростью.

Для проведения испытания по двум осям следует использовать два набора квадратов, один вращающийся по курсу, а второй по тангажу

Ряд стационарных чисел определяет размер зазоров

Это испытание может быть ограничено техническими возможностями визуализации. В отношении таких ограничений необходимо консультироваться с уполномоченным органом

Это испытание обычно требуется проводить только для светоклапанных проекторов

Если испытание не проводится, следует представлять ЗОС с указанием причин

4.a.11

Текстура/пятнистость (спекл-тест)

Контрастность текстуры должна быть < 10%

Неприменимо

+

+

+

+

Требуется ЗОС с описанием метода испытаний.

Обычно это испытание требуется проводить только для лазерных проекторов

Если испытание не проводится, следует представлять ЗОС с указанием причин

4.a.12

Уровень черного при использовании для подготовки моделируемых очков ночного видения (далее - ОНВ) (только для устройства EFVS типа 3)

Яркость черного многоугольника 0.001 кд/м2

(0,0003 фут-ламберт)

Неприменимо

+

+

+

+

Данное испытание следует проводить с нормально работающими проекторами обзора внекабинной обстановки. При проведении этого испытания инфракрасные проекторы должны быть выключены.

Если для моделирования обзора внекабинной обстановки и очков ночного видения используется только один проектор, испытание должно проводиться именно с таким проектором, работающим в режиме ОНВ с использованием соответствующих фильтров

Фотометр должен быть установлен неподвижно и обеспечивать обзор передней центральной части каждого дисплея

Все проекторы должны быть выключены и в кабине создана максимально возможная темнота. Следует снять основные показания оставшегося окружающего освещения экрана

После этого следует включить проекторы обзора внекабинной обстановки, чтобы отобразился черный многоугольник, а затем вторично снять показания и зафиксировать различия между этими показаниями и данными об уровне окружающего освещения

4.a.13

Яркость точечного источника при использовании для подготовки моделируемых ОНВ (только для тренажера EFVS типа 3)

Не менее чем 10 кд/м2

(2,9 фут-ламберт)

Неприменимо

+

+

+

+

Данное испытание следует проводить с нормально работающими ИК проекторами. При проведении этого испытания проекторы обзора внекабинной обстановки должны быть выключены

Если для моделирования обзора внекабинной обстановки и для работы с ОНВ используется только один проектор, испытание должно проводиться именно с этим проектором, работающим в режиме ОНВ, с использованием соответствующих фильтров

Точечные источники света должны быть представлены в виде матрицы, образующей квадрат

Для каллиграфических систем точечные источники должны слегка сливаться.

Для растровых систем точечные источники должны перекрываться таким образом, чтобы образованный квадрат был сплошным (не должно быть видно отдельных источников света)

4.b

Индикация на лобовом стекле

4.b.1

Статическое выравнивание

Статическое выравнивание с представленным изображением. Оптическая ось ИЛС должна выравниваться относительно центра сферического шаблона представленного изображения. Допуск +/- 6 угловых минут

+

+

+

+

Требование по выравниванию относится только к пилоту, выполняющему полет

4.b.2

Индикация параметров систем вертолета

Должно демонстрироваться функционирование в полном объеме на всех режимах полета

+

+

+

+

Следует представить заявление о возможностях системы и продемонстрировать эти возможности

4.b.3

Пространственное положение вертолета согласно ИЛС по сравнению с индикатором положения тренажера (тангаж и крен по горизонту)

Тангаж и крен согласовываются с показаниями приборов вертолета и обзором внекабинной обстановки. Допуск +/- 1°

В полете

+

+

+

+

Требование к выравниванию относится только к пилоту, выполняющему полет

4.c

Бортовая система технического зрения с расширенными возможностями визуализации (EFVS)

4.c.1

Регистрационное испытание

Выравнивание изображения системы EFVS и обзора внекабинной обстановки должно воспроизводить выравнивание, типичное для вертолета и типа системы

Точка взлета и захода на посадку на высоте 60 м (200 фут) над уровнем земли.

+

+

+

+

Учитываются эффекты допусков на выравнивание, указанные в испытании 4.b.1

4.c.2

Дальность видимость на ВПП и калибровка видимости при использовании системы EFVS

Изображение системы EFVS представляет вид с высоты 350 м (1200 футов) и дальность видимости на ВПП 1600 м (1 статутная миля), включая правильную интенсивность света

В полете

+

+

+

+

Визуальная картина в инфракрасном диапазоне, характерная для высоты 350 м (1200 футов) и дальности видимости на ВПП 1600 м (1 ст. миля)

Визуальная картина может быть убрана

4.c.3

Тепловой переход

Демонстрируются эффекты теплового изменения во время перехода от дня к ночи

День и ночь

+

+

+

+

Визуальная картина должна правильно отображать характеристики теплового изменения в период перехода от дня к ночи

4.d

Видимый участок земли

4.d.1

Видимый участок земли. Это испытание проводится только для вертолетов, оборудованных системой посадки по приборам. В тех случаях, когда угол обзора прямо по курсу вниз из кабины пилотов превышает отображаемую зону обзора (нижнюю его часть), то при испытании должен использоваться угол обзора отображения вниз

Ближний конец: должно быть видно правильное количество огней приближения в расчетном видимом участке земли.

Дальний конец: +/- 20% от расчетного видимого участка земли.

В тренажере должны быть видны те входные огни ВПП, которые должны быть видны согласно расчетам

Балансировка в посадочной конфигурации на высоте колес (полозкового шасси) 30 м (100 футов) над зоной приземления ВПП на глиссаде при установке ВПП 300 м (1000 футов) или 350 м (1200 футов)

+

+

+

+

Это испытание предназначено для оценки факторов, влияющих на точность визуальной картины, воспроизводимой для пилота на высоте принятия решения при заходе на посадку по ILS. Эти факторы включают:

1) дальность видимости на ВПП

2) точность моделирования наклона глиссады и курсового посадочного маяка (положение и наклон) при выполнении посадки по ILS;

3) определенные массы, конфигурации и скорости, характерные для точки в пределах области эксплуатационных режимов нормального захода на посадку и посадки;

4) радиовысотомер

Для неопределенных по типу ВС тренажеров следует использовать угол наклона траектории, характерный для данной группы вертолетов.

Если используется неоднородный туман, то в расчет видимости наклонной дальности, используемой для вычисления параметров видимого участка земли, должно быть включено вертикальное изменение горизонтальной видимости и его описание

4.e

Производительность системы визуализации

4.e.1

Производительность системы: день, сумерки, ночь

Не менее 10000 видимых текстурированных поверхностей, 5000 точечных источников света, 16 движущихся объектов

Неприменимо

+

+

+

+

Демонстрируется путем использования визуальной картины, передаваемой теми же режимами формирования изображений, которые используются для создания визуальных картин при обучении пилотов

Необходимые поверхности, точечные источники света и движущиеся объекты должны воспроизводиться одновременно

Указанная производительность должна обеспечивать воспроизведение условий в любое время дня

4.e.3

Производительность системы: день, сумерки, ночь

Не менее 6000 видимых текстурированных поверхностей, 1000 точечных источников света

Неприменимо

+