Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

3. Критерии экспертизы учебника

3. Критерии экспертизы учебника.

N п/п

Критерии экспертизы учебника

Экспертная оценка по критерию <19>

Примечание

3.1.

Принадлежность учебника к совокупности учебников, обеспечивающей преемственность изучения учебного предмета или предметной области на соответствующем уровне образования (за исключением специального учебника).

3.2.

Соответствие наименования учебника наименованию учебного предмета или предметной области соответствующего федерального государственного образовательного стандарта.

3.3.

Соответствие учебника предметной концепции соответствующего учебного предмета или предметной области (при ее наличии).

3.4.

Правильность отображения Государственной границы Российской Федерации и территории Российской Федерации, территорий субъектов Российской Федерации и территорий муниципальных образований, а также наименований географических объектов Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства в области наименований географических объектов, а также политического устройства мира: названий государств и территорий, их столиц и центров, достоверности отображения государственных границ иностранных государств на картографическом материале, представленном в учебнике (при проведении экспертизы учебников, содержащих картографический материал).

3.5.

Обеспечение соответствия содержания учебника требованиям федерального государственного образовательного стандарта по формированию личностных, метапредметных и предметных результатов.

3.6.

Отсутствие в учебнике ошибок, опечаток.

3.7.

Соответствие текста учебника нормам речи русского языка, правилам русского речевого этикета, а также отсутствие в учебнике ненормативной лексики.

3.8.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), противоречащих(ей) Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации и (или) оправдывающих(ей) противоправное поведение.

--------------------------------

<19> Экспертная оценка по критерию определяется в соответствии с

пунктом 10 Порядка.

┌─┬─┐

Стр. │ │ │

└─┴─┘

Лист А экспертного заключения

страница 3

3.9.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на формирование неуважительного отношения к Российской Федерации, органам государственной власти и (или) органам местного самоуправления, народам, проживающим в Российской Федерации, конфессиям, социальным группам.

3.10.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью и жизни (самоубийству).

3.11.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к употреблению наркотических, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табака, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, сидра, пуаре, медовухи, а также безалкогольных тонизирующих напитков, в том числе энергетических, отнесенных национальными стандартами Российской Федерации к безалкогольным.

3.12.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), побуждающих(ей) к асоциальному поведению и (или) образу жизни, в том числе азартным играм, попрошайничеству, бродяжничеству, проституции.

3.13.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), обосновывающих(ей) или оправдывающих(ей) допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающих(ей) осуществить насильственные действия по отношению к людям или животным.

3.14.

Отсутствие в учебнике сведений (информации), направленных(ой) на поддержку и (или) оправдание экстремизма и терроризма.

3.15.

Отсутствие в учебнике информации, отрицающей семейные ценности, пропагандирующей нетрадиционные сексуальные отношения и формирующей неуважение к родителям и (или) другим членам семьи.

3.16.

Полнота представления в содержании учебника научных теорий, составляющих основу современных научных знаний по учебному предмету.

┌─┬─┐

Стр. │ │ │

└─┴─┘

Лист А экспертного заключения

страница 4

3.17.

Использование в содержании учебника понятийного (терминологического) аппарата, соответствующего предметной области научного знания.

3.18.

Отсутствие в содержании учебника недостоверных, научно неподтвержденных и сфабрикованных фактов.

3.19.

Отсутствие в содержании учебника фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию используемых для аргументации, иллюстрации или объяснения научных идей, гипотез или теорий.

3.20.

Наличие в учебнике сведений о передовых достижениях современной науки, техники и технологий, в том числе полученных и разработанных в рамках реализации Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 (при условии применимости).

3.21.

Отражение в учебнике вклада российских деятелей науки, культуры, а также выдающихся изобретателей и инженеров России в развитие научных знаний, культуры и технологического развития (при условии применимости).

3.22.

Направленность содержания учебника на формирование у обучающихся российской гражданской идентичности, ценностных ориентиров верховенства права, поддержания общественной безопасности, свободы и ответственности.

3.23.

Структурированность, логичность и последовательность содержания учебника в изложении предметного материала.

3.24.

Проработанность методического аппарата учебника в части реализации системно-деятельностного подхода в обучении предмету, развития мотивации к учению, интеллектуальной и творческой деятельности обучающихся.

3.25.

Проработанность методического аппарата учебника в части обеспечения овладения обучающимися приемами отбора, анализа, синтеза информации на определенную тему.

┌─┬─┐

Стр. │ │ │

└─┴─┘

Лист А экспертного заключения

страница 5

3.26.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования навыков смыслового чтения, самостоятельной учебной деятельности, применения полученных знаний в практической деятельности.

3.27.

Проработанность методического аппарата учебника в части формирования критического мышления, развития аргументированного представления точки зрения.

3.28.

Обеспечение возможности использования учебника в групповой деятельности обучающихся, поддержке коммуникации между участниками образовательных отношений.

3.29.

Разнообразие видов текстовой информации, иллюстраций, материалов, представленных в графическом и табличном виде в содержании учебника.

3.30.

Изложение материалов учебника с учетом возрастных особенностей психофизиологического развития обучающихся.

3.31.

Соответствие формы подачи материалов учебника примерным адаптированным основным образовательным программам (для специальных учебников).

3.32.

Наличие в тексте учебника ссылок на дополнительные источники информации по предмету, ориентирующие обучающихся использовать достоверные и актуальные источники информации.

3.33.

Соответствие информации, приведенной в методическом пособии для учителя содержанию соответствующего учебника.

3.34.

Соответствие примера рабочей программы по учебному предмету, содержащегося в методическом пособии для учителя, примерной основной образовательной программе и примерной программе по предмету (при наличии).

3.35.

Отсутствие в учебнике заданий, выполнение которых обязательно непосредственно в учебнике, за исключением электронной формы учебника.

┌─┬─┐

Стр. │ │ │

└─┴─┘

Лист А экспертного заключения

страница 6